В черный список адреса заносит не пользователь, а устройство или программа, выполняющее фильтрацию. Чем больше спаммерских писем пришло, тем меньше вероятность того, что письмо будет принято. На глобальной репутации gmail это почти не сказывается. А вот локальная репутация - со временем снижается.
А Вам часто приходят письма от корпоративных пользователей с домена hotmail или gmail? У большинства крупных предприятий
свои локальные сети, где происходит обмен письмами. И на деловую переписку между пользователями двух разных компаний блокировка новых сообщений с gmail никак не влияет - они продолжают получать свои письма.
Большинство анти-спам технологий схожи. Обычно все основывается на глобальной базе спам-ловушек, представляющих собой
истекшие и более не используемые аккаунты электронной почты, на которые стабильно приходит определенный процент спама каждый день.
Получая информацию с таких "сенсоров", можно нагдядно отследить картину спама в каждом регионе или стране, а затем получить сигнатуры
для фильтрации спама и деплойить их в форме анти-спам обновлений для своих продуктов. Или создать набор правил для проверки спам-сообщений.
Разумеется, эти базы огромные и чем больше такая база, тем более эффективно идет проверка на спам.
Т.е. происходит так же, как и с антивирусами.
Отличие состоит в том, что одни компании OEM'ят базы других компаний.