Сервисная модель реализации сертифицированной криптографической защиты информации при передаче по каналам связи (ГОСТ VPN) стремительно набирает популярность. Рассказываем, когда сервис лучше самостоятельного построения и обслуживания защищённой VPN-сети, а в каких случаях это не так.
- Введение
- Почему приходят за сервисом
- Кому нужно собственное решение
- Какую модель в итоге выбрать
- Выводы
Введение
Основной мотив компаний для применения средств криптографической защиты каналов связи — требование регуляторов обеспечить защищённую передачу конфиденциальной информации по недоверенным (незашифрованным) сетям связи между филиалами компании или при обмене информацией с государственными и иными информационными системами. Использование алгоритмов шифрования на базе ГОСТ (ГОСТ Р 34.12-2015, ГОСТ Р 34.10-2012 и ГОСТ 28147-89) при построении частных виртуальных сетей (VPN) необходимо при передаче персональных данных, конфиденциальной информации, относящейся к государственным информационным системам или к значимым объектам критической информационной инфраструктуры (КИИ), а также для подключения к центрам мониторинга инцидентов информационной безопасности. Компании покупают программно-аппаратные комплексы криптографической защиты каналов связи, чтобы не нарваться на штрафные санкции регуляторов.
Однако, приобретя решение, компании сталкиваются с проблемой большого дефицита ИТ- и ИБ-кадров на рынке. Грамотных специалистов не хватает для решения даже самых базовых вопросов информационной безопасности, а задач в области ИБ у современного бизнеса масса. Если же направить уже имеющихся в штате специалистов по ИБ или ИТ на полноценное обслуживание оборудования криптозащиты, их ресурсов не хватит для решения иных важных задач. По нашим наблюдениям, при самостоятельном развёртывании и сопровождении СКЗИ на них тратится до 30 % рабочего времени администрирующих и обслуживающих их специалистов.
Какой выход из положения находят компании? Правильно, для экономии людских ресурсов задействуют возможности СКЗИ максимум на 70–80 %, а зачастую и меньше. То есть купили дорогое оборудование и ПО, запустили без дополнительной настройки и не используют даже половины его возможностей. Когда же решение не настроено должным образом, оно выдаёт неполную эффективность. Это приводит к проблемам с работоспособностью оборудования и нецелевому расходованию бюджетных средств.
Помимо собственно технического обслуживания СКЗИ у специалистов компаний возникают дополнительные трудозатраты на перевыпуск ключей шифрования и ведение журнала учёта СКЗИ на всё оборудование в сети компании. Вишенкой на торте для бизнеса становится сложность прогнозирования капитальных затрат, к которым относится приобретение в собственность СКЗИ: необходимо закладывать расходы на замену оборудования при его выходе из строя, что малопредсказуемо.
Почему приходят за сервисом
Сервис сильно упрощает решение задачи. Оформляешь ежемесячную подписку и получаешь всё нужное «под ключ». Сервисная модель криптографической защиты каналов связи или ГОСТ VPN подразумевает как реализацию защищённой сети «с нуля», так и частичное использование уже имеющегося у заказчика оборудования. В обоих случаях сервисная модель предполагает смещение вопросов администрирования, эксплуатации и технической поддержки в сторону провайдера. При любом из этих сценариев эффективность использования VPN-шлюзов возрастает до 99 %.
Ключевое преимущество сервисной модели — максимальная предсказуемость финансовых затрат. Если что-то случится с оборудованием, это не заботит заказчика, замена входит в стоимость сервиса. Таким образом капитальные затраты на приобретение оборудования по локальной схеме (on-premise) превращаются в операционные.
Что касается загрузки специалистов заказчика, она снижается с 30 % до 5 % при использовании сервиса в любой модели. При необходимости специалисты заказчика тратят пару часов в неделю на формулировку задач по обслуживанию ГОСТ VPN и затем только контролируют процесс. Все остальные стандартные операции вроде развёртывания и настройки VPN-шлюзов либо работы с ключами шифрования происходят практически без участия представителей заказчика.
Кому нужно собственное решение
Стоит отметить, что решения для защиты каналов связи с применением алгоритмов шифрования ГОСТ давно есть у многих крупных (и не очень) компаний. Сервисная модель — это новый, набирающий популярность подход. Поэтому часто заказчики рассматривают гибридную схему, когда основной комплекс шлюзов находится под управлением самой компании, а дополнительные филиалы открываются с использованием оборудования, предоставленного в рамках сервиса. Это выгодно, например, при открытии новых площадок или небольших представительств в маленьких городах. При использовании сервиса защищённый и работающий VPN-канал приобретается как сервис под ключ.
Однако не для всех сервисная схема применения решений ГОСТ VPN бывает оптимальной. Встречаются организации — как правило, из крупного бизнеса и госсектора, — у которых внутренние регламенты запрещают передачу функций безопасности на любой вид аутсорсинга. При этом они имеют в штате достаточное количество профильных специалистов для самостоятельной настройки и обслуживания VPN-шлюзов.
Фактически это — организации-гиганты с сотнями тысяч сотрудников в штате и с собственной ИТ-компанией внутри. Для них затраты на владение отдельно взятым шлюзом максимально предсказуемы и просчитаны благодаря настроенным процессам замены в случае его выхода из строя и наличию запасных частей и инструментов для устранения неполадок. Администрирование шлюзов осуществляется централизованно либо имеются общие политики безопасности, регламентирующие вопросы настройки и безопасной работы шлюзов. На все стандартные операции в рамках компании имеются соответствующие инструкции и лучшие практики.
Какую модель в итоге выбрать
Таким образом, при планировании построения VPN-сети и её защиты сертифицированными СКЗИ мы рекомендуем выбирать сервисную модель, когда:
- Это выгоднее компании с финансовой точки зрения. Посчитать затраты на сервис и на самостоятельную эксплуатацию нетрудно.
- Компания является крупным холдингом, филиалы которого оформлены как разные юридические лица. Ведь в таком случае компании, которая обеспечивает защиту сети для группы, нужно будет получать лицензию ФСБ России и формировать внутри себя центр управления сетями, а это весьма хлопотно.
- Компания любого масштаба уже имеет «на борту» оборудование, но ощущает нехватку квалифицированных специалистов для его обслуживания.
- Компании необходимо одновременно и построить канал связи, и обеспечить криптографическую защиту передаваемых по нему данных. Удобнее это делать у одного поставщика (оптимизация, ускорение процессов и прочее).
Самостоятельное внедрение и обслуживание программно-аппаратных комплексов криптографической защиты каналов связи целесообразно, если:
- Политика компании запрещает передавать на аутсорсинг любые функции безопасности. В таком случае компания готова смириться со всеми «побочными эффектами» этого решения: более высокой стоимостью владения, тяготами выполнения требований регуляторов и т. п.
- В компании есть достаточное количество штатных ИТ- и ИБ-специалистов, которые могут полноценно обслуживать VPN-шлюзы: у них есть все необходимые знания и время. Если же таких специалистов ощутимо недостаёт, стоит пересмотреть п. 1.
Выводы
В целом, для ряда компаний схема самостоятельной эксплуатации сертифицированных СКЗИ до сих пор является более привычной, однако сервисные модели поставки таких решений продолжают стремительно набирать популярность. Во-первых — благодаря возможности снизить нагрузку на квалифицированный персонал, обеспечивающий поддержку работы средств защиты информации и сетей. Во-вторых — потому, что сервисная модель позволяет перейти к предсказуемым операционным затратам.