Вопросы неплохие, но на них тяжело отвечать не зная ситуацию в этих компаниях изнутри. Но все-таки попробую.
1) На корпоративном рынке РФ у ЛК и так достаточно неплохая ситуация. И с маркетинговой точки зрения не так уж и много можно сделать.
Большпая зависимость от других факторов:
а)Нужно улучшать технические качества корпоративных продуктов и выпускать новые версии(в последнее время они обновлялись не так интенсивно, как однопользовательские продукты).
б)Пора задумываться о внедрении в линейку продуктов хотя бы простейших средств контроля за действиями пользователей(например, блокировка копирования на/c внешних устройств и т.д.). Есть Infowatch, но он дорог, требует внедрения интегратором и позиционируется совершенно независимо.
в)Как-то мало в последнее время было новостей про KHSS, интересный проект, возможно по нему можно что-то улучшить.
г)Можно опустить цены(что бы было проще конкурировать с Symantec и ESET), но видимо это не самый лучший путь для компании в перпективе. И ЛК даже повышает немного цены в августе на некоторые продукты
2) Не знаю про какие ошибки маркетолого в ДрВеб вы говорите. Со стороны кажется, что еще год назад маркетологов у них и не было А за последний год они достаточно неплохо продвигают свою продукцию.
Беда с маркетингом у DrWeb образовалась достаточно давно(еще со времен дистрибуции их антивирусов ДиалогНаукой) и быстро все исправить не получится.
DrWeb долгое времени был спокоен тем, что у него сложился достаточно большой круг постоянных клиентов(особенно в госструктурах), которых действительно тяжело было перетащить на другие антивирусы. Но за последние годы объем рынка резко увеличился, а вот новые клиенты не спешили покупать DrWeb, а отдавали предпочтение другим продуктам.
ЗА DrWeb закрепился образ хорошего, но некорпоративного и минималистичного антивируса. На корпоративном рынке больше ценятся легкость развертывания и управляемость продуктом(большое количество возможностей из одной коробки и с единым центром управления).
На домашнем рынке DrWeb также долгое время смотрелся динозавром. Видели бы вы их коробки 6 лет назад. В 1998-2003гг. они потеряли(а также не приобрели) очень много пользователей. Да и сейчас, на мой взгляд, коробка скучноватая и не цепляет взгляд.
Ещё сказалась самоуспокоенность и не слишком грамотная работа с партнерской сетью.
На данный момент росту популярности мешает отсутствие файрвола и мощная реклама KAV/KIS и NOD32, которые особенно неплохо "окучили" молодежь, а вот аудиторию DrWeb я как-то слабо представляю.
Российским компаниям сейчас становится конкурировать с западными и легче и труднее
Так как организации все чаще используют легальное ПО, то фактор незащищённости от копирования западных корпоративных продуктов уже не так сильно влияет на продажи российских.
Но часто западные продукты лицензировать дешевле, а этот фактор сильно влияет на покупки в СМБ.
Западные компании легко тратят немаленькие средства на покупку отсутствующих у них технологий и продуктов, которые потом и объединяют в комплексные решения. Российским компаниям чаще всего приходится обходиться своими силами, что замедляет выход новых продуктов.
Определенные требования к сертификации продуктов облегчают жизнь ЛК и ДокторВеб при поставке в госструктуры и многие другие организации.
Кстати, я обратил внимание, что они особенно и не используют при продвижении своей продукции закон о персданных, в отличие от производителей СЗИ, а ведь в законе антивирусные средства также упомянуты.
Надеюсь, что не ошибусь отвечая за занятого Тимофея и он не обидится
Я думаю на все три вопроса ответ один - DrWeb.
Неплохие объемы по кол-ву лицензий должны быть по Спамообороне и DeviceLock, дистрибутируцией которых они занимаются. Возможно MS, как у всех.
Хотя за последнее время линейка продаваемых продуктов у них сильно расширилась и вероятно есть крупные неафишируемые в пресс-релизах продажи и по другим продуктам.
Так выходные были