В России создается Госцентр по информационной безопасности банков

В России создается Госцентр по информационной безопасности банков

Российским банкам нужен Государственный центр реагирования на компьютерные инциденты, полагает исполнительный директор Ассоциации российских банков (АРБ) Валерий Шипилов. О планах создания такого центра он рассказал на VI Уральском форуме «Информационная безопасность банков» в Магнитогорске.

По всей видимости, такой Центр в России будет создан: эту идею поддержали первый зампред Центробанка Георгий Лунтовский, начальник Главного управления безопасности и защиты информации ЦБ РФ Олег Крылов, и представители Департамента национальной платежной системы ЦБ РФ.

Исходя из официального сообщения АРБ, Центр реагирования должен помочь оперативному взаимодействию и обмену информацией между кредитными организациями, регуляторами, банковскими ассоциациями и правоохранительными органами.

CNews обратился к Валерию Шипилову с просьбой уточнить сроки создания Центра, состав его будущих учредителей и принципы работы, однако, он отклонил просьбу о комментарии, сославшись на то, что «пока это просто инициатива».

В русском языке устойчивым словосочетанием «центр реагирования на компьютерные инциденты» обычно переводится аббревиатура CERT (Computer emergency response team). Так с 1988 г. после появления «червя Морриса» (одна из первых вредоносных программ, распространяющаяся по компьютерным сетям) обозначаются организации, оказывающие быструю и круглосуточную помощь при возникновении киберугроз.

Участники Форума «Информационная безопасность банков», слышавшие выступление Валерия Шипилова, и с которыми переговорил CNews, поняли его слова именно как намерение создать особый CERT для расследования банковских инцидентов. Однако, как указал в своем блоге присутствовавший на выступлении Шипилова ИБ-эксперт и популяризатор темы информационной безопасности Алексей Лукацкий, использование термина CERT для инициативы АРБ скорее неудачное.

По словам Лукацкого, исполнительный директор АРБ предложил госорганизацию, которая будет отслеживать не столько технологические угрозы, сколько «мошеннические транзакции, обмениваться списком мошенников (дропперов) и подставных юрлиц, рассылать правила для систем антифрода и выполнять другую аналогичную работу, которая явно не относится к техническому уровню».

«Хотя основную задачу "банковского CERT" Банк России видит в снижении числа инцидентов, методы решения он предлагает немного иные, чем безопасники привыкли, толкуя термин CERT», - пишет Лукацкий. Слово CERT - зарегистрированная торговая марка университета в Питтсбурге, и для включения этой аббревиатуры в свое название, ИБ-организация должна удовлетворять особым квалификационным требованиям корневого CERT.

Избегая исполнения особых требований для получения прав на это слово, ИБ-команды иногда прибегают к включению в свое название аббревиатуры CSIRT (команда реагирования на инциденты в компьютерной безопасности, Computer security incident response team).

Принципиальное условие вступления в глобальную систему CERT - это обмен информацией об ИБ-инцидентах, обнаруженных вредоносных программах, уязвимостях, методах защиты ИТ-систем и пр. Считается, что к этим информационным потокам получают равный доступ все участники программы.

На сайте корневого CERT указаны 82 организации, удовлетворяющих квалификационным требованиям, и имеющих право на использование бренда. Россия там представлена пока только CERT-GIB, принадлежащим компании Group IB, которая заявила, что CERT-GIB стал первым в Восточной Европе частным CERT. В нем в режиме 24/7/365 работают 15 сотрудников в Москве, Нью-Йорке и Сингапуре.

Помимо этого в России известны организации по ИБ-реагированию RU-CERT и GOV-CERT.RU. Первый обычно связывают с провайдером «Релком-Альфа», а создание второго приписывают 8 Центру ФСБ. Согласно заявлению на собственном сайте, GOV-CERT.RU специализируется на компьютерных инцидентах, возникающих в ИТ-системах органов госвласти России. Ни одна из этих организаций права на использование марки CERT не имеет.

Руслан Стоянов, глава отдела расследования компьютерных инцидентов «Лаборатории Касперского», занимающегося как раз банковской информационной безопасностью, говорил CNews, что его отдел мог бы претендовать на получение звания CERT, однако, пока не видит в этом необходимости. Известно, что «Лаборатория Касперского» и сама по себе участвует в информационном обмене между ИБ-компаниями.

Дмитрий Волков руководитель отдела расследования инцидентов информационной безопасности Group-IB (владельца единственного в России «официального» CERT), говорит, что специализированные банковские CERT - не редкость в мировой практике. Крупные международные банки (например, CITI, Raiffeisen, Royal Bank of Scotland) имеют собственные CERTы.

Первый серьезный вопрос, который необходимо решить перед созданием CERT - это вопрос доверия к организации, на базе которой он будет строиться: «Если нет доверия, то не будет информации об инцидентах». Например, от внешних для банка CERT, банкиры могут скрывать и сами факты инцидентов, так и их важные детали, без чего невозможно эффективно отреагировать. В России это чрезвычайно актуально, особенно когда об инциденте сразу становится известно надзорной организации, говорит Дмитрий Волков.

Другой серьезный вопрос - это компетенция для реагирования на инциденты. Созданный CERT должен иметь сильную исследовательскую команду. Без нее он станет «просто пылесосом для сбора общих сведений» и максимум, что от него можно будет получить - это статистика по инцидентам и запоздалые рекомендации. 

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Новый гендиректор МойОфис высказался о кризисе в компании

Генеральный директор компании «Новые облачные технологии», разработчика офисного комплекса «МойОфис», Вячеслав Закоржевский высказался о причинах кризиса в компании и представил пути выхода из него.

Закоржевский дал интервью «Ведомостям», где отметил, что в 2023 году у компании резко — на без малого 46% — снизилась выручка. Объем убытков превысил 5 млрд рублей. В 2024 году ситуация не изменилась.

Глава компании объяснил эту ситуацию издержками быстрого роста вследствие активного роста спроса на фоне вынужденного импортозамещения:

«У падения выручки причины разные. Получилось так, что к нам одномоментно пришло много клиентов. Бэк-офис и фронт-офис были не готовы, техническая поддержка была не готова. Все навалилось, и компания начала, скажем, работать в экстренном режиме перестройки. Это, конечно, сказалось на процессе. Помимо того, многие клиенты закупили многолетние контракты в 2022 г., когда только началось активное импортозамещение. Тогда и частные, и государственные клиенты оформляли 3-5-летние контракты. И оно вкупе привело к снижению финансовых показателей».

Гендиректор опроверг информацию об уходе крупных клиентов. Однако он признал, что были сложности с продлением контрактов на техническую поддержку. Были примеры и того, когда потенциальные заказчики отказывались от приобретения «МойОфис» из-за затянувшихся пилотов или отрицательных отзывов других компаний.

Однако, как отметил Вячеслав Закоржевский, на 50% срывы новых контрактов были обусловлены несовершенством внутренних процессов в компании:

«Раньше мы могли вернуться за фидбэком через месяц. А надо брать и сразу день в день выезжать и максимально все закрывать. Бывало такое, что компания обещала клиенту реализовать какие-то функции, а потом в течение года несколько раз меняла планы. Это все как раз несовершенство внутренних процессов».

Тем не менее количество пользователей продуктов компании он оценил в 12 500 государственных и корпоративных, а 25 тысяч приобрели платные версии для конечных пользователей. Загрузили бесплатную версию редакторов более 30 млн пользователей.

На начало 2025 года Вячеслав Закоржевский анонсировал три новых продукта в составе «МойОфис». Это редактор схем,  набор BI-инструментов с возможностью установки на серверах клиентов (on-premise), а также инструмент для защиты информации от утечек.

«В 2025 году мы планируем расширять портфолио решений и перейти от продаж отдельных продуктов к комплексным наборам. Так, чтобы все составляющие продавались единым пакетом, и заказчик получал все вместе», — так Вячеслав Закоржевский обозначил приоритеты компании по рыночной стратегии продвижения продуктов. Также новый генеральный директор компании анонсировал продажи продуктов зарубежным заказчикам, в том числе крупным.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru