Анна Кулашова
Анна занимает должность вице-президента «Лаборатории Касперского» в России и странах СНГ с июля 2022 года. Перед Анной стоят задачи развивать направление корпоративных продаж, преимущественно в сегменте крупного бизнеса, а также усиливать позиции компании в сфере защиты от самых сложных киберугроз.
Анна обладает более чем двадцатилетним опытом развития каналов продаж, маркетинга и взаимодействия с крупнейшими заказчиками и партнёрами. Начала карьеру в 1993 году в компаниях «ЛИТ» и «Эмерсон». В 2005 году присоединилась к российскому подразделению Microsoft, где занимала различные руководящие должности, в том числе директора департамента по работе с крупными организациями и партнёрами. В течение 10 лет Анна была членом совета директоров Microsoft в России. Под её руководством осуществлялись проекты по продаже высокотехнологичных решений, которые помогали заказчикам оптимизировать бизнес-процессы; развивались и поддерживались системы продаж партнёров Microsoft.
«Лаборатория Касперского» презентовала межсетевой экран нового поколения (NGFW). Это событие повлияет на развитие не только самой компании, но и российского рынка в целом. О перспективах развития продукта и о работе в современных условиях мы побеседовали с Анной Кулашовой, вице-президентом «Лаборатории Касперского» в России и странах СНГ.
Это одно из серии интервью с экспертами «Лаборатории Касперского», которые были записаны на конференции KICS Conf.
Вы анонсировали и уже презентовали всем ваш новый NGFW. С точки зрения бизнеса и продуктового портфолио, насколько важен этот шаг?
А. К.: Это крайне важный шаг, очень логичный с точки зрения структуры, которая у нас есть. Я хочу напомнить, что мы развиваем три большие платформы. Во-первых, это платформа XDR, причём как IT, так и OT. Вторая история — платформа SASE, где мы были представлены SD-WAN. Эти две платформы пересекаются как раз в районе NGFW. Третья — это наша платформа кибериммунитета.
Мы слышали очень много пожеланий со стороны заказчиков на протяжении последнего времени, они были очень активны, и мы рады, что нам наконец есть что сказать здесь, потому что это — правильный, логичный кирпичик для того фундамента безопасности, который мы строим.
Да, и у меня лично было ощущение недостающего элемента пазла, очень важного элемента, потому что «Лаборатория Касперского» известна прежде всего за счёт своей защиты для конечных точек.
А. К.: Развивая решение SD-WAN, было очень важно сформировать комплекс знаний и экспертизы, потому что мы привыкли всё делать так, чтобы это работало, причём хорошо и надёжно. Как только мы поняли, что можем, набравшись экспертизы, вывести эту линейку, мы, собственно, к ней и пришли.
Антон Иванов (директор по исследованиям и разработке «Лаборатории Касперского». — Прим. ред.) в своём интервью сказал, что разработка длилась четыре года. Не было ли желания поторопиться? Пусть продукт был бы недостаточно зрелым, но удалось бы выйти с ним на рынок на два года раньше, как сделали многие конкуренты.
А. К.: Возможно. Это всегда вопрос стратегии: насколько ты готов. И всё-таки в культуре разработки «Лаборатории Касперского», в культуре самой компании в целом принято быть уверенным, что продукт будет работать, что есть сценарии применения, что обеспечена совместимость. Очень важно, что тот сценарий, который мы показываем на стенде, предполагает совмещение с нашим XDR-модулем и платформой OSM.
Очень-очень важно, что заказчику потом не придётся совмещать, интегрировать, ещё и на это тратя время. Об этом мы тоже подумали. Наверное, с этим связаны некоторые задержки — с тем, как мы это представляем.
Я понял, что эта — уже релизная — версия позволяет использовать всю мощь XDR. Это раз. Второе — с нею уже можно работать на платформе Open Single Management. Правильно?
А. К.: Да, всё верно. Это уже рабочий вариант. Понятно, что мы здесь очень рассчитываем на обратную связь со стороны заказчиков, потому что те люди, которые непосредственно сталкиваются с угрозами, проявляют очень большой интерес, желание протестировать. Надеемся, что сейчас как раз получим приток дополнительной информации в партнёрстве с нашими заказчиками и коллегами по цеху и сможем действительно очень резко улучшить и показатели, и качество, и так далее.
Можно сказать, что с точки зрения заказчика сейчас была представлена публичная бета-версия. В принципе, при желании, любой заказчик, чья заявка будет одобрена, сможет её взять и бесплатно потестировать.
А на какой срок? Есть ли здесь какие-то ограничения?
А. К.: Мы сейчас прорабатываем схемы. Обычно такие тестирования длятся несколько месяцев, потому что это — весьма сложная история. Будем индивидуально подходить к каждому заказчику. Всё зависит от сценариев, от той инфраструктуры, на которой это будет разворачиваться у заказчика, и от того, во что продукт будет встраиваться. Поэтому — индивидуальный подход. Мы его, в принципе, всегда практикуем при наших тестовых испытаниях.
Предусмотрены ли некие, скажем так, экономические преференции при покупке для тех, кто сейчас будет тестировать?
А. К.: Да. Работаем над так называемой программой ранних последователей, потому что со стороны заказчиков это, конечно же, — инвестиции в то, что мы делаем. Здесь у нас тоже будет проработан специальный механизм: как облегчить вход и распространение.
Будет ли NGFW востребован в промышленном сегменте?
А. К.: Будет востребован однозначно. Многие заказчики интересовались: «а что там с промышленным NGFW? может быть, промышленный сделаете?». Запросов уже много. Будем двигаться. В дорожной карте это есть.
Важно, что вы позиционируете свою экосистему именно как открытую. Это видение как-то эволюционирует? Оно менялось, скажем, за последний год?
А. К.: Мы по-прежнему продвигаем открытую экосистему. Это означает, что мы активно сотрудничаем с партнёрами. Развитие платформы OSM нужно как раз для того, чтобы объединять разные решения. Мы инвестируем в то, что считаем важным и с точки зрения целостной истории, а также активно вовлекаем партнёрские решения. Среди наших генеральных партнёров — «Солар» и «Систэм Электрик», которые как раз работают на промышленность. «Солар» вообще работает для всех индустрий.
Здесь мы можем искать правильные синергетические эффекты для того, чтобы заказчик был доволен. То, как именно мы соберём этот пазл, заказчиков интересует меньше: им важно закрыть свою потребность. Здесь мы ровно в этой парадигме и будем продолжать развивать свою открытую экосистему. Опять же, развитие Open Single Management Platform — движение в этом направлении.
«Лабораторию Касперского», как мне кажется, воспринимают на рынке как продуктовую компанию. Сервисы были всегда, но, возможно, являлись не так сильно заметными. Меняется ли у вас баланс между продуктовым и сервисным бизнесом?
А. К.: Да, запрос на сервисы растёт, притом на самые разные, и таких запросов всё больше. Важная составляющая — MDR-сервисы, потому что не у всех заказчиков есть возможность построить свой SOC. Это дорого, плюс по-прежнему не хватает специалистов (и будет не хватать ещё какое-то время). Поэтому сервисные модели, конечно же, будут развиваться. Мы видим постоянный растущий интерес.
Кроме того, востребованны сервисы поддержки. Сложные решения нуждаются в более серьёзной поддержке. Мы развиваем и наращиваем наши возможности по этой части, а также очень активно обсуждаем с партнёрами, что и в каком объёме они на себя могут брать с точки зрения первой линии.
В условиях кадрового голода, мне кажется, хорошим решением может стать шеринговая модель: распространять экспертизу отдельных очень сильных людей на много-много заказчиков. Сервисы должны расти. Вы планируете активизироваться в этом направлении? Можно было бы, например, предоставлять из облака тот же самый NGFW, антивирусную защиту и многие другие сервисы и продукты, которые у вас есть.
А. К.: Здесь всегда возникает вопрос о доверии со стороны заказчиков, потому что сервисные модели в России, исторически, развивались не очень бодро. Будет сочетание развития сервисных моделей, предложения и доверия. Безусловно, облачные среды — это важная составляющая, особенно для промышленных предприятий.
Анна, спасибо за интересное интервью! Будем следить за развитием ваших продуктов.