Мы стоим на пороге кибернетических войн

Мы стоим на пороге кибернетических войн

McAfee, опубликовала свой пятый ежегодный «Отчет о виртуальной преступности», согласно которому международная гонка кибервооружений стала реальностью. В ходе подготовки отчета компания обнаружила, что количество политически мотивированных кибератак выросло, а пять стран — США, Россия, Франция, Израиль и Китай — теперь обладают кибероружием.

«Компания McAfee предупреждает об опасностях глобальной гонки кибервооружений уже более двух лет, но теперь наши опасения начинают оправдываться», — заявил президент и генеральный директор McAfee Дейв ДеВолт. «Сейчас несколько стран активно готовятся к кибервойне и проводят кибератаки. В наши дни опасность исходит не от ядерного оружия, а из виртуального мира, и мы должны быть к этому готовы», — сказал он.

В отчете о виртуальной преступности отражены мнения более двадцати ведущих экспертов в области международных отношений, включая советника посла Великобритании в США Джеймса Сандерса, специалистов Управления национально безопасности США, Генеральной прокуратуры Австралии. За составление отчета в McAfee отвечал бывший советник президента США Пол Куртц.

В отчете впервые дано определение кибервойны, названы страны, разрабатывающие стратегии проведения атакующих и оборонительных действий в киберпространстве, рассмотрены примеры политически мотивированных кибератак и показано, что ждет частный сектор в случае кибервойны. Отдельно выделена проблема раскрытия информации о виртуальной преступности. Поскольку данные о борьбе с киберпреступностью, как правило, засекречены, государственный и частный сектор не могут разработать адекватные меры защиты.

Эксперты призывают к разработке четкого определения виртуальной войны. Без открытого обсуждения проблем киберпреступности с участием государственного и частного сектора, а также общественности, в будущем кибератаки против ключевых объектов жизнеобеспечения могут привести к огромным жертвам и разрушениям.

Далее приведены ключевые тезисы отчета:

  • Виртуальная война стала реальностью — Увеличение количества политически мотивированных атак в течение последнего года все больше беспокоит мировую общественность. Только в США, эти атаки были направлены против таких значимых объектов, как Белый Дом, Министерство национальной безопасности, Секретная Служба и Министерство обороны. Во многих странах разрабатываются стратегии ведения виртуальной войны, между ними идет гонка кибервооружений, которые создаются с целью вывода из строя государственных компьютерных сетей и объектов жизнеобеспечения. Такие кибератаки могут привести к существенным разрушениям и гибели многих людей — это не просто война компьютеров, виртуальная борьба может обернуться реальными жертвами.
  • Кибервооружения нацелены на объекты жизнеобеспечения — Страны создают не только средства защиты от виртуальных угроз, но и разрабатывают атакующие вооружения для поражения таких инфраструктурных объектов, как электроэнергетические сети, транспорт, телекоммуникации, финансовые системы и водоснабжение, поскольку небольшими усилиями можно нанести существенный урон противнику. В большинстве развитых стран объекты жизнеобеспечения подсоединены к Интернету и недостаточно защищены, что делает их уязвимыми. Если не обеспечить ключевые инфраструктурные объекты современными системами безопасности, атака на них обернется огромным ущербом и окажется гораздо более разрушительной, чем все предыдущие нападения.
  • Неясно, что значит вести действия в виртуальном пространстве — Поскольку в виртуальной войне может участвовать множество сторон, не определены правила применения силы. Кроме того, идут споры о том, насколько организации ответственны за защиту общественности от кибератак и информирование об их угрозе. Если не выработать четкого определения, практически невозможно определить, на каком этапе виртуальные атаки могут вылиться в политическое противостояние или военные действия.
  • Частный сектор подвержен наибольшему риску — Во многих развитых странах объекты жизнеобеспечения находятся в частной собственности, что делает их особо привлекательными для киберпреступников. Поэтому в вопросе предупреждения кибератак частный сектор во многом зависит от государства. При начале военных действий в виртуальном пространстве, власти разных стран, корпорации и простые граждане могут оказаться под перекрестным огнем. Будучи полностью лишен доступа к государственной системе обеспечения кибербезопасности, частный сектор не сможет самостоятельно защитить себя. Эксперты призывают вывести проблему виртуальных войн из тени и начать ее публичное обсуждение.

В Отчете приводится мнение Вильяма Кроуэла, бывшего заместителя директора Управления национальной безопасности США. «В течение следующих 20-30 лет кибератаки станут неотъемлемой частью военной стратегии. Остается только неясным, будут ли компьютерные сети настолько вездесущими и незащищенными, что военные действия полностью переместятся в виртуальное пространство», — заявил он.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

В России и Белоруссии зафиксированы новые атаки хактивистов C.A.S

Всплеск активности C.A.S (Cyber Anarchy Squad) позволил экспертам «Лаборатории Касперского» освежить свои знания о техниках, тактиках и инструментах кибергруппы, а также выявить ее связи с другими хактивистами.

По данным ИБ-компании, группировка C.A.S проводит атаки на территории России и Белоруссии с 2022 года. От нападений, нацеленных на причинение максимального ущерба, страдают организации разных вертикалей.

Проникновение в сети мишеней обычно происходит через эксплойт уязвимостей в публично доступных сервисах — Jira, Confluence, Microsoft SQL Server. Иногда с этой целью используются услуги брокеров готового доступа.

Развить атаку помогают добытые из открытых источников трояны удаленного доступа (в настоящее время Revenge RAT и Spark RAT). Используются также CMD, PowerShell, Meterpreter, а для сбора учеток — XenAllPasswordPro, BrowserThief и Mimikatz.

Чтобы уберечь зловредов от обнаружения, их папки вносят в список исключений Microsoft Defender. В качестве дополнительной меры защиты троянские экзешники маскируют под легитимные процессы Windows: svxhost.exe, svrhost.exe, rpchost.exe, ssbyt.exe.

Взломщики также могут получить полный контроль над СЗИ — из-за неправильных настроек, и такие случаи нередки. В ходе одной из атак C.A.S удалось отключить агент EPP, который забыли запаролить, с использованием rm.ps1.

Для закрепления в системах создаются новые учетные записи (с помощью net.exe), а также новые ключи реестра.

Во взломанную сеть запускаются шифровальщики, созданные с помощью утекших в Сеть билдеров LockBit и Babuk. Расширения, добавляемые к именам обработанных файлов, обычно генерируются случайным образом.

Иногда в этом качестве используется число 3119, сдублированное в имени троянского файла. Как оказалось, это порядковые номера букв латиницы — C, A и S.

 

Для нанесения еще большего вреда злоумышленники могут стереть данные в некоторых сегментах сети или на определенных серверах. С этой целью вначале с помощью утилиты df проводится сбор информации о подключенных дисках, а потом уже в ход идет dd.

Участники C.A.S, как и многие другие хакитивисты, любят похвастаться своими успехами в Telegram.

 

Кроме телеграм-канала, у C.A.S есть открытый чат для ведения дискуссий с подписчиками. Примечательно, что среди его администраторов числятся также представители других хактивистских групп, в том числе Ukrainian Cyber Alliance.

В инфраструктуре одной из недавних жертв целевой атаки были обнаружены артефакты, указывающие на связь C.A.S с группировкой DARKSTAR, она же Shadow и Comet.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru