Анна Кулашова
Управляющий директор «Лаборатории Касперского» в России и странах СНГ
Анна занимает должность управляющего директора «Лаборатории Касперского» в России и странах СНГ с июля 2022 года.
Перед Анной стоят задачи развивать направление корпоративных продаж, преимущественно в сегменте крупного бизнеса, а также усиливать позиции компании в сфере защиты от самых сложных киберугроз, в том числе с помощью Kaspersky Unified Monitoring and Analysis Platform и Kaspersky Symphony XDR.
Она обладает более чем двадцатилетним опытом развития каналов продаж, маркетинга и взаимодействия с крупнейшими заказчиками и партнёрами. Анна начала карьеру в 1993 году в компаниях «ЛИТ» и «Эмерсон». В 2005 году присоединилась к российскому подразделению Microsoft, где занимала различные руководящие должности, в том числе директора департамента по работе с крупными организациями и партнёрами. В течение 10 лет Анна была членом совета директоров Microsoft в России. Под её руководством осуществлялись проекты по продаже высокотехнологичных решений, которые помогали заказчикам оптимизировать бизнес-процессы; развивались и поддерживались системы продаж партнёров Microsoft.
В 2022 году «Лаборатория Касперского» выпустила целый ряд новых решений. Как компании удаётся поддерживать внушительную линейку продуктов, создавая при этом решения высокого качества? Об этом нам рассказала Анна Кулашова, управляющий директор «Лаборатории Касперского» в России и странах СНГ.
Анна, несколько лет назад ваша компания делала ставку на международную экспансию. Отечественный рынок был для неё скорее материнским. Насколько сегодня российский рынок важен для «Лаборатории Касперского»?
А. К.: Мы — по-прежнему международная компания и присутствуем в более чем 200 странах и территориях мира. На всех этих рынках мы продолжаем развиваться. Тем не менее, действительно, российский рынок для нас был, есть и будет материнским. Что это значит? Это — очень важный рынок с точки зрения вывода новых продуктов и тестирования новых гипотез.
На мой взгляд, «Лаборатория Касперского» — одна из самых инновационных компаний; мы всё время что-то пробуем, даём обратную связь и постоянно растём.
Конечно, в этом году ситуация изменилась. Открылось много возможностей сделать что-то интересное.
У «Лаборатории Касперского» сейчас — очень большая линейка продуктов и услуг для бизнеса. Какие из них пользуются наибольшим спросом? За счёт чего удалось в этом году показать рост?
А. К.: Традиционно продолжает расти наша защита конечных пользователей. Здесь наблюдается смещение фокуса на использование сложных продуктов и переход на расширенные версии. Заказчики чувствуют необходимость лучше защищать свои конечные точки.
Одновременно мы отмечаем и большой всплеск интереса к продуктам класса SIEM. Так, за 11 месяцев у нас в 10 раз вырос объём продаж по продукту KUMA. Кроме того, вышло новое комплексное решение Kaspersky Symphony, которое объединяет целый класс продуктов компании и представляет собой комплексную защиту корпоративных решений. Продолжают показывать положительную динамику продажи индустриальных защитных решений.
В целом, мы видим весьма существенный рост по всем категориям продуктов.
Очень хорошо выросли сервисы — более чем в пять раз. Ещё в этом году увеличились продажи решения Kaspersky MDR.
А есть ли какие-то продукты и услуги, которые не были востребованными раньше, а в этом году оказались очень популярными?
А. К.: У нас нет продуктов, которые не были востребованными. Например, KUMA у нас была запущена относительно недавно, но запланирован запуск был довольно давно, и, как я уже говорила, по результатам этого года продукт очень успешен.
Конечно, большую роль здесь сыграли уход с российского рынка иностранных вендоров и необходимость перехода на отечественные решения. Наше решение показало себя более чем конкурентоспособным, прежде всего по производительности.
Можете ли вы выделить какие-то элементы продуктового портфеля, у которых, на ваш взгляд, остаётся большой потенциал для дальнейшего роста?
А. К.: Прежде всего, мы видим большой рост в развитии комплексных решений для защиты периметра в корпоративном сегменте и для промышленного контура. В свете того, что атаки на промышленность будут и дальше расти, это особенно актуально.
Хорошо развиваются также решения в комплексе сетевой защиты. В этом году мы представили продукт класса SD-WAN и видим большой интерес к нему. Кроме того, у нас есть решение на стыке кибербезопасности и физической безопасности — Kaspersky Antidrone. Это решение особенно востребованно у заказчиков во всех регионах.
Что происходит сейчас с инновационными направлениями, такими как, например, KasperskyOS или недавно выпущенное решение для автопрома?
А. К.: Они тоже развиваются, причём довольно интенсивно; в этом году на KasperskyOS у нас был выпущен тонкий клиент, а до этого появилась линейка кибериммунных шлюзов. Здесь также наблюдается большой интерес со стороны заказчиков и, соответственно, большой потенциал для развития наших продуктов.
Как вы в целом оцениваете уровень конкуренции на отечественном рынке после ухода из России зарубежных поставщиков? Она стала слабее или всё-таки можно говорить о тенденции роста?
А. К.: Конечно, конкуренция есть; появляются новые игроки, дают о себе знать и инвестиции в развитие этой отрасли. Позиции российских компаний на рынке кибербезопасности в определённых сегментах всегда были сильны, просто традиционно какие-то потребности закрывались при помощи западных решений. В условиях новых реалий появились и новые, уже отечественные, СЗИ. Сейчас, например, популярными становятся межсетевые экраны.
Иностранные вендоры, безусловно, создали определённые требования к качеству решений. После их ухода заказчики ожидают такого же высокого качества и от российских продуктов. Образуются новые ниши, и сейчас многие будут инвестировать в эти новые направления.
Что, на ваш взгляд, отличает «Лабораторию Касперского» от конкурентов на российском рынке?
А. К.: Я думаю, прежде всего инновационность и качество продуктов. Мы действительно много внимания уделяем разработке и несём ответственность за то, насколько качественные решения мы создаём.
Ещё одним немаловажным фактором является то, что одна из наших приоритетных задач — максимально быстро адаптироваться к требованиям стремительно меняющегося рынка. После 24 февраля были приняты оперативные решения как раз с точки зрения разработки и инвестиций в эту область.
С учётом уже достигнутого на рынке не получится ли так, что компания потеряет мотивацию и стимул для дальнейшего роста?
А. К.: Это — замечательный вопрос, он очень важен. Здесь следует отметить, что нас стимулируют, прежде всего, наши заказчики. Мы — компания «с человеческим лицом»; мы всегда очень внимательно прислушиваемся к тому, что говорят наши заказчики, и стараемся эту обратную связь максимально качественно отрабатывать. Это — наш главный стимул для того, чтобы соответствовать тем высоким стандартам, которые от нас ожидаются.
Второе — на российском рынке у нас есть замечательные конкуренты, которые также помогают нам развиваться.
Российский рынок кибербезопасности — довольно зрелый, здесь хорошая качественная конкуренция.
А есть такие конкуренты, у которых вы можете чему-то поучиться?
А. К.: Безусловно. Как уже отмечалось, мы активно развиваемся на международных рынках, а это очень высоко поднимает планку, даёт нам возможность перенимать международный опыт и конкурировать с зарубежными коллегами. Мы внимательно следим за развитием индустрии, адаптируем что-то под себя, анализируем, как это ложится на нашу культуру. И, конечно, мы всегда стремимся применять все лучшие практики.
Многие эксперты расходятся в оценках того, сколько времени требуется для создания полноценной экосистемы информационной безопасности. Кто-то говорит, что это трудно сделать за пять лет, а кто-то утверждает, что достаточно и одного года. Каково ваше мнение?
А. К.: Очевидно, что формирование экосистемы кибербезопасности — это такой же процесс, как и кибербезопасность в целом.
Нет предела совершенству, и всегда будут появляться новые компоненты системы, которые нужно будет учитывать.
Если же говорить о тех основах, которые уже заложены, я ещё раз назову такой наш продукт, как Kaspersky Symphony. Это — солидный «кирпич» в основании экосистемного подхода, объединяющий в целостный комплекс и наши продукты, и сопряжённые партнёрские решения.
Среди прогнозов развития отечественного рынка кибербезопасности есть и такой, что в ближайшие годы он может превратиться в своеобразную олигополию. Будет, скажем, пять крупных игроков, экосистем, которые будут между собой весьма условно конкурировать, так как сферы влияния у них будут очень чётко разграничены. Разделяете ли вы такие опасения?
А. К.: Я могу сказать, что существует общемировая тенденция, которая подтверждается и нашими исследованиями, и, например, аналитикой IDC. Речь идёт о консолидации определённых решений.
Продиктовано это прежде всего запросом со стороны заказчиков, которые хотят работать с платформой, чтобы иметь как можно меньше поставщиков. Это касается как в целом сферы ИТ, так и рынка кибербезопасности в частности. Соответственно, и мы тоже развиваемся в направлении платформенных подходов, консолидации и формирования экосистемы.
При этом не стоит забывать о том, что злоумышленники также совершенствуются и консолидируются, не давая нам спать спокойно, и это тоже будет способствовать развитию индустрии.
Как вы пришли к пониманию того, что нужно создать свою полноценную экосистему кибербезопасности?
А. К.: Развитие рынка кибербезопасности идёт по определённым законам. Угрозы становятся более сложными, а это требует и более сложного подхода к защите, требует развития собственных продуктов, поиска партнёров, вместе с которыми мы строим решения, а также партнёров-интеграторов, которые смогут эти продукты качественно внедрять.
Это и является стимулом к созданию своей экосистемы. Очевидно, что это — тоже общемировой тренд. Таким образом, подобные решения рождаются из нашего понимания вектора развития рынка и на основании обратной связи от заказчиков.
С вашего разрешения я задам несколько более личных вопросов. В «Лаборатории Касперского» вы с июня 2022 года. До этого вы долгое время занимали высокие посты в компании Microsoft. Ощутили ли вы какие-то различия между двумя компаниями?
А. К.: Прежде всего, и Microsoft, и «Лаборатория Касперского» — это компании с особой корпоративной культурой. Она есть, она очень яркая, и это привлекает. Вот одна из причин, почему я решила присоединиться к семье «Лаборатории Касперского».
Второе, может быть, будет звучать немного пафосно, но лично для меня это важно. Существует некое понимание того, что отличает великие компании от просто успешных. Это — видение, а также лидеры, которые могут это видение сформулировать и привести компанию к его воплощению. В этом плане две компании очень похожи.
У «Лаборатории Касперского» есть яркие лидеры, есть видение будущего и понимание того, для чего компания существует. У неё есть своя миссия: мы делаем мир безопасным.
Есть ли какие-то различия в корпоративной культуре, которые вы, возможно, ощутили, придя в новый коллектив?
А. К.: Может быть, это связано с размерами компаний. Мне очень импонирует семейная домашняя атмосфера здесь, в «Лаборатории Касперского». Здесь очень уютно, очень комфортно, все о тебе заботятся. Не могу сказать, что в Microsoft о сотрудниках не заботятся; просто эта компания больше, и забота ощущается в меньшей мере.
Я много общался с представителями компании Microsoft, мне довелось побывать и в их штаб-квартире. По моим ощущениям, управление компанией строится на демократических принципах. В России это зачастую не так. Как, на ваш взгляд, обстоят дела в «Лаборатории Касперского» с точки зрения работы с людьми?
А. К.: Мне кажется, именно работа с людьми в «Лаборатории Касперского» строится по высшему мировому классу. Люди — это всегда очень тонкая материя, поэтому так важно бережное отношение к сотрудникам, ко мнению каждого из них. Здесь это есть, и это замечательно.
Какие личные цели вы ставите перед собой на нынешней должности на ближайший год? Что нового вы хотели бы привнести и сделать?
А. К.: Прежде всего, у нас амбициозные планы утроить бизнес к 2025 году по сравнению с 2021-м. Мы расширили команду продавцов и сейчас выстраиваем качественный системный бизнес прежде всего для поддержки наших заказчиков.
Клиентоцентричный подход был и до этого, но сейчас мы делаем его ещё и более системным. Вот наша задача на самое ближайшее будущее.
Когда я готовился к интервью, я узнал, что мы с вами закончили один вуз — Московский физико-технический институт. В связи с этим я хотел бы узнать: насколько важно, на ваш взгляд, наличие качественного технического образования для руководителя ИТ-компании? Может быть, вы могли бы дать совет кому-то, кто сейчас ещё только начинает размышлять о своей карьере?
А. К.: Всем «технарям» я всегда советую хорошо учить математику. Она отлично дисциплинирует и систематизирует ум. Могу сказать, что системный подход, которому учат на физтехе, а также подходы к решению нестандартных задач мне очень помогают и в жизни, и сейчас в «Лаборатории» в частности.
С другой стороны, есть в руководстве компанией большая составляющая, которая связана с работой с людьми. И в технических вузах этому не уделяют должного внимания. Всё-таки эмпатия — качество, которое присуще не всем людям с техническим образованием. Хорошая новость: его можно в себе развить.
Поэтому если у вас техническое образование, то первое — вам повезло: в технических и высокотехнологических компаниях вам может быть немного проще. С чем вам повезло чуть меньше — мы не всегда достаточно развиты с точки зрения эмоционального интеллекта и гибких навыков. Я призываю всех: добирайте эту часть самостоятельно, благо возможностей для этого сейчас много.
Анна, большое спасибо за содержательное и очень интересное интервью. А нашим читателям мы, как всегда, желаем всего самого безопасного!