Похоже что не только АВ, но и файрвол, бесплатных файрволов предостаточно. А связка "АВ+файрвол" составляет минимальный "комбайн", доступный для понимания обычного пользователя. Такой пользователь знает, что ему для компьютера нужно нечто под названием "антивирус" и нечто под названием "файрвол", объективное качество продуктов и тем более фаллометрические тесты ему не понятны и неинтересны.
Простому пользователю достаточно любого середняка или выше среднего, им подойдет любой бесплатный АВ и бесплатный файрвол, особенно решения от MS (потому что не надо думать и выбирать, обещается наилучшая совместимость с виндой).
Среди простых пользователей есть немного продвинутые или религиозные, которые любят конкретные АВ. Но обычно они их любят бесплатно (пираты), платить не торопятся.
Некоторые конечно платят, но кризис умерит их аппетиты и повернет в сторону пиратов или в сторону альтернативных бесплатных решений.
Остается узкий сегмент богатых интертных пользователей, которые из года в год продляют лицензию у одного производителя. Это максимально лояльные пользователи, которых можно потерять только если любимый продукт несколько раз провалится, а такую глупость производители допускают очень редко. Но этих пользователей мало и они не делают погоды и не на них ориентируется маркетинг.
Есть корпоративный сектор, но в нем свои законы и сделать там передел сфер влияния очень сложно (раз купили, работает - значит не меняют и покупают каждый год, пока этот продукт себя не дискредитирует).
По-моему правильно сказали что на рынке кризис, и по-моему причина кризиса вот в чем:
Маркетинг ориентируется на домохозяек, но как правильно указал другой пользователь, ориентируется по-айтишному, забивая им головы "тройными защитами", "ХИПСами" и "анти-фишингами".
А домохозяйкам это все пофигу, домохозяйкам достаточно простого середняка, особенно если середняк бесплатный.
Т.е. пришли лесники и пожизненными лицензиями или халявкой сманивают домохозяек, угрожая толщине привычного бутерброда с черной икрой для маркетолога, который всегда ставил цену по принципу "49 (39, 69) баксов и 99 центов и ни баксом меньше, потому что наш продукт хороший и не может стоить дешево".
По-моему маркетологи от этой угрозы ошалели, только так можно объяснить ситуацию, когда в ЛК пирата по акции "Легализация" (да и какой это пират, он может даже не пользоваться продуктами, просто залез в варезник, взял пиратский ключ и сдал ЛК) приравняли к честному лицензионному пользователю, дав одинаковую скидку такому пирату и пользователю, продлевающему свою лицензию.