Евгения Наумова: Я хочу, чтобы МТС RED вошёл в топ-5 игроков на рынке кибербезопасности

Евгения Наумова: Я хочу, чтобы МТС RED вошёл в топ-5 игроков на рынке кибербезопасности

Евгения Наумова: Я хочу, чтобы МТС RED вошёл в топ-5 игроков на рынке кибербезопасности

Евгения Наумова

Генеральный директор МТС RED, директор по кибербезопасности МТС

Евгения Наумова окончила Ульяновский государственный технический университет (УлГТУ) по специальности «Менеджмент», получила степень кандидата экономических наук в Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова и степень МВА Кингстонского университета.

Начала карьеру в информационной безопасности 18 лет назад. С 2005 по 2008 гг. возглавляла международный отдел продаж проекта «Safensoft» в компании StarForce Technologies. B 2008–2009 гг. работала в компании «Доктор Веб». В 2009 году — менеджер по продажам в финансовом секторе, в 2010-м — руководитель корпоративных продаж в России, с 2020-го — директор региональной сети продаж, с 2021-го — исполнительный вице-президент по корпоративному бизнесу «Лаборатории Касперского». В 2020–2022 гг. входила в совет директоров ООО «Новые облачные технологии». В июле 2022 года назначена директором по кибербезопасности МТС, в августе 2022-го заняла должность генерального директора МТС RED.

...

Около года назад МТС буквально ворвалась на рынок кибербезопасности, формируя сильную команду и анонсируя множество продуктов и сервисов. Мы поговорили с Евгенией Наумовой, генеральным директором МТС RED, где она рассказала о планах развития и стратегии компании в целом.

Как сейчас организована структура бизнеса МТС по направлению информационной безопасности?

Е. Н.: Год назад появилось ООО «Серенити Сайбер Секьюрити». Это название хорошо сыграет на международном рынке, при этом для российского рынка было принято решение сделать бренд, который будет ассоциироваться с экосистемой МТС — и, соответственно, сам МТС будет ассоциироваться с кибербезопасностью. Поэтому выбрали бренд МТС RED.

Изначально бизнес был разделён на две части. Первая часть — это ядро, классическая кибербезопасность. Вторая часть бизнеса — это инновации (центр инноваций Future Crew компании МТС RED, где разрабатывают принципиально новые технологии, в том числе для обогащения классических решений в сфере кибербезопасности).

За год — с момента возникновения компании — инновации вышли за рамки кибербеза. Разрабатываются продукты для физической безопасности, есть B2C-решения, в которых больше телекома, чем кибербезопасности, и так далее. В сущности, эти технологии комплементарны самым разным продуктам экосистемы МТС, не только кибербезопасности; соответственно, команда блока инноваций перешла в отдельное от МТС RED подразделение ПАО «МТС».

В МТС RED сейчас порядка 200 человек, и мы продолжаем активно набирать сотрудников. 

Все они работают в Москве?

Е. Н.: Команда распределена по России: Москва, Санкт-Петербург, Краснодар. Есть несколько человек, которые уехали за рубеж, но ради МТС RED вернулись.

Зачем крупная публичная компания, ориентированная на телеком, пошла в ИБ?

Е. Н.: По моему мнению, ИБ — это фундамент, который нужен любому бизнесу. Кроме того, МТС — это экосистема, то есть необходимы все ключевые «кирпичики» экосистемности. Без цифровизации невозможно быть передовой компанией. 

То есть это некий стратегический расчёт на то, что кибербезопасность будет удачно дополнять остальной бизнес и давать синергетический эффект?

Е. Н.: Однозначно, да.

Есть ощущение, что за последние три года в кибербезопасность пошли даже те, кто раньше не смотрел в эту сторону. Вся «большая тройка» операторов связи, «Сбер», ВТБ. Как вы считаете, стоит ли ввязываться в такую серьёзную конкуренцию?

Е. Н.: Стоит. Где серьёзные конкуренты, там лучший продукт или сервис. Кибербезопасность сейчас признана одной из самых востребованных сфер занятости в России. Многие операторы связи фактически просто пошли в MSSP, то есть они не производят своего продукта, они берут партнёрские и оказывают услуги на их базе. Мы — не только MSS-провайдер, мы ещё и вендор продуктов по информационной безопасности. 

Сегмент MSSP будет расти и отнимать долю у других игроков рынка ИБ в связи с очевидной нехваткой кадров в кибербезопасности у заказчиков.

По данным исследования международной отраслевой ассоциации ТМ Forum, бизнес крупнейших зарубежных телеком-компаний в сфере кибербезопасности растёт примерно вдвое быстрее, чем рынок кибербеза как таковой. Даже исходя из этого тренда можно сказать, что операторам нужно идти в кибербезопасность.

Существует ли у вас некий бизнес-ориентир? Вы, вероятно, держите в голове успех того же «Ростелекома», который успешно вырастил весьма крупный ИБ-бизнес внутри телекома.

Е. Н.: Да, есть преимущества работы в телекоме. Наша точка отсчёта — это платформенные экосистемные вендоры: CrowdStrike, Palo Alto, Cisco, то есть те, кто соединил все домены информационной безопасности и написал единую платформу. Это именно то, что нужно российскому рынку ИБ сейчас.

Строительство экосистем набрало высокую популярность на рынке кибербезопасности. Может ли это привести к перенасыщению рынка и впоследствии «давке» на нём? И сколько компаний, по вашему мнению, останется в России?

Е. Н.: Предполагаю, что в серьёзной игре останется топ-10 игроков. 

Единственная возможность выжить на рынке — создать экосистему. Поэтому дойдут не все. Я не верю, что в будущем сохранится много стартапов. Останутся гиганты.

Почему тогда не объединяются средние или даже крупные компании?

Е. Н.: Рынок ИБ в России сейчас сильно перегрет. Конечно, лучше консолидироваться, это неизбежность. Есть компании, которые это осознают, но пока ещё верят в слияния и поглощения (M&A) по мультипликатору, который несвойственен российскому рынку. Я думаю, что это относительно скоро закончится.

На каких краткосрочных или среднесрочных задачах по продуктам и услугам вы сейчас концентрируетесь?

Е. Н.: Главный приоритет сейчас — довести проект MSSP, обогатить портфель сервисов кибербезопасности. В следующем году мы будем показывать первые модули экосистемы. В 2025 году должны быть первые внедрения.

Также мы пишем свой платформенный продукт, связанный с безопасной разработкой. В этой нише у нас один прямой конкурент. Релиз ожидается в декабре.

Речь идёт об облачном анализе кода?

Е. Н.: Сначала выйдет локальная версия (on-premise). Потом мы обязательно сделаем версию в облаке.

За счёт чего МТС удастся успешно справиться с высокой конкуренцией на рынке? Что для этого необходимо?

Е. Н.: Во-первых, это микросервисы. У нас есть прекрасная возможность для быстрой разработки и внедрений, с технологической точки зрения. Во-вторых, за нами ресурсы финансовой машины МТС. И в нашей команде не просто эксперты, а амбициозные профессионалы.

Как сделать так, чтобы заказчики поверили в то, что инвестиции в кибербезопасность от МТС — это перспективно и надёжно?

Е. Н.: Мне кажется, что тут важны имидж и репутация компании. В МТС практикуется серьёзный контроль качества выпускаемых продуктов и сервисов. Дополнительно к этому, думаю, синергия идейности и полной отдачи любимому делу моей команды даст результат.

Евгения, до МТС вы работали на позиции топ-менеджера в «Лаборатории Касперского», то есть в крупном бренде российской кибербезопасности, который сейчас создаёт свою экосистему. Насколько сложным оказался переход в некий «стартап в кибербезопасности»? Почему вы решились на этот шаг?

Е. Н.: Во-первых, это более высокая должность. Несмотря на большую ответственность, у меня больше полномочий. Я могу выстроить разработку, процессы, культуру в компании так, как считаю нужным. Во-вторых — возможность инноваций и максимальная реализация для сотрудников.

МТС это машина. И в этой бизнес-машине начинаешь иначе принимать решения.

У меня была мечта строить бизнесы, и чтобы получалось это делать в том числе с точки зрения ценностей, культуры принятия решений и так далее. Здесь я это нашла.

Какие навыки нужны топ-менеджеру ИБ-компании в России? Давайте выделим топ-3.

Е. Н.: Профессиональные навыки — это точно. Первое — знание ИБ, второе — деловая хватка (business acumen). Знание бизнеса столь же важно, сколько знание ИБ. Третье — я верю в здравое отношение к сотрудникам, заказчикам и другим участникам рынка, правильные личностные и культурные ценности приведут к победе.

Кстати: клиент всегда прав?

Е. Н.: Не всегда. Дело в том, что для нас отношения с клиентом — это долгосрочное партнёрство, в котором мы вкладываемся друг в друга.

По вашим соцсетям создаётся впечатление, что вы постоянно находитесь в движении, занимаетесь саморазвитием. Как вы находите баланс между работой и временем на себя и семью?

Е. Н.: Я очень стараюсь эффективно тратить время. С точки зрения бизнеса — хорошо делегирую. Если у меня спросить, в чём я мастер, я отвечу: в делегировании. Это сильно развивает людей вокруг, они быстро смогут перейти на следующий шаг в своей карьере благодаря тому, что сейчас выходят за рамки своих должностных обязанностей и делают это с искренним интересом.  

Случалось ли за последние годы в вашей личной или профессиональной жизни что-то такое, что дало бы серьёзный толчок для личностного роста?

Е. Н.: Конечно, свою роль сыграл переход на новую должность в МТС RED. Также в «Лаборатории Касперского» у меня каждый год, с первого года работы, было расширение зон ответственности. Это способствовало стремительному развитию. И ещё — когда мне отдали в управление весь B2B-бизнес и международную команду. Там опыт расширился очень серьёзно, понимать такую сферу деятельности и уметь управлять многонациональной командой по всему миру дорогого стоит. 

Чем бы вы гордились, оглянувшись на себя из обозримого будущего?

Е. Н.: Я хочу, чтобы МТС RED был значимым игроком на рынке и вошёл в топ-5 компаний в течение пяти лет. При этом я не хочу нарушать свой баланс между работой и личной жизнью.

Мой приоритет полноценная личная жизнь и рабочие успехи. Можно сказать, у меня два ребёнка: моя дочка и мой бизнес. Я хочу, чтобы они цвели и с каждым из детей было настоящее единение.

Я разделяю то, что вы сказали, и мне лично это близко. Большое спасибо вам за интервью! Получилось очень интересно. А нашим читателям мы, как обычно, желаем всего самого безопасного!