Оценка благонадежности партнера или контрагента является определяющей функцией любой службы безопасности современной компании. Этот вопрос актуален как на этапе начала работы с контрагентом, так и в дальнейшем, на этапе проверки изменений учредительных документов и деловой репутации. В обзоре мы рассмотрим системы и сервисы для проверки партнеров и контрагентов (юридических лиц), представленные на российском рынке.
- Введение
- Необходимость проверки контрагентов
- Принцип работы автоматизированных систем и сервисов для проверки контрагентов
- Российский рынок продуктов, предназначенных для проверки контрагентов
- Краткий обзор продуктов, предназначенных для проверки контрагентов
- 5.1. Платформы и модули (on-premise)
- 5.1.1. Автоматизированная система «CrossSecurity»
- 5.1.2. DIRECTUM (подсистема «Проверка контрагентов»)
- 5.1.3. SAP Business Partner Screening
- 5.2. Информационные источники (интеграция по API)
- 5.2.1. Контур.Фокус
- 5.2.2. ИнтерФакс СПАРК
- 5.2.3. СБИС
- 5.2.4. Интегрум
- 5.2.5. Casebook
- 5.2.6. Сбербанк (ООО «КОРУС Консалтинг СНГ»)
- 5.2.7. Информационно-аналитическая система «Глобас»
- 5.3. Веб-сервисы проверки контрагентов
- 5.3.1. Сервис «1С:Контрагент»
- 5.3.2. Сервис «Прима-Информ»
- 5.3.3. Seldon.Basis
- Выводы
Введение
Проверка на благонадежность необходима, если у компании появляются новые партнеры, с которыми раньше не велись дела, а также в том случае, если прошло много времени после заключения договора.
Недобросовестные компании очень хорошо умеют изображать благонадежность: красивый веб-сайт, офис, серьезное название. Однако при этом может оказаться, что фирма не зарегистрирована в ФНС России — а сотрудничество с таким партнером незаконно, его могут посчитать мошенничеством, что является уголовным преступлением.
Кроме того, потенциальный партнер может проходить процедуру банкротства. В таком случае любые сделки, которые компания заключает с подобным контрагентом, вправе оспорить в суде его кредиторы. Тогда средства «заморозят», и вернуть деньги едва ли получится.
Действующее законодательство не содержит требований об обязательном проведении проверки контрагента. При этом контролирующие организации уделяют немалое внимание тому, проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность при его выборе. Основным документом, которым руководствуются в этом случае налоговые и другие надзорные органы, является Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 года № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Оно определяет основные критерии должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента. Другими рекомендательными документами являются письма Минфина РФ от 6 июля 2009 года № 03-02-07/1-340 и от 10 апреля 2009 года № 03-02-07/1-177, письмо ФНС России от 24 июля 2015 года № ЕД-4-2/13005@.
Необходимость проверки контрагентов
Существует несколько основных групп рисков, которыми чревато сотрудничество с непроверенными контрагентами:
- Законодательные риски. В результате признания контрагента недобросовестным налогоплательщику обязательно доначислят налоговые обязательства и штрафы по налогу на прибыль, НДС, единому налогу при упрощенной системе налогообложения и НДФЛ (для индивидуальных предпринимателей). Кроме того, его включат в план проведения выездных налоговых проверок, а в случае особо крупного нарушения против него могут возбудить административное или даже уголовное дело.
- Финансовые риски. В этом случае компании грозит неисполнение обязательств со стороны контрагента. Например, он может не поставить продукцию, не оплатить ее, не вернуть предоплату, нарушить сроки поставок, не соблюсти требования к качеству продукции или работ.
- Риски претензий к должностным лицам компании. В результате заключения сделки с недобросовестным контрагентом с лица, ответственного за ее заключение, могут быть взысканы убытки — как самой компанией, так и ее акционерами.
- Репутационные риски. Сотрудничество с недобросовестными контрагентами отрицательно скажется на имидже фирмы в глазах партнеров и клиентов.
Таким образом, проверка контрагентов является важнейшим элементом обеспечения комплексной безопасности. Ее главные цели — укрепить хорошую репутацию, повысить дисциплину труда среди менеджеров отделов сбыта и снабжения (как, впрочем, и ряда других отделов, ответственных за заказ работ и услуг у сторонних организаций), а также снизить риски образования просроченной дебиторской задолженности, отказа со стороны налоговых органов в возмещении НДС и проведения встречных и синхронных налоговых проверок, организованных в адрес контрагента.
По рекомендации Федеральной налоговой службы России, оценке нужно подвергать не только состав учредителей, размер уставного капитала или наличие соответствующих полномочий у руководства компании. Следует проверить платежеспособность будущего партнера, его производственные мощности и трудовые ресурсы, убедиться в том, что у него хорошая репутация, удостовериться в местонахождении организации по указанному адресу и в достоверности контактной информации. Необходимо произвести поиск данных об организации в открытых источниках, изучить сведения, представленные на сайте компании, и убедиться в их актуальности.
Учитывая, что в России существует множество юридических лиц с одинаковыми наименованиями, осуществлять поиск информации о контрагенте лучше с помощью таких идентифицирующих признаков, как основной государственный регистрационный номер (ОГРН), индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), адрес местонахождения (юридический адрес).
Получив необходимые сведения о потенциальном контрагенте, можно принимать решение о сотрудничестве.
Принцип работы автоматизированных систем и сервисов для проверки контрагентов
Источников, из которых извлекаются данные, весьма много. Поэтому поиск контрагента и проверка его благонадежности — чрезвычайно сложная работа. Анализ в ручном режиме, будь то бесплатные (на сайте Федеральной налоговой службы) или платные веб-сервисы, длится долго. Это связано, помимо прочего, с тем, что список основополагающих данных, которые интересуют заказчиков при проверке практически любых контрагентов, обширен и разнообразен. Вот лишь некоторые примеры.
- Полное и сокращенное наименование организаций.
- ИНН и ОГРН.
- Местонахождение компаний (юридический и физический адреса).
- Дата регистрации в ЕГРЮЛ (ЕГРИП).
- Размер уставного капитала.
- Заявленные виды деятельности.
- Сведения об учредителях, руководителе, бухгалтере.
- Сведения об изменениях, вносимых в учредительные документы.
- Сведения о лицензиях.
- Сведения о судебных спорах и задолженностях по налогам.
- Сведения о возбужденных исполнительных производствах.
- Сведения о банкротствах.
Соответственно, такой подход — перебор вручную — невыгоден, особенно для крупных организаций с большим количеством активных контрагентов.
Однако эту работу можно облегчить и упростить, используя специализированные программные решения, которые агрегируют информацию из разных источников и предоставляют ее по запросу пользователя.
В общем случае программное обеспечение автоматически проверяет новых и текущих контрагентов по разным источникам и сообщает о критических факторах и сведениях, требующих внимания. К источникам относятся Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, Мультистат, Единые федеральные реестры сведений о фактах деятельности юридических лиц и о банкротстве, Центральный банк Российской Федерации, картотека арбитражных дел, сайты судов общей юрисдикции, Федеральная служба судебных приставов, Единая информационная система в сфере закупок, Федеральный институт промышленной собственности.
После поиска программа предоставляет информацию о контрагентах в структурированном виде. В некоторых системах можно настроить автоматическое получение важных сведений о контрагентах и уведомлений об изменениях в них. Заметим по этому поводу, что внедрение инструментов автоматизации — это одно из условий, позволяющих избежать нарушений российского и международного законодательства. Различные международные санкции могут быть применены к любой организации, которая сотрудничает с «нежелательными» лицами или компаниями, включенными в соответствующие властные и правоохранительные списки — так что автоматическая проверка потенциальных контрагентов по перечням, публикуемым глобальными и национальными регуляторами, позволит отсечь нежелательное сотрудничество и тем самым избежать возможных штрафов или расследований деятельности.
Российский рынок продуктов, предназначенных для проверки контрагентов
На российском рынке существует большое количество решений для проверки контрагентов. Прежде чем обозревать игроков рынка, стоит ввести некоторую классификацию.
Можно выделить следующие группы информационных систем такого рода:
- Платформы для проверки контрагентов или модули в составе корпоративных систем (on-premise).
- Информационные источники (API).
- Онлайн-сервисы для проверки контрагентов (SaaS).
В платформах для проверки контрагентов (on-premise) анализ производится на основе заведенной в системе анкеты контрагента с использованием собственного черного списка и всех доступных информационных источников. В роли последних могут выступать как внешние поставщики данных (бюро и агентства, ресурсы государственных министерств и ведомств), так и внутренние учеты и базы. К данной категории можно отнести названные ниже продукты.
- АС «CrossSecurity» (ООО «КроСистем»).
- Решение «Проверка контрагентов» (DIRECTUM).
- SAP Business Partner Screening (SAP SE).
Информационные источники служат для доставки сведений в аналитические модули корпоративных систем — например, в комплексы CRM/ERP (1С, MS Dynamics, SAP), автоматизированные банковские системы или справочники — для последующей обработки. Интеграция происходит, как правило, в формате JSON / XML. Стоит отметить, что в «арсенале» у производителей данного типа программного обеспечения есть также онлайн-сервисы проверки. В эту категорию можно включить весьма много решений; перечислим наиболее популярные.
- Контур.Фокус.
- ПО СПАРК («ИнтерФакс»).
- Интегрум (от одноименной компании).
- СБИС («Тензор»).
- Casebook (Группа компаний «Право.ру»).
- Сбербанк (ООО «КОРУС Консалтинг СНГ»).
- Информационно-аналитическая система «Глобас» («Крединформ»).
Онлайн-сервисы для проверки контрагентов (программное обеспечение как услуга, SaaS) предоставляют доступ к информации через личный кабинет. Из числа самых известных решений в данную категорию можно включить следующие.
- Сервис «1С:Контрагент».
- Сервис «Прима-Информ».
- Seldon.Basis (ООО «Телеком»).
Рассмотрим выделенные разработки отечественных производителей подробнее.
Краткий обзор продуктов, предназначенных для проверки контрагентов
Платформы и модули (on-premise)
Автоматизированная система «CrossSecurity»
АС «CrossSecurity», разработанная российской компанией ООО «КроСистем», предназначена для проведения комплексного изучения контрагентов. Система может применяться для процедур проверки на соответствие требованиям (compliance) при заключении договоров, в том числе — когда нужно получить информацию о посредниках и агентах или установить конечных бенефициаров, а также для анализа риска попасть под действие санкций регуляторов, проведения расследований внутренних событий безопасности и контроля кандидатов при приеме на работу.
Исследование проводится на основе заведенной в АС «CrossSecurity» анкеты контрагента с использованием всех доступных информационных источников и собственного черного списка. Применение специальных средств автоматизации позволяет не только получать сведения без участия оператора, но и проводить системное сравнение представленной и найденной информации. Специальные правила анализа выявляют признаки объектов, требующих повышенного внимания, на ранних стадиях проверки.
Помимо сбора дополнительных сведений, в процессе исследования автоматически выявляются внутренние связи новых данных с уже имеющейся в системе информацией из проведенных ранее проверок (по ФИО, наименованиям, адресам, регистрационным данным, документам). Контроль соблюдения регламента помогает сотрудникам выполнить все необходимые действия, верифицировать и собрать всю нужную информацию. Прохождение каждого шага контролируется системой, что гарантирует качество и ответственность принятого решения. По результатам проверки формируется служебная записка (заключение) с результатами изучения контрагента по заданному шаблону, которая может быть автоматически направлена руководителю подразделения или инициатору исследования.
Узнать о продукте больше можно здесь.
DIRECTUM (подсистема «Проверка контрагентов»)
Решение «Проверка контрагентов», созданное отечественным разработчиком программного обеспечения в области электронного документооборота DIRECTUM, обеспечивает верификацию состояния, надежности и ликвидности контрагентов в автоматическом режиме, а также предоставляет средства для подготовки отчетности. Оно оперативно получает актуальные данные о контрагентах из более чем 20 источников, например, от ФНС, Генпрокуратуры, Федерального казначейства или арбитражных судов.
С помощью DIRECTUM можно быстро заполнить реквизиты контрагента по ИНН или ОГРН для включения их в договор, сформировать актуальную выписку из государственных реестров ЕГРЮЛ или ЕГРИП для оперативного подтверждения дееспособности партнера, своевременно получить в виде уведомлений сведения об изменениях его реквизитов, если они менялись в период заключения сделки. Пользователь продукта имеет возможность отследить историю изменения реквизитов контрагента в хронологическом порядке, выявить сведения о банкротстве организации, получить данные о лицензиях на определенные виды деятельности контрагента. Также подсистема позволяет собрать сводную информацию об исполнительных производствах и судебных делах, о государственных контрактах, в которых организация принимала участие в качестве исполнителя или заказчика; можно и сформировать отчет по анализу финансового состояния контрагента, который влияет на возможность долгосрочного сотрудничества с ним.
Среди ключевых особенностей решения «Проверка контрагентов» можно отметить соблюдение требований Постановления Пленума ВАС РФ № 62 от 30 июля 2013 г. об ответственности директоров организаций, а также быстрое получение необходимых документов (выписок из ЕГРЮЛ / ЕГРИП, других отчетов) из единой точки входа — СЭД DIRECTUM. Актуальные данные о партнерах позволяют сэкономить на повторном обмене документами (договорами, актами и др.), связанном с исправлением ошибок в реквизитах, т.к. в системе постоянно хранятся актуальные сведения; кроме того, ответственные сотрудники всегда осведомлены о значимых изменениях, которые происходят у текущих контрагентов, что повышает скорость реакции, снижает риски и финансовые затраты.
Для работы решения также необходимо оформить подписку на API Контур.Фокус.
Подробнее с продуктом можно ознакомиться здесь.
SAP Business Partner Screening
SAP Business Partner Screening примечателен тем, что можно использовать быстродействие и производительность платформы SAP HANA для проверки большого числа деловых партнеров по какому угодно списку недобросовестных компаний. Любое упоминание в подобном перечне вызовет отправку уведомления ответственному сотруднику.
Продукт поддерживает интеллектуальное проведение проверок. Например, при выборочном изучении делового партнера с распространенным наименованием система еще до начала проверки предупредит о возможном наличии большого количества ложных срабатываний, чтобы пользователь мог скорректировать параметры до запуска.
SAP Business Partner Screening интегрируется с бизнес-процессами и другими системами. Широкая интеграция достигается с решением SAP Master Data Governance. Можно выполнять проверки автоматически в момент создания делового партнера, и если целевая компания окажется недобросовестной, то зарегистрировать нового контрагента не удастся.
Рисунок 1. Схема работы SAP Business Partner Screening
К основным функциям платформы ее производитель относит независимое обновление списков недобросовестных компаний, возможность создавать свои собственные списки с ненадежными партнерами и самостоятельно определять различные стратегии проведения проверки для различных списков и уровня риска, автоматический выбор такой стратегии. Анализ может быть выполнен в одном из трех режимов: онлайн, массовый, выборочный.
Есть интересные возможности управления оповещениями. Например, их можно распространять и приоритезировать в зависимости от бизнес-атрибутов. Доступно управление потоком операций для эффективной маршрутизации информационных сообщений, имеется возможность массовой обработки уведомлений с ложными срабатываниями, а также эскалации оповещений. Продукт предоставляет отчетность в режиме реального времени для принятия обоснованных решений и выполнения своевременных действий.
Подробнее с продуктом можно ознакомиться здесь.
Информационные источники (интеграция по API)
Контур.Фокус
API Контур.Фокус автоматизирует поиск, оценку и ввод в корпоративную базу новых контрагентов, а также отслеживает изменения по текущим. Решение помогает избежать оплаты ненадежным поставщикам и ошибок в реквизитах, а также исключить длительные «ручные» проверки и отчеты.
Контур.Фокус посредством API можно интегрировать в большинство учетных систем, включая нетиповые версии с индивидуальными доработками, самописные системы, отраслевые конфигурации и др. API состоит из набора методов, вызываемых по протоколу HTTPS. Формализованный ответ сервера может возвращаться в одном из двух форматов: JSON или XML.
Продукт автоматически проверяет новых контрагентов по разным источникам и сообщает о критических факторах и сведениях, требующих внимания. Пользователь оперативно оценивает финансовые и налоговые риски, которые могут возникнуть при работе с контрагентом, и принимает обоснованное решение — продолжить или прекратить сотрудничество. Также Контур.Фокус самостоятельно проводит массовую проверку и мониторинг изменений у текущих партнеров (либо по всей базе, либо по выделенной группе контрагентов). При этом можно установить автоматическую реакцию на события: если у клиента меняются данные, ответственные сотрудники получают уведомление на е-mail или видят новую задачу в CRM.
Чтобы ввести нового контрагента в учетную систему, необходимо указать ИНН; остальные данные API Контур.Фокус подставит из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, Росреестра, сообщений о банкротстве, реестра госконтрактов, исполнительных производств и т.д. В результате не нужно заполнять карточки контрагентов, а в данных нет ошибок и опечаток. Кроме того, API Контур.Фокус предоставит актуальную информацию из базы данных ФНС России и других официальных источников. Анализ партнеров происходит непосредственно в интерфейсе учетной системы, что снимает необходимость постоянно переключаться между ней и сервисом проверки контрагентов.
API Контур.Фокус генерирует объективную часть отчета, а сотрудники службы безопасности анализируют параметры, которые нельзя оценить автоматически. Это позволяет специалистам готовить объемные отчеты в короткие сроки, заниматься экспертной частью оценки, а не перепечатывать государственные источники.
Подробнее с продуктом можно ознакомиться здесь.
ИнтерФакс СПАРК
Программное обеспечение СПАРК, разработанное компанией ИнтерФакс, собирает всю доступную информацию о компаниях и извлекает из нее необходимые сведения. В режиме «одного окна» СПАРК предоставляет доступ к данным кредитного бюро, нотариата, Росреестра.
API СПАРК — это классический веб-сервис, работающий по протоколу SOAP. Формат обмена данными — XML; в состав сервиса входит более 50 различных методов.
С помощью API можно интегрировать СПАРК с другими бизнес-системами компании (это могут быть решения класса ERP или CRM, 1С, SAP, Oracle, бухгалтерские системы, корпоративные порталы, средства дистанционного банковского обслуживания и др.), тем самым сделав его инструментом оперативного принятия решений и автоматизации внутренних процедур контроля.
Основные возможности СПАРК включают поиск компаний по прямым (ИНН, ОГРН, наименование, руководитель, телефон, адрес или сайт) и косвенным признакам, заказ и получение выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, использование индексов и аналитических показателей в собственных скоринговых моделях. Пользователь продукта может выявить структуру владельцев компании, получить список связанных и аффилированных лиц, провести анализ коррупционных рисков. Доступны получение бухгалтерской и финансовой отчетности для дальнейшего исследования, мониторинг изменений (в том числе сведения о намерении компании провести ликвидацию или реорганизацию), создание собственных хранилищ с полным набором данных.
Подробнее с продуктом можно ознакомиться здесь.
СБИС
Среди множества возможностей сервисов СБИС, разработанных компанией «Тензор», представлена и проверка контрагентов — «Все о компаниях и владельцах».
Система СБИС дает возможность самостоятельно оценить рынок и составить собственное мнение по следующим критериям.
- Полное наименование, юридический адрес, контакты.
- Выручка в динамике за 10 лет.
- Уставной капитал контрагента и учредители.
- Судебные процессы: выигранные и проигранные дела в качестве истца и ответчика.
- Прибыль в динамике с расчетом рентабельности капитала.
- Связанные лица и компании по данным ФНС.
- Аналитика: деловая репутация, финансовое положение, рейтинг благонадежности, соответствие признакам однодневки.
- Проверка контрагента на участие в торгах и количество заключенных госконтрактов.
- Общая стоимость бизнеса с указанием рейтинга по региону и виду деятельности.
- Данные о конкурентах, похожих по объему выручки и стоимости бизнеса.
Итогом проверки является краткая справка о контрагенте, резюмирующая все вышеперечисленные сведения. Бесплатно можно получить перечень всех зарегистрированных в РФ юридических лиц и ИП, их рейтинг по региону, выручке и виду деятельности, а также регистрационные данные: адрес, ФИО директора, реквизиты.
С помощью API извлеченные данные интегрируются в корпоративную систему.
Подробнее с продуктом можно ознакомиться здесь.
Интегрум
Сервис «Интегрум» предоставляет информацию обо всех юридических лицах РФ и индивидуальных предпринимателях, формируя полное досье в несколько кликов. Как и в других сервисах этого подраздела, возможна интеграция с корпоративными системами через API.
Решение осуществляет анализ сообщений из СМИ, блогов и социальных сетей, ведет мониторинг контрагентов в автоматическом режиме (отслеживание всех изменений), оценивает финансовую состоятельность и деловую репутацию. Пользователь получает информацию об участии в торгах и контрактах, а также общие сведения о контрагенте: вид деятельности, учредители, совладельцы, реквизиты, судебные дела и т.д.
«Интегрум» включает в себя несколько сервисов сразу, каждый из которых можно купить отдельно: «Компании» (общая проверка), «Архив СМИ» (мониторинг базы СМИ, включающей более 40 тысяч источников), «Социальные медиа» (мониторинг и продвижение в «Одноклассниках», «Вконтакте», «Твиттере», «Фейсбуке» и других сетях).
Перед тем как принимать решение о пользовании сервисом, можно попробовать демо-версию.
Подробная информация о продукте доступна здесь.
Casebook
Casebook, разработанный группой компаний «Право.ру», — это сервис для отслеживания и контроля судебных дел и организаций.
Возможности Casebook:
- автоматическая проверка компаний по 36 факторам риска;
- проверка связей на текущий момент и схемы аффилированности на любую дату;
- анализ бухгалтерской отчетности с акцентом на «слабые места»;
- арбитражная статистика и графики с исковой нагрузкой;
- сведения о госконтрактах, плановых проверках, интеллектуальной собственности, лицензиях, видах деятельности;
- данные по текущим и завершенным исполнительным производствам.
Подробнее с продуктом можно ознакомиться здесь.
Сбербанк (ООО «КОРУС Консалтинг СНГ»)
Основной функцией этого сервиса является предоставление клиентам возможности просмотреть информацию о деятельности контрагента, взятую из открытых официальных источников, для комплексной оценки рисков при взаимодействии с ним.
Сервис Сбербанка предоставляет выписки из ЕГРЮЛ / ЕГРИП, сведения о выигранных и размещенных государственных контрактах (44-ФЗ, 94-ФЗ, 223-ФЗ), основные финансовые показатели компании за отчетный период (бухгалтерскую отчетность), данные об арбитражных делах, сообщения о банкротстве и информацию о лицензиях. Поиск производится по ИНН, ОГРН или наименованию организации.
API позволяет интегрировать данные о компаниях в информационную систему 1С, MS Dynamics, SAP и любую другую.
Подробнее с продуктом можно ознакомиться здесь.
Информационно-аналитическая система «Глобас»
Система «Глобас», разработанная компанией «Крединформ», представляет собой онлайн-сервис и предназначена для предупреждения предпринимательских рисков при работе с контрагентами. Она позволяет проверять российских и зарубежных контрагентов, оценивать отечественных конкурентов и ситуацию в отрасли, выявлять фирмы-однодневки, анализировать платежеспособность компаний, изучать арбитражную практику, исполнительные производства, госконтракты, закупки и многое другое.
Помимо массива данных о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, система «Глобас» включает продуманный поисково-аналитический функционал и предоставляет клиенту готовые аналитические результаты, индексы платежеспособности, благонадежности, скоринговой оценки и ликвидности, а также выводы, предложения и прогноз развития сотрудничества. Интерфейс «Глобас» включает табличное и графическое представление показателей, интерактивную работу, связь с консультантом непосредственно из личного кабинета системы.
У данного решения есть также API, с помощью которого можно подключить базы «Глобас» к корпоративным системам.
Подробнее с продуктом можно ознакомиться здесь.
Веб-сервисы проверки контрагентов
Сервис «1С:Контрагент»
Сервис «1С:Контрагент» предоставляет сведения об организациях, хранимые в ЕГРЮЛ, а также информацию о массовости юридического адреса и полные данные о бухгалтерской отчетности, сформированные по данным Росстата.
Решение осуществляет анализ отчетности за последние три года, ведет расчет чистых активов, выполняет исследование финансовых операций, а также оценивает кредитоспособность партнера.
Основные возможности включают автозаполнение и проверку реквизитов, в том числе инспекций ФНС, ФСС и ПФР, а также т.н. «досье контрагента» — отчет для оценки благонадежности. Сервис работает в программах «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0), «1С:Бухгалтерия государственного учреждения» (ред. 1.0, 2.0), «1С:Управление холдингом» (ред. 1.3) и «Управление нашей фирмой» (ред. 1.5).
Подробнее с продуктом можно ознакомиться здесь.
Сервис «Прима-Информ»
Компания «Прима-Информ» появилась на рынке информационных услуг около семи лет назад. Ее специализация — предоставление деловой информации об отечественных и зарубежных субъектах предпринимательства (юридических лицах и индивидуальных предпринимателях).
Перечень услуг включает следующие основные позиции.
- Проверка контрагента по ИНН и предоставление выписки из ЕГРЮЛ / ЕГРИП.
- Финансовый анализ, который отображает все основные финансово-экономические показатели и открытую бухгалтерскую отчетность юридических лиц. На основании этого можно провести детальный анализ деятельности контрагента за последнее время и оценить все риски и стратегию сотрудничества с ним.
- Проверка благонадежности контрагента на основании бизнес-справки. Такая услуга дает клиенту возможность определить уровень аффилированности партнера и получить информацию о его участии в судебных разбирательствах, а также проанализировать баланс фирмы.
Подробнее с продуктом можно ознакомиться здесь.
Seldon.Basis
Seldon.Basis способен оперативно провести проверку юридических лиц и предпринимателей, изучить компании на предмет аффилированности, показать историю исполнительных производств и судебной практики. Сервис содержит подробную информацию обо всех российских компаниях.
Возможности сервиса Seldon.Basis позволяют получать актуальные сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях на основе официальных данных, информацию о финансовом состоянии, платежеспособности, рентабельности и финансовой устойчивости контрагентов, сведения о взаимосвязи организаций, представленные в наглядной и удобной форме, данные о судебных делах и исполнительных производствах, а также информацию о стабильности юридических лиц вкупе с параметрами заключенных и выполненных госконтрактов. Имеется возможность выгрузки полного отчета в PDF-формате.
У Seldon.Basis также есть мобильные приложения для устройств под управлением iOS и Android.
Подробнее с продуктом можно ознакомиться здесь.
Выводы
При работе с внешними контрагентами крайне важно иметь точное представление о надежности таких партнеров — как для оценки и снижения прямых рисков, так и для минимизации косвенных. При этом поиск контрагента и проверка его благонадежности вручную — весьма сложная работа.
На российском рынке представлено довольно много продуктов и решений, предназначенных для проверки контрагентов. Есть разные пути: установить «коробочную» версию, подключиться через API или воспользоваться онлайн-сервисом. У каждого производителя можно найти базовую функциональность, которая почти не отличается от разработок его конкурентов (например, выписки из ЕГРЮЛ / ЕГРИП), но кто-то предоставляет более широкий охват сведений, кто-то силен автоматизацией, а у кого-то повышено удобство пользования. Как и в других случаях, команда аналитического центра Anti-Malware.ru не дает конкретных рекомендаций, но видит свою задачу в описании как можно большего количества вариантов — чтобы каждая организация, опираясь на свои потребности и специфику, могла сделать осознанный, «информированный» выбор среди множества опций.