Открытое письмо Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву

Открытое письмо Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву

...

 Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Мы, представители экспертного сообщества в области информационной безопасности, обращаем Ваше внимание на невыполнение вашего поручения №5, опубликованного 2 июня 2011 года на сайте kremlin.ru http://kremlin.ru/assignments/11427, а именно:



5. Ускорить приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями Конвенции Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных», предусмотрев устранение необоснованных обременений для операторов персональных данных.

Ответственные: Щёголев И.О., Бортников А.В., Нургалиев Р.Г.

Срок – 1 августа 2011 г.

Обладая определенным опытом работы в области защиты информации и в частности защиты персональных данных, а также являясь экспертами различных рабочих групп, занимающихся вопросами гармонизации российского законодательства в области персональных данных, мы заявляем, что вследствие принятия 5 июля 2011 года в третьем чтении Государственной Думой законопроекта № 282499-5 “О внесении изменений в Федеральный закон “О персональных данных” (далее – Законопроект) все существовавшие серьезные обременения для операторов не только сохранились, но и приумножились.

Частью 1 статьи 20 Конвенции Совета Европы “О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных”, подписанной от имени РФ 07.11.2001 в г. Страссбург (далее – Конвенция) предусмотрена норма, согласно которой оператор персональных данных самостоятельно принимает решение о составе защитных мер, исходя из предполагаемого ущерба субъекту от их неправомерного использования. В случае утечки, ответственность ложится на оператора по всей строгости закона. Указанные в Законопроекте требования по защите данных носят обязательный характер, их состав жестко регламентирован и не зависит от предполагаемого ущерба субъекту. В тоже время, ответственность операторов за утечки Законопроектом не предусмотрена. Другими словами, Законопроект не соответствует духу Конвенции.

Российским операторам персональных данных (почти всем юридическим лицам) Законопроект навязывает требования по защите данных, ранее содержавшиеся в подзаконных и ведомственных нормативных актах ФСТЭК и ФСБ, которые абсолютно не учитывают современные тенденции развития информационного общества. Слегка “подкорректированные” методы и способы защиты государственной тайны 20-летней давности стали обязательными для 7 миллионов операторов персональных данных. А среди них не только «богатые» банки или нефтяные компании, но и фермерские хозяйства, школы, поликлиники и даже индивидуальные предприниматели – все они обрабатывают персональные данные, как минимум, своих работников.

Как следствие, принятый Законопроект обязывает операторов персональных данных тратить ресурсы на выполнение морально устаревших требований и покупку несоответствующих современным реалиям технических средств защиты информации. По оценкам Парламентских слушаний 20 октября 2009 года (http://www.aksakov.ru/media/File/filelist/st08.doc), на реализацию этих, неэффективных в деле защиты прав субъектов персональных данных, мероприятий, всеми хозяйствующими субъектами должна быть единовременно потрачена сумма около 6% ВВП РФ. Учитывая объемы затрат операторы, с очень большой вероятностью, переложат указанные расходы на субъектов – потребителей своих услуг, что неизбежно приведет к эскалации инфляционных процессов.

Особо отмечаем, что Законопроект не проходил антикоррупционную экспертизу, а большие обременения, заложенные в Законопроекте, могут весьма существенным образом сказаться на развитии ИТ-инноваций в РФ, поскольку инвестиционный бюджет ИТ-стартапов весьма ограничен. Учитывая объемы затрат, наиболее востребованный экономикой инновационный вид бизнеса в РФ будет заведомо обречен на провал.

Эти и другие факторы создают предпосылки для вывода существующих и создаваемых информационных систем за пределы России в страны Евросоюза, где требования к защите персональных данных учитывают современные тенденции и обеспечивают баланс интересов оператора и субъекта. Такие действия, по понятным причинам, могут нанести значительный ущерб безопасности России, и не способствуют соблюдению прав субъектов персональных данных, являющихся гражданами РФ.

Просим Вас, принимая во внимание изложенные доводы, отклонить законопроект в существующем виде, и направить его на общественные слушания и соответствующую доработку с привлечением экспертного сообщества в области информационной безопасности и, в частности, защиты персональных данных.

06.07.2011

Письмо подписали:
Бондаренко Александр
Волков Алексей
Лукацкий Алексей
Токаренко Александр
Царев Евгений

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Вышла PT ISIM 5 с компонентом PT ISIM Endpoint

Компания Positive Technologies представила новую версию системы мониторинга безопасности промышленных инфраструктур PT Industrial Security Incident Manager (PT ISIM). В пятом поколении продукта появился компонент PT ISIM Endpoint, который позволяет выявлять киберугрозы на конечных узлах технологической сети.

Среди других ключевых обновлений — улучшенная визуализация сети и усовершенствованный модуль контроля технологических процессов.

В PT ISIM 5 добавлен компонент PT ISIM Endpoint. Он выявляет аномалии, нелегитимные операции и подозрительную активность на рабочих станциях и серверах SCADA. Агенты PT ISIM Endpoint подключаются к центральному модулю PT ISIM View Sensor, который обеспечивает централизованный мониторинг всех событий безопасности в технологической инфраструктуре.

PT ISIM Endpoint разработан с учетом особенностей промышленных систем автоматизации. Продукт может своевременно предупреждать специалистов о:

  • несанкционированном запуске инженерных утилит,
  • попытках подбора паролей для SCADA,
  • подмене проектов и других потенциально опасных действиях.

В систему заложены пакеты экспертизы, которые позволяют защищать ПО российских разработчиков (AdAstra, «Прософт-Системы», «МПС Софт») и мировых производителей (Yokogawa Electric, Siemens, AVEVA и др.).

PT ISIM 5 аккумулирует данные как с узлов технологической сети, так и из сетевого трафика. Для изолированных производственных объектов с требованиями физической изоляции предусмотрено подключение через однонаправленные диоды данных.

«Эффективная кибербезопасность невозможна без комплексного мониторинга всей инфраструктуры, а использование разрозненных инструментов ИБ оставляет слепые зоны, — комментирует Илья Косынкин, руководитель разработки продуктов для безопасности промышленных систем Positive Technologies. — Благодаря интеграции нового компонента, PT ISIM 5 стал полноценным решением для мониторинга безопасности промышленных инфраструктур. Система объединяет данные о киберугрозах в трафике и на узлах сети, обеспечивая операторам доступ к полной картине событий. Это не только повышает уровень безопасности, но и снижает затраты на интеграцию и эксплуатацию».

Одно из значимых обновлений — новая карта сетевых взаимодействий, которая упрощает работу с крупными распределенными инфраструктурами с десятками тысяч узлов. Она визуализирует потоки данных между группами узлов и позволяет быстро выявлять:

  • нарушения изоляции технологических сегментов,
  • подключения к интернету или корпоративной сети,
  • нелегитимные связи между производственными площадками.

В обновленном модуле контроля технологических процессов появились новые функции, а стартовый дашборд теперь отображает:

  • последние инциденты,
  • уведомления о появлении новых узлов,
  • неавторизованные соединения,
  • данные об инвентаризации компонентов сети.

PT ISIM 5 выводит мониторинг безопасности промышленных объектов на новый уровень, сочетая функциональность, удобство и широкие возможности для адаптации под потребности предприятий.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru