Перейти к содержанию
AM_Bot

Обзор рынка систем контроля эффективности персонала и учета рабочего времени 2017

Recommended Posts

AM_Bot
Обзор рынка систем контроля эффективности персонала и учета рабочего времени 2017
В настоящей статье кратко описываются системы мониторинга эффективности сотрудников, тенденции мирового и российского рынка, рассматриваются популярные системы, представленные на российском рынке, — StaffCop Enterprise, Стахановец, LanAgent, Kickidler, Searchinform TimeInformer, Falcongaze SecureTower, Mipko Employee Monitor и Terminal Monitor, Bitcop Security, CrocoTime, а также приводятся их основные преимущества.   ВведениеСистемы мониторинга эффективности работы сотрудников и учета рабочего времениПринцип работы систем мониторинга эффективности работы сотрудников и учета рабочего времениМировой рынок систем мониторинга эффективности сотрудников и учета рабочего времениРоссийский рынок систем мониторинга эффективности сотрудников и учета рабочего времениКраткий обзор продуктов, предназначенных для мониторинга эффективности сотрудников и учета рабочего времени6.1. Bitcop Security6.2. CrocoTime6.3. Falcongaze SecureTower6.4. Kickidler6.5. LanAgent6.6. Mipko Employee Monitor и Terminal Monitor6.7. Searchinform TimeInformer6.8. StaffCop Enterprise6.9. СтахановецВыводы  ВведениеОдной из главных проблем для большинства работодателей является нецелевое использование сотрудниками рабочего времени. Согласно исследованиям:64% работников компаний тратят от 15 минут до одного часа в день на личные цели;46% ежедневно читают личную почту или новости,33% общаются по личным вопросам в мессенджерах,26% тратят рабочее время на социальные сети.Такое нецелевое использование рабочего времени несет вполне конкретные экономические потери для организации.Еще одна из самых серьезных угроз для бизнеса сегодня — это утечки конфиденциальной информации. Как правило, источниками таких угроз являются недобросовестные сотрудники компаний — инсайдеры. Неконтролируемое использование интернета (социальные сети, мессенджеры, личная почта) может привести к утечкам конфиденциальной информации, что в свою очередь нанесет бизнесу существенный вред.Кроме того, головной болью любого руководителя является мошенничество сотрудников. Различные откаты и серые схемы способны принести не только разовый экономический урон, но и серьезно подмочить репутацию организации на долгое время, что приводит к еще большим суммарным финансовым потерям.И если руководитель не знает, как работают его сотрудники, то и его бизнес не может быть эффективным, продуктивным и защищенным. Учет рабочего времени и контроль сотрудников в подобной ситуации — мера не просто желательная, а жизненно необходимая. И многие работодатели заинтересованы в контроле поведения работника на рабочем месте. Поэтому сегодня все больше компаний присматриваются к системам мониторинга эффективности сотрудников, которые помогают решать комплекс задач по предотвращению утечек информации, расследованию инцидентов, если таковые произошли, а также контролировать бизнес-процессы и то, как рабочее время используется сотрудниками. Системы мониторинга эффективности работы сотрудников и учета рабочего времениСогласно исследованию Gartner Market Guide for Employee-Monitoring Products and Services, системы мониторинга эффективности сотрудников относят к классу систем Employee Monitoring Software, а также к классу User Activity Monitoring.Системы мониторинга эффективности сотрудников применяют для решения следующих задач:Учет рабочего времени сотрудников.Оценка и контроль эффективности работы персонала.Выявление нелояльных сотрудников и мошеннических схем внутри предприятия.Поиск возможных утечек информации и защита от инсайдеров.Расследование инцидентов информационной безопасности.Оперативный контроль сотрудников и определение групп риска.Типовая архитектура таких систем предполагает наличие сервера, базы данных, агента и консоли администратора. При этом можно выделить:системы на толстом клиенте, сервер и агенты обязательно должны находиться в рамках локальной сети,решения, позволяющие работать с агентами, находящимися в других сетях,решение на основе облака — база данных находится у вендора, а агенты не привязаны к локальной сети, управление и просмотр осуществляется через веб-консоль.Если же отталкиваться от концепции решений, то системы можно дифференцировать следующим образом:Первая группа систем позволяет собирать большой объем данных и предоставлять их в виде аналитических отчетов, а также вести статистику продуктивного и непродуктивного рабочего времени.Вторая группа предоставляет руководителю возможность осуществлять мониторинг сотрудников через просмотр онлайн-трансляций или видеозаписи их действий, а также осуществлять контроль нарушений.Третья группа систем обладает достаточно узким набором функций, которые сводятся только к учету рабочего времени персонала. Принцип работы систем мониторинга эффективности работы сотрудников и учета рабочего времениВ общем случае схема работы систем мониторинга эффективности сотрудников выглядит следующим образом: на компьютеры сотрудников устанавливается агент системы, который собирает информацию о действиях пользователя на рабочем месте. Агент передает информацию на сервер для анализа. Администратор или руководитель при помощи консоли («толстый» клиент или веб-консоль) знакомится с результатами деятельности сотрудников: это могут быть отчеты, просмотр онлайн-трансляций с мониторов сотрудников, просмотр скриншотов, видеозапись рабочего стола или перехваченный в переписке файл и т. д.При этом с функциональной точки зрения системы можно поделить на три основные группы:мониторинг событий;мониторинг информации;мониторинг системы.Основным направлением мониторинга событий является контроль факта включения/выключения системы, нажатия клавиш, использования (кликов) мышки, а также факты работы с приложениями и интернетом (посещение веб-сайтов). Факт включения, выключения системы, нажатия клавиш и мышки дает возможность контролировать активность пользователя, которая отображает: приход и уход сотрудников, наличие опозданий, переработок, общее время работы, а также время активности и простоя в часах.Следующий блок, вытекающий из контроля активности, это факты работы с приложением и посещением веб-сайтов, а также разбивка полученной информации на продуктивную и непродуктивную деятельность. Активное время анализируется в процентном соотношении работы с продуктивными, неопределенными и непродуктивными ресурсами. При этом важной составляющей является возможность строить отчеты, топы, а также сравнивать отделы и пользователей.Помимо задачи, связанной с контролем эффективности пользователей, системы мониторинга решают ряд проблем, связанных с контролем каналов передачи данных и предотвращением утечек конфиденциальной информации — системы могут успешно выполнять основную, наиболее востребованную часть функций DLP и отслеживать утечку конфиденциальной информации благодаря наличию контроля всевозможных каналов передачи данных и работы с внешними устройствами.В части мониторинга событий системы может контролироваться реестр ПО, аппаратное обеспечение, порты, использование программ и веб-сайтов. Мировой рынок систем мониторинга эффективности сотрудников и учета рабочего времениНа мировом рынке представлено множество различных систем мониторинга эффективности сотрудников — как от известных вендоров в области безопасности (Symantec и Trend Micro), так и нишевых игроков, занимающихся только этим классом продуктов. Согласно исследованию Hexa Reports Employee Monitoring Software Market Size, Share, Industry Trends, Analysis And Forecast, 2022: Hexa Reports, на мировом рынке представлены следующие основные игроки:TeramindVeriato 360 (SpectorSoft)SentryPCNetVizorInterGuardWork ExaminerStaffCopOsMonitoriMonitor EAMPearl Echo.SuiteWorkTimeSymantecTrend MicroBetterWorksMonitisQuest FoglightStackDriverОтметим, что исследование проводилось для рынков США, Европейского союза, Японии, Китая, Индии и Юго-Восточной Азии. Среди основных игроков на мировом рынке заметен только один российский вендор — компания StaffCop. Российский рынок систем мониторинга эффективности сотрудников и учета рабочего времениРоссийские вендоры также включились в процесс разработки подобных решений для мониторинга эффективности сотрудников.Наиболее известные продукты российских разработчиков: StaffCop Enterprise (компания «Атом Безопасность»), InfoWatch Person Monitor (компания «Инфовотч», продает под своим брендом «Стахановец»), LanAgent (компания «НетворкПрофи»), TimeInformer (компания «СёрчИнформ»), SecureTower (компания Falcongaze), Mipko Employee Monitor и Terminal Monitor (компания «Мипко»).Среди новичков можно отметить Zecurion Staff Control (продает под своим брендом StaffCop Enterprise).На российском рынке также присутствуют и зарубежные системы. Система Kickidler от сингапурской компании TeleLink Soft — относительно новый продукт на рынке программного обеспечения для учета рабочего времени сотрудников.  Система контроля «Стахановец» от украинской компании Mirobase. Отметим, что на территории Украины и других стран «Стахановец»  известен под брендом Mirobase, а на территории России продается также под названием InfoWatch Person Monitor.Среди систем, функциональные возможности которых сосредоточены исключительно на учете рабочего времени, можно выделить: Bitcop Security (компания «Биткоп»), CrocoTime (компания «Инфомаксимум»).Краткий обзор продуктов, представленных на российском рынке, приведен ниже. Краткий обзор продуктов, предназначенных для мониторинга эффективности сотрудников и учета рабочего времени Bitcop SecurityРоссийский разработчик программного обеспечения компания «Биткоп» для контроля эффективности персонала предлагает систему учета рабочего времени Bitcop Security. Система ведет количественный и качественный учет отработанного времени сотрудниками в разрезе ряда аналитик, формируя развернутую картину реального положения дел в организации. Система позволяет:Вести учет времени начала и окончания рабочего дня, опозданий и переработок.Контролировать интенсивность занятости сотрудника в рабочее время, а также его активность на протяжении дня.Вести статистику работы с программами, которые запускал определенный коллега, а также видеть, как часто и на какие сайты он заходил.Вести оперативную сводку занятости всего персонала и список существующих нарушений.Оценить продуктивность работы на основании используемых программ и сайтов в рабочее время.Система выдает всю перечисленную выше информацию в определенной, удобной и понятной форме.Анализ данных в системе контроля персонала Bitcop Security происходит на основании наглядных детальных отчетов. Разнообразные отчетные формы отражают реальный график работы сотрудников, помогают установить объем и причины потерь рабочего времени, свидетельствуют о продуктивности служащих применительно к занимаемым должностям.Bitcop Security располагает обширным потенциалом по применению фильтров. Все аналитические отчеты можно строить по выбранному временному интервалу (день, неделя, месяц, год) — что позволяет быстро получить выборку только интересующих результатов.Преимущества и особенности системы:Синхронизация системы Bitcop Security с Active Directory.Оповещения о событиях в режиме реального времени.Высокая степень защиты агента.Подробнее с продуктом Bitcop Security можно ознакомиться здесь.  CrocoTime Саранская компания «Инфомаксимум» для учета рабочего времени предлагает продукт CrocoTime, использующий использует клиент-серверную архитектуру. Сбор статистики осуществляется при помощи агентов мониторинга, которые передают данные на сервер по локальной сети предприятия или по интернету в реальном времени. Также имеется возможность отслеживания некомпьютерных занятий с привязкой к клиентам с помощью функции таймтрекинга, запускаемой вручную.Система учитывает активность периферийных устройств ввода (клавиатура, мышь) и считает время работы с активным окном программы или активной вкладкой браузера. Если в течение 5 минут мышь или клавиатура не используются, система не будет считать это временем активности сотрудника.CrocoTime может быть интегрирован с другими системами, такими как корпоративные календари, системы IP-телефонии, СКУД и др. Для этого был реализован API, с помощью которого можно запрашивать из CrocoTime необходимые данные.Преимущества и особенности системы:Учет времени из разных источников (система предоставит полную картину рабочего дня через интеграцию с IP-телефонией, календарями, POS-терминалами/турникетами).Автоматические табели (фиксация нарушений рабочего регламента для дальнейшего сравнения их с отчетами кадровых служб).Облачная и локальная версии системы.Подробнее с продуктом CrocoTime можно ознакомиться здесь. Falcongaze SecureTowerДля контроля эффективности сотрудников компания Falcongaze в своей DLP-системе SecureTower реализовала функциональность контроля рабочего времени, позволяющую увидеть, сколько реально времени работник потратил на выполнение той или иной задачи.Благодаря кейлоггеру, функциям аудио- и видеомониторинга и снятия скриншотов рабочего стола можно составить полную картину рабочего дня сотрудника.  Система отчетности предоставляет исчерпывающие данные о работе персонала, а также дает возможность создавать прозрачные отчеты по работе сотрудников и отделов для вышестоящего руководства.Являясь в первую очередь DLP-системой, SecureTower полностью сохраняет всю деловую переписку персонала. Кроме того, система контролирует время, которое сотрудник проводит в различных программах, сайтах и социальных сетях. Опираясь на эти данные, можно организовать отправление уведомлений при повышении статистики посещения определенных сайтов либо вообще блокировать отдельные веб-ресурсы или программы.Мониторинг рабочих процессов персонала обеспечивается с помощью перехвата электронной почты, переписок в соцсетях и онлайн-чатах, общения в большинстве популярных мессенджеров, таких как Skype, Viber, Telegram и другие. Кроме того, SecureTower анализирует все документы, пересылаемые в почте и по интернету, а также контролирует облачные хранилища — Dropbox, OneDrive, Яндек.Диск, iCloud и Google Drive. Поиск по всей перехваченной информации позволяет найти в переписке нужный документ даже по неполным данным.Для анализа взаимосвязей персонала внутри компании и за ее пределами в SecureTower используется граф-анализатор, позволяющий видеть, с кем и сколько общается каждый сотрудник. Все полученные SecureTower данные может визуализировать в виде отчетов, в которых будут отображаться инциденты безопасности и ежедневная деятельность персонала.Преимущества и особенности системы:Фиксирует время прихода и ухода сотрудника, перекуры, опоздания, прогулы.Просмотр и запись снимков с веб-камеры и звука с микрофона (в т. ч. по расписанию).Контроль времени, проведенного сотрудниками на различных сайтах и в различных приложениях.Контроль SIP-телефонии.Возможность скрытой установкиПодробнее с продуктом SecureTower можно ознакомиться здесь.Отметим, что SecureTower является полновесной DLP-системой, и функциональность контроля эффективности и учета рабочего времени — это одна из подсистем продукта, поэтому ценовая категория SecureTower на порядок выше остальных анонсируемых в данном обзоре систем.Подробный обзор продукта SecureTower KickidlerKickidler — система мониторинга деятельности персонала с возможностью наблюдения за действиями сотрудников на компьютерах и удаленного подключения к их рабочим столам. Правами на программу владеет сингапурская компания TeleLinkSoft, а эксклюзивной дистрибуцией Kickidler на территории России занимается компания «АйТи Сервис Менеджмент». Kickidler — относительно новый продукт на рынке программного обеспечения для учета рабочего времени сотрудников. Концепция продукта значительно отличается от аналогичных систем контроля сотрудников. Разработчики решения делают упор на возможность наблюдения в режиме реального времени за сотрудниками всей компании одновременно, а также записи видео их активности и фиксации нарушений.Программный комплекс Kickidler имеет клиент-серверную архитектуру. В состав продукта входят:Граббер — программа-агент, которая устанавливается на компьютеры сотрудников, собирает всю информацию об активности на рабочем компьютере и передает ее на сервер.Сервер — занимается хранением информации, полученной от агентов.Вьюер (просмотрщик) — позволяет просматривать собранные данные как в виде онлайн-трансляций режиме реального времени, так и в виде отчетов, гистограмм нарушений и видео. Именно вьюер выступает главным инструментом руководителя для мониторинга персонала. Также с его помощью можно удаленно управлять компьютерами сотрудников.Преимущества и особенности системы:Возможность вести онлайн-наблюдение сразу за большим количеством сотрудников (как в системах видеонаблюдения).Запись видео с экранов сотрудников в специальном экономном формате, позволяющем хранить записи активностей за долгое время.Подробные гистограммы нарушений с возможностью перехода к видеозаписи события.Функция удаленного управления компьютером с возможностью снятия скриншотов экрана сотрудника.Подробнее с продуктом Kickidler можно ознакомиться на сайте дистрибьютора в России.Подробный обзор Kickidler LanAgentДля мониторинга персонала российская компания ООО «Нетворк Профи» предлагает программный комплекс LanAgent. Он позволяет контролировать основные каналы передачи информации: копирование файлов на флешки, отправку писем, сообщений ICQ, Skype, печать документов на принтер, выгрузку файлов в интернет и др., получать уведомления при нарушении пользователем заданных правил безопасности, а также отследить конкретные действия каждого пользователя (ведется подробный лог всех действий сотрудника на компьютере, в т. ч. делаются снимки экрана монитора) и заблокировать подключение носителей информации, запуск программ, посещение определенных сайтов.Для корпоративного использования предлагается два исполнения — LanAgent Enterprise и LanAgent Terminal. Исполнение LanAgent Terminal предназначено для работы на терминальном сервере (для контроля дистанционной работы пользователей, подключающихся через удаленный рабочий стол (RDP) и с аппаратных «тонких» клиентов.Архитектура программы построена так, что агент может работать автономно, независимо от остальной части системы. То есть, если компьютер с серверной частью программы по какой-то причине выключен или с ним нет связи по локальной сети, то агент будет сохранять информацию в зашифрованных лог-файлах на своем компьютере. И будет хранить эту информацию до тех пор, пока от серверной части не поступит запрос на их получение. После отправки лог-файлы на компьютере агента будут очищены.Преимущества и особенности системы:Возможность работы агента в офлайн-режиме (без сервера).Гибкий механизм распределения прав на просмотр информации между специалистами безопасности.Возможность отправки уведомлений о нарушениях политик безопасности на ICQ или e-mail специалиста безопасности.Визуализации полной картины рабочего дня подчиненных с указанием, сколько времени фактически было затрачено на работу.Наглядные аналитические отчеты с возможностью их отправки на e-mail.Уведомления при нарушении сотрудниками заданных политик безопасности.Подробнее с продуктами LanAgent можно ознакомиться здесь. Mipko Employee Monitor и Terminal MonitorКомпания «Мипко» для мониторинга деятельности сотрудников в корпоративном окружении предлагает продукты Mipko Employee Monitor и Terminal Monitor. Продукты обеспечивают перехват фраз, вводимых с клавиатуры, перехват чатов и общения в социальных сетях (Facebook и подобные), отслеживает посещаемые веб-ресурсы, осуществляет ведение журнала запущенных приложений, делает снимки экрана компьютера. Фиксирует операции с файлами, а также запуск приложений. Для сотрудников система работает в скрытом режиме.Преимущества и особенности системы:Данные хранятся на том компьютере, на котором они были собраны.Передача данных по сети осуществляется только в момент просмотра.Гибкая система оповещений о потенциальных нарушениях по ключевым словам.Подробнее с продуктами Mipko Employee Monitor и Terminal Monitor можно ознакомиться здесь. Searchinform TimeInformerКомпания SearchInform для автоматического контроля работы сотрудников за компьютерами предлагает продукт TimeInformer.  Система показывает, чем заняты сотрудники, осуществляет прозрачный контроль активности работников в любых программах и приложениях.Агенты TimeInformer устанавливаются на компьютеры сотрудников — есть скрытый и открытый режим работы. Агенты могут быть установлены из консоли удаленно (как в домен, так и в рабочую группу) либо локально (вручную через инсталлятор агента). Агент собирает информацию о времени включения и выключения компьютера, времени простоя, времени использования программ и сайтов. Алгоритмы TimeInformer с точностью до 3 секунд определяют время, когда сотрудник прекратил работу за компьютером.TimeInformer анализирует собранные данные и предоставляет администратору набор отчетов и оповещений, из которых можно сделать выводы о работе как отдельного сотрудника, так и подразделений, и всей компании. В TimeInformer есть 33 предустановленных отчета, есть возможность создавать собственные варианты отчетов, а также настраивать уведомления о запуске тех или иных программ.TimeInformer также имеет инструменты «онлайн»-наблюдения, которые позволяют подключаться к компьютеру в реальном времени (до 16 подключений одновременно), а также отображают статистику и занятость сотрудников на текущий момент.Преимущества и особенности системы:Собирает данные о приложениях, которые сотрудник использует в течение дня, а также проведенное в них время. Система автоматически определяет, работал ли пользователь в приложении, либо оно было просто запущено.Фиксирует все посещенные сайты и время, проведенное на каждом из них. Доступна динамическая категоризация любых сайтов на тематические группы (новости, игры, онлайн покупки и т. д.)  через встроенную БД категорий или подключение к онлайн-категоризатору.Делает снимки экранов рабочих станций сотрудников с привязкой к конкретной активности.Фиксирует время прихода и ухода сотрудника, перекуры, опоздания, прогулы.Может записывать важные разговоры сотрудников с клиентами, партнерами или коллегами для дальнейшего анализа. Запись происходит при помощи микрофона, встроенного в компьютер, или обычной гарнитуры.Перехватывает нажатия клавиш, а также информацию из буфера обмена.Подробнее с продуктом TimeInformer можно ознакомиться здесь. StaffCop EnterpriseРоссийская компания «Атом Безопасность» продвигает на рынке систему мониторинга StaffCop Enterprise, позволяющую анализировать действия персонала за компьютерами для обеспечения информационной безопасности предприятия, обнаружения утечек конфиденциальных данных, расследования инцидентов, учета рабочего времени и оценки эффективности работы персонала.Продукт призван решать несколько задач. Первая — помочь оптимизировать бизнес-процессы: получить картину рабочего дня сотрудников, выявить «узкие» места в системе, выделить неэффективных сотрудников. Вторая — снизить риски возникновения инцидентов, связанных с утечкой конфиденциальной информации, злонамеренных или случайных действий сотрудников способных привести к финансовым и репутационным потерям компании. Третья — расследование произошедших инцидентов.StaffCop Enterprise достаточно мощное endpoint-решение для мониторинга и анализа действий персонала на рабочих станциях Windows, GNU/Linux и терминальных серверах. Имеет клиент-серверную архитектуру с поддержкой PostgreSQL и обладает современным стеком технологий: «тонкий» клиент, OLAP-кубы, собственные алгоритмы анализа действий сотрудников. Поэтому имеет относительно низкие требования к «железу», гибкую аналитику и возможность мониторинга удаленных офисов и рабочих станций, не находящихся в локальной сети. Веб-интерфейс позволяет получить быстрый доступ к аналитике и управлению системой без установки специальных программ.Решение обладает гибкой настройкой фильтров и оповещений, поэтому возможную утечку или вторжение удается обнаружить на ранней стадии, чем существенно сократить последствия. Глобальная система записи всех возможных событий позволяет в случае произошедшего инцидента быстро добраться до источника утечки и точно назвать время, автора и объем утраченной информации. Графическое представление данных помогает визуализировать аномалии при поведенческом анализе пользователей. Применяемая технология «дрилл-даун» позволяет в несколько кликов установить корреляцию между данными, собранными агентами на конечных точках.Преимущества:Оперативный контроль сотрудников и определение групп риска.Аналитические срезы по любым видам событий и данным (многомерные отчеты).Оценка и контроль эффективности работы персонала с категоризацией работы сотрудников по продуктивности и видам деятельности.Подсчет времени активности сотрудника в приложениях и на сайтах.Блокировка приложений, доступа к сайтам для отдельных пользователей и групп.Учет рабочего времени сотрудников.Подробнее с продуктом StaffCop Enterprise можно ознакомиться здесь.Подробный обзор StaffCop Enterprise СтахановецДля мониторинга эффективности сотрудников украинская компания Mirobase предлагает систему «Стахановец».  Основная задача «Стахановца» — помочь руководителю существенно повысить эффективность работы персонала, сократить издержки и предотвратить утечки конфиденциальной информации. Продукт также продается под именем InfoWatch Person Monitor.Среди главных особенностей комплекса — анализатор рисков, нетипичного поведения и отклонений от нормы. Благодаря такой функциональности руководитель может выявить наиболее продуктивных и непродуктивных сотрудников, проанализировать их действия, определить различия и ключевые факторы успешности. На основании полученных данных компания получает возможность повсеместно внедрить модель работы, приносящую максимальную прибыль.Система умеет определять действия, отклоняющиеся от нормы, и оповещает службу безопасности об инциденте, ведь главная задача комплекса — своевременно локализовать угрозу.«Стахановец» позволяет прослушивать переговоры в режиме реального времени, фиксировать и распознавать диалоги в Skype, Lync, Viber и сохранять их в текстовые файлы, а также реагирует на «кодовые фразы».Продукт ориентирован на использование руководителями всех уровней, отделом кадров и ИБ-ИТ-департаментами.Преимущества и особенности системы:Контроль присутствия и активности сотрудников, учет времени работы и контроль опозданий.Анализ клавиатурного почерка, выявление автора документа, сотрудников в состоянии алкогольного опьянения.Перехват изображений с рабочего стола, веб-камеры, звука с микрофона. Хранение видео-, аудиофайлов и скриншотов.Мониторинг звуковых переговоров в мессенджерах (Skype, Lync, Viber), распознавание речи.Подробнее с продуктом «Стахановец» можно ознакомиться здесь. ВыводыВ статье мы познакомились с системами мониторинга эффективности сотрудников и учета рабочего времени. Системы этого класса представляют собой мощный набор инструментов для анализа событий и информации, что позволяет оценивать и контролировать продуктивность сотрудников за рабочими местами, быстро и точно расследовать инциденты ИБ внутри компании. Кроме того, применение систем мониторинга эффективности позволяет сократить опоздания и использование рабочего времени сотрудниками в личных целях. Помимо задачи, связанной с контролем эффективности сотрудников, системы мониторинга решают ряд проблем, сопряженных с контролем потенциальных каналов утечки данных, т. е. выполнять основную, наиболее востребованную часть функций хостовых DLP.На мировом рынке представлено множество различных систем мониторинга эффективности сотрудников — как от известных вендоров в области безопасности (Symantec и Trend Micro), так и нишевых игроков, занимающихся только этим классом продуктов. Среди основных игроков на мировом рынке присутствует и российский вендор — компания «Атом Безопасность» (StaffCop).На отечественном рынке популярностью пользуются продукты российских разработчиков. Из наиболее известных можно выделить StaffCop Enterprise («Атом Безопасность»), TimeInformer («СёрчИнформ»), SecureTower (Falcongaze), а также продукты зарубежных вендоров, например, Kickidler от сингапурской компании TeleLinkSoft и «Стахановец» от украинской компании Mirobase (продаваемый также под брендом InfoWatch).Перечисленные выше системы мониторинга эффективности концептуально отличаются друг от друга. Некоторые системы, например StaffCop Enterprise, Стахановец, SecureTower, LanAgent, Mipko, способны собирать большой объем данных и предоставлять их в виде аналитических отчетов, вести статистику продуктивного и непродуктивного рабочего времени.При этом StaffCop Enterprise для детектирования инсайдеров использует анализ поведения пользователей и выявление аномалий в их поведении. Подразумевается, что необычная активность, не соответствующая стандартному профилю, может более точно указывать на потенциальные инциденты информационной безопасности. По классификации Gartner, этот класс решений называется User and Entity Behavior Analytics (UEBA).Kickidler предоставляет руководителю возможность осуществлять мониторинг сотрудников через просмотр онлайн-трансляций или видеозаписи их действий.Системы учета рабочего времени CrocoTime, BitCop сохраняют минимум данных: только посещенные сайты и запущенные программы. Системы этого класса делят активность на продуктивную, непродуктивную, нейтральную и формируют отчеты, в которых работодатель сможет увидеть, на что тратили время его подчиненные. Преимущество подобных систем в их простоте и малом объеме данных для хранения и передачи, но в решении проблем утечек информации они мало чем могут помочь.О плюсах и минусах рассмотренных систем в данном обзоре говорить не будем. Чтобы подробно разобраться в преимуществах той или иной системы, в дальнейшем мы проведем детальное сравнение систем мониторинга эффективности сотрудников.

Читать далее

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

  • Сообщения

    • demkd
      Правильно будет вот так: cexec "C:\Windows\System32\WindowsPowerShell\v1.0\powershell.exe" Remove-MpPreference -ExclusionPath "путь" и оно работает, если powerShell на месте и это действительно powershell.
    • Vvvyg
      Можно через powershell в обычном режиме: powershell Remove-MpPreference -ExclusionPath "путь" Только скриптом не удаётся выполнить, все варианты, в т. ч. с полным путём, дают ошибку [Error: 0x2 - Не удается найти указанный файл. ] exec "powerchell.exe" Remove-MpPreference -ExclusionPath "путь" exec powerchell.exe Remove-MpPreference -ExclusionPath "путь" exec "C:\WINDOWS\System32\WindowsPowerShell\v1.0\powerchell.exe" Remove-MpPreference -ExclusionPath "путь" С cexec - то же самое.
    • AM_Bot
      Платформа разведки угроз RT Protect TI способна взаимодействовать с RT Protect EDR и другими средствами защиты информации, что помогает автоматически выявить и предотвратить кибератаки, а также провести детализированное расследование с опорой на накопленные сообществом знания.      ВведениеАрхитектура RT Protect TIФункциональные возможности RT Protect TI3.1. Подключение фидов3.2. Работа с обнаружениями: «Активность»3.3. Работа с артефактами3.4. Использование YARA-правилУправление уязвимостями4.1. Менеджмент организаций, пользователей и API-клиентов4.2. Взаимодействие с RT Protect EDRСценарии использования RT Protect TI5.1. Работа с дашбордами5.2. Граф связей5.3. Создание фидов5.4. Работа с платформой в режиме веб-сервиса5.5. Определение распространённости угроз5.6. Проведение ретроспективного анализа инфраструктуры на предмет компрометацииСистемные требования RT Protect TIПлан дальнейшей разработкиВыводыВведениеКонтроль инфраструктуры на предмет наличия актуальных угроз и обогащение аналитики, применяемой в средствах защиты информации, дают возможность значительно расширить детектирующую логику, а также сформировать современную и гибкую модель защиты, обеспечивающую устойчивость к самым передовым атакам.RT Protect TI позволяет организовать централизованный процесс накопления данных Threat Intelligence и предоставить аналитикам единый интерфейс анализа выявляемых угроз.Архитектура RT Protect TI Архитектура RT Protect TI разрабатывалась с учётом первостепенных потребностей современных MSS-провайдеров в тесном взаимодействии с RT Protect EDR. Учитывались потребности как в качественном API, так и в удобном веб-интерфейсе для аналитиков, которым необходимо на ежедневной основе исследовать выявленные индикаторы компрометации и их распространённость относительно защищаемых инфраструктур.Серверная часть включает в себя хранилище распространяемых на серверы EDR наборов аналитики и проверяемых вредоносных файлов, веб-интерфейс и ключевую базу данных с информацией об актуальных угрозах и распространённости их обнаружений. Рисунок 1. Схема взаимодействия RT Protect TI с другими системами При внедрении RT Protect TI возможна реализация множества интеграций в различных сценариях:Взаимодействие с широким спектром решений: EDR, SIEM, IRP, EASM.Формирование данных об актуальных угрозах при проведении ретроспективного анализа инфраструктуры на предмет компрометации.Динамическое формирование и распространение потоков данных (фидов) и наборов аналитики, релевантных для конкретного решения или потребителя.Интеграция с решениями класса Sandbox.Функциональные возможности RT Protect TIПодключение фидовПервичной задачей при использовании киберразведывательных платформ является формирование собственной базы данных по индикаторам компрометации. Для этого в веб-интерфейсе реализована возможность подключения и гибкой настройки источников данных. Рисунок 2. Основные настройки источника данных в RT Protect TI Подключение фидов реализовано как по URL, так и путём ручной загрузки файлов. Доступ к проприетарным источникам по URL можно организовать с использованием приватных токенов доступа.При подключении источника возможно выбрать формат получаемых данных: JSON (JSONL), CSV, TXT. Далее необходимо настроить парсинг его полей.  Рисунок 3. Настройка парсинга нового источника в RT Protect TI Для каждого источника возможно выбрать, какой вердикт будет формироваться для полученных из него индикаторов компрометации: «Безопасный», «Подозрительный» или «Вредоносный». При сборе данных из источника при формировании вердикта может учитываться его вес («confidence» — уверенность в данных). Также источники с безопасными артефактами (IP-адреса, домены, хеши и т. д.) позволяют формировать белые списки и фильтровать с помощью них ложноположительные срабатывания из вредоносных источников. В свою очередь, для каждого источника в настройках указывается его приоритет, что позволяет гибко формировать вердикты для артефактов из различных фидов.Работа с обнаружениями: «Активность» По результатам анализа артефактов для каждого из последних формируется вердикт на основе данных из подключённых источников. Вердикты фиксируются в разделе «Активность», где собираются сведения обо всех артефактах, обнаруженных на подключённых клиентах, и формируется рейтинг их распространённости. На вкладке «Артефакты» отображается общая распространённость артефактов среди всех клиентов системы. На основе этих данных можно составить рейтинг угроз, определить наиболее часто встречаемые угрозы, получить статистику их распространения.  Рисунок 4. Работа с артефактами  На вкладке «Организации и клиенты» каждая угроза ассоциирована с конкретным клиентом (организацией), где она была обнаружена. С помощью этих сведений можно классифицировать угрозы в зависимости от конкретных организаций или отраслей, где угроза встречается чаще всего.Так как все обнаруженные на клиенте артефакты фиксируются, имеется возможность провести ретроспективный анализ обнаруженных ранее артефактов, для которых критерий вредоносности был установлен позже момента фактического обнаружения. Таким образом возможно выявить угрозы, которые не были задетектированы в момент их реализации. Рисунок 5. Работа с организациями и клиентами Если по данным одного источника артефакт является вредоносным, но при этом он фигурирует в белых списках по данным второго источника, то такой артефакт помечается как безопасный. Подобный разнобой может свидетельствовать о ложноположительных данных источника с вредоносными артефактами. Рисунок 6. Работа с источниками данных С использованием функциональности раздела «Источники данных» возможно анализировать артефакты из различных источников — например, искать доверенные системные хеши, данные о которых получены из фидов сообщающих о вредоносной активности. Страница позволяет произвести оценку каждого источника данных на предмет его вклада в формирование вердиктов для обнаруженных артефактов. Таким образом возможно определить как более полезные с точки зрения вклада в аналитику источники данных, так и те источники, чьи артефакты редко встречаются в обнаружениях.Эта страница также позволяет произвести корреляцию между несколькими источниками данных, тем самым предоставляя возможность выявить часто пересекающиеся источники. В таком случае аналитик может оценить полезность того или иного источника и принять решение об исключении менее популярных или источников с повторяющимися данными. Рисунок 7. Работа с источниками данных Работа с артефактамиДля каждого фигурирующего в системе артефакта доступна его страница, обобщающая все имеющиеся на платформе данные о нём. При открытии такой страницы автоматически запускаются все доступные интеграции, среди которых в зависимости от настроек и наличия интеграционных ключей могут присутствовать VirusTotal, RSTCloud, Netlas и другие. Список может быть расширен. Рисунок 8. Основная страница артефакта Система RT Protect TI содержит в своём составе собственную библиотеку тегов, созданную аналитиками команды RT Protect. Предоставляется возможность как назначить теги вручную, так и автоматически установить их из фида. Назначение тегов из внешних источников осуществляется при помощи механизма «псевдонимов», который позволяет аналитику задать соответствие между тегами из библиотеки стороннего вендора и собственной библиотеки производителя. Таким образом теги любого вендора в любом формате могут быть преобразованы в теги собственной библиотеки. Рисунок 9. Добавление тега к артефакту Помимо этого, в платформе доступна функциональность выстраивания взаимосвязей между сущностями — например, связывание вредоносного файла со вшитым в него адресом сервера управления. Рисунок 10. Связанные артефакты Важной функциональностью RT Protect TI является возможность отслеживать обнаружения в различных организациях. Это позволяет определить распространённость потенциальной угрозы и увидеть факты её детектирования в различных инфраструктурах с указанием конкретного клиента, количества обнаружений и даты последнего выявления. Рисунок 11. Обнаружения артефакта В других разделах доступны результаты обогащения данных об артефакте за счёт множества внешних интеграций, позволяющих значительно дополнить имеющуюся в фидах информацию. Рисунок 12. Информация VirusTotal по артефакту На вкладке «Внешние источники» доступна информация об обнаружениях исследуемого артефакта в настроенных ранее фидах. При этом выводится вся информация, указанная при настройке конкретного источника. Рисунок 13. Информация из внешнего источника по артефакту Ни один источник данных не может быть абсолютно достоверным. В случае ошибки либо недостатка информации для вынесения вердикта аналитик имеет возможность вручную выставить корректный вердикт для артефакта, написать дополнительный комментарий к вердикту, а также указать время его актуальности. Рисунок 14. Добавление заключения аналитика к артефакту Другой возможностью платформы, значительно повышающей удобство командной работы с обнаружениями, является функциональность добавления комментариев к каждому артефакту. С её помощью аналитики имеют возможность фиксировать замечания и наблюдения. Рисунок 15. Отображение комментариев к артефакту Использование YARA-правилПомимо проверки артефактов RT Protect TI поддерживает возможность проверки файлов — как с использованием встроенных YARA-правил, так и путём отправки в решения класса Sandbox. Рисунок 16. Область поиска информации об артефактах По результатам проверки пользователю предоставляется набор YARA-правил, срабатывание которых было зафиксировано при проверке файла. Рисунок 17. Область поиска информации об артефактах Наборы YARA-правил возможно формировать как вручную, так и путём взаимодействия с репозиториями, например на GitHub. Таким образом, единожды настроив сбор отдельного YARA-файла либо целого репозитория, возможно добиться регулярного пополнения и обновления встроенных наборов. Рисунок 18. Раздел настройки наборов YARA-правил Управление уязвимостямиПлатформа предоставляет возможность осуществлять сбор информации об актуальных уязвимостях из таких баз, как БДУ ФСТЭК России, NVD и другие, а также выявлять бреши в установленном ПО по данным из интегрируемых по API систем.В качестве примера можно привести систему анализа ПО на конечных точках во взаимодействии с RT Protect EDR. Рисунок 19. Страница уязвимости с информацией о её распространённости по организациям и экземплярам ПО Анализ на наличие уязвимостей также возможно проводить с точки зрения анализа установленного ПО. Рисунок 20. Страница ПО с информацией о найденных в нём уязвимостях и о распространённости Менеджмент организаций, пользователей и API-клиентовВ системе поддерживается мультиарендная модель разделения доступа. Это позволяет делить пользователей по организациям и ограничивать доступ к данным об обнаружениях, а также к чувствительным настройкам аналитики, распространяемой с использованием платформы. Рисунок 21. Создание новой организации в RT Protect TI При этом выделяется одна организация-владелец, пользователи которой имеют доступ ко всей аналитике, агрегируемой в платформе. Важно отметить, что в рамках каждой организации также осуществляется разделение доступа: внедрена ролевая модель. Рисунок 22. Страница организации — владельца платформы В рамках менеджмента каждой организации существует возможность как добавления пользователей, так и формирования токена доступа для интеграций. Токен позволяет обращаться к API платформы и реализовывать широкий спектр задач по взаимодействию с другими решениями. Рисунок 23. Выпуск токена клиента в RT Protect TI Ролевая модель пользователей каждой организации включает в себя три основные роли: «Администратор», «Аналитик», «Пользователь». Важно отметить, что функциональность этих ролей также зависит от того, является ли организация пользователя владельцем платформы. Рисунок 24. Создание нового пользователя в RT Protect TI Взаимодействие с RT Protect EDRОдной из ключевых функциональных возможностей RT Protect TI является глубокое взаимодействие с RT Protect EDR. TI-платформа поддерживает создание и менеджмент всех наборов аналитики, доступных в EDR. Рисунок 25. Раздел настройки наборов распространяемых индикаторов атак При формировании наборов индикаторов компрометации предоставляется возможность их гибкой настройки. В такие наборы могут попадать как материалы из различных источников данных, так и наиболее актуальные угрозы, зафиксированные в контролируемых инфраструктурах. Помимо этого, возможно автоматически добавлять в них всю получаемую при работе с платформой аналитику. Также предоставляется возможность формирования списков исключений: наборов хешей, IP-адресов и доменов, наиболее часто фигурирующих в запросах от интеграций с целью фильтрации непосредственно в тех системах, с которыми осуществляется взаимодействие. Это позволяет значительно снизить число проверок. Рисунок 26. Конфигурация набора индикаторов компрометации   Важно отметить, что эта функциональность используется как при создании наборов распространяемых чёрных и белых списков в EDR, так и при формировании собственных фидов, доступ к которым предоставляется по URL, но ограничен требованием приватного токена клиента.Сценарии использования RT Protect TI Работа с дашбордамиНа главной странице представлены основные статистические графики и таблицы. Среди прочего там доступны информация по статистике добавления новых артефактов и график активности по проверке артефактов всех типов. Рисунок 27. Статистика добавления артефактов на TI-платформу Возможно перейти отсюда к информации об обнаружениях выбранного типа артефактов за соответствующий промежуток времени либо к отчётам по конкретным артефактам. Рисунок 28. Варианты отображения дашборда «Активность» Помимо этого, представлены топ-5 фидов по вкладу в аналитику, а также трендовые и наиболее распространённые вредоносные артефакты. Рисунок 29. Просмотр дашбордов вида «Топ-5» Дополнительно возможно отследить активность по использованию интеграций: сервисов обогащения данных об артефактах, песочниц и др. Рисунок 30. Варианты отображения дашбордов отчётов Таким образом, панель дашбордов предоставляет основную сводку активности в защищаемых инфраструктурах с возможностью детализации данных по различным критериям.Граф связейВажным элементом веб-интерфейса является возможность построения и просмотра графа связей между сущностями. Граф позволяет отобразить все связи исследуемого артефакта и дополнить их. Рисунок 31. Отображение графа связей Путём выстраивания связей в рамках расследования можно существенно расширить информацию об атаке, а также получить дополнительные данные о её распространённости в подконтрольных инфраструктурах.Создание фидовRT Protect TI предоставляет функциональность по формированию собственных фидов с динамическим обновлением данных. Рисунок 32. Создание наборов распространяемой аналитики — фидов Логика конфигураций создаваемых фидов совпадает с логикой формирования наборов индикаторов компрометации, распространяемых в RT Protect EDR. Доступно формирование наборов как по данным фидов, так и по последней фиксируемой активности, а также по заключениям работающих на платформе аналитиков.Работа с платформой в режиме веб-сервисаДоступ к платформе также возможно предоставить внешним пользователям — сотрудникам сторонних организаций, чьи права на изменение аналитики и параметров взаимодействия с RT Protect EDR ограничены. Рисунок 33. Отображение главной страницы и разделов для администратора организации Администратор организации имеет возможность создавать собственные токены для интеграций, а также добавлять пользователей. Всем пользователям будет доступна только информация об обнаруженных в их организациях артефактах. Рисунок 34. Отображение активности для администратора организации Определение распространённости угрозС использованием функциональности отслеживания данных о распространённости обнаружений вне зависимости от вердикта возможно определять масштаб вредоносной активности.Допустим, в рамках расследования инцидента в одной из организаций было обнаружено, что ранее неизвестный артефакт является вредоносным. Аналитик выносит для него соответствующий вердикт и обнаруживает, что он также встречался ранее в данных из источников других организаций. В результате автоматизированно предотвращается масштабная атака — путём распространения списков блокировки. Рисунок 35. Выявление и блокирование масштабной атаки Проведение ретроспективного анализа инфраструктуры на предмет компрометации Поставляемые TI-платформой данные могут быть использованы не только в рамках задач по мониторингу и поиску угроз (Threat Hunting), но и при выполнении ретроспективного анализа инфраструктуры на предмет компрометации — особенно если в исследуемой инфраструктуре ещё не настроены СЗИ.  Рисунок 36. Использование данных TI при проведении ретроспективного анализа инфраструктуры на предмет компрометации В этом случае возможно сформировать ограниченный набор наиболее актуальных угроз и осуществить их поиск на конечных точках. В рамках этой задачи платформа RT Protect TI уже доказала свою эффективность в связке с услугой RT Retro (ретроспективного анализа инфраструктуры), предоставляемой специалистами АО «РТ-Информационная безопасность».Системные требования RT Protect TIДля корректной работы системы сервер должен соответствовать ряду требований. Таблица 1. Системные требования к серверу управленияКомпонентТребованияМинимальныеРекомендуемыеЦП8 ядерНе менее 10 ядер частотой минимум 2,4 ГГц с возможностью работы в 20 потоковОЗУ16 ГБ32 ГБСвободное место на диске1 ТБ2 ТБ (итоговый размер будет зависеть от количества подключённых источников)Программное обеспечениеLinux-сервер с 64-разрядной архитектурой и ОС, поддерживающей контейнеризацию с использованием Docker План дальнейшей разработкиКлючевыми направлениями развития платформы являются:Расширение набора поддерживаемых сущностей: «Malware», «Tool», «Incident», «Campaign», «APT» и т. д. Поддержка протокола STIX позволит значительно углубить информацию об обнаруживаемых угрозах и возможности проведения соответствующего анализа.Поддержка проверки индикаторов компрометации не только с использованием API, но и путём направления исходных логов (по протоколам Syslog, CEF и др.) непосредственно в TI-платформу.Дальнейшее развитие сервисной модели использования (веб-версии).Развитие гибкости взаимодействия с различными СЗИ и сервисами.Полный план разработки продукта может быть предоставлен в рамках пилотного проекта.ВыводыRT Protect TI предоставляет функциональность по агрегации, корреляции и хранению данных о киберугрозах, обеспечению своевременности мер реагирования, а также актуализации экспертизы. При интеграционном взаимодействии с RT Protect EDR и другими средствами защиты платформа способна показать полный ландшафт угроз в инфраструктуре.Достоинства:Мультиарендная модель с возможностью использования на месте (on-premise), в облаке (on-cloud) и в формате SaaS.Гибкое управление фидами и артефактами, возможность создания собственных фидов.Возможность взаимодействия с решениями класса Sandbox.Глубокое интеграционное взаимодействие с RT Protect EDR.Входит в реестр российского ПО.Недостатки:Высокоуровневые данные TI доступны только в метаданных (реализация сущностей запланирована на 2025 г.).Нет сертификатов ФСТЭК и ФСБ России.Взаимодействие со сторонними СЗИ возможно только по API (реализация обработки «сырых» логов запланирована на 2025 г.).Читать далее
    • demkd
      В документации правильно, просто забыл убрать, после того как сменил тип интеграции.   Удаление исключений работает только в режиме виртуализации, в принципе системная защита ядра легко преодолевается, но дефендер тогда сходит с ума и ведет себя неадекватно, поэтому только виртуализация, можно конечно допилить что бы удалялось через api, но это все равно не будет работать с неактивной системой, поэтому оставил так как есть.
    • santy
      Demkd, судя по тестам интеграция uVS и  WinRE, запуск uVS из меню Winpe прошли нормально. (проверил на W10), Единственно, после завершения интеграции выходит сообщение, что при обновлении uVS интеграцию необходимо повторить. Так ли это? В документации указано, что если обновление выполнено в каталоге, который ранее был интегрирован с WinRe, то повторная интеграция не нужна.  
×