ЛК помогает жертвам Polyglot бесплатно вернуть доступ к файлам

ЛК помогает жертвам Polyglot бесплатно вернуть доступ к файлам

ЛК помогает жертвам Polyglot бесплатно вернуть доступ к файлам

Пользователи, пострадавшие от программы-шифровальщика Polyglot, теперь могут вернуть доступ к файлам благодаря бесплатному инструменту дешифровки RannohDecryptor, который выпустила «Лаборатория Касперского».

Троянец, атакующий в том числе российских пользователей и известный как MarsJoke, распространяется в спам-письмах, которые содержат вредоносный исполняемый файл, упакованный в RAR-архив. Внедрившись в систему, Polyglot никак не меняет файлы пользователя внешне, но при этом блокирует к ним доступ. После окончания шифрования троянец меняет заставку рабочего стола, а затем выводит окно с требованиями выкупа, который назначается в биткойнах. Если оплата не производится в срок, указанный злоумышленниками, троянец оставляет файлы зашифрованными и самоудаляется с зараженного устройства.

 

Главное окно троянца Polyglot

 

Новый шифровальщик очень похож на давно известный CTB-Locker, несмотря на то что общего кода в двух троянцах не обнаружилось. Polyglot повторяет CTB-Locker буквально во всем: практически идентичны окна графических интерфейсов, последовательность действий, требуемых от пострадавшего для получения ключа, страница оплаты, обои рабочего стола и другие элементы.

Эксперты «Лаборатории Касперского» пристально изучили новый зловред и обнаружили, что, в отличие от CTB-Locker, он использует весьма нестойкий алгоритм генерации ключа. Благодаря этому стало возможным быстро подобрать ключ методом перебора и создать инструмент, помогающий жертвам зловреда восстановить зашифрованные файлы.

«Чтобы предотвратить заражение устройства программой-шифровальщиком, необходимо использовать надежные защитные решения, включающие самые современные технологии. Как показал анализ троянца Polyglot, пользователям может повезти, если атаковавший зловред содержит ошибки или если при его написании был использован не устойчивый к взлому алгоритм. В таком случае есть шансы на быстрое и безболезненное возвращение доступа к файлам. Но не стоит полагаться только на удачу. Этот случай является скорее исключением, чем правилом, поэтому мы рекомендуем всем пользователям заблаговременно позаботиться о защите от программ-шифровальщиков», — объясняет Антон Иванов, старший антивирусный аналитик «Лаборатории Касперского».

С некоторыми другими программами-шифровальщиками пользователям помогает бороться инициатива No More Ransom, реализованная «Лабораторией Касперского» совместно с Европолом, полицией Нидерландов и Intel Security. Проект представляет собой веб-портал www.nomoreransom.org, где можно получить бесплатные инструменты для восстановления данных, «обработанных» наиболее распространенными видами таких зловредов, а также больше узнать о них и исходящих от них угрозах.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Solar 4RAYS подготовили рекомендации на каникулы

Эксперты центра Solar 4RAYS подготовили рекомендации для киберзащитников компаний, которые помогут наладить инфраструктуру так, чтобы можно было беззаботно встретить новый год.

Как напоминают эксперты, новогодние праздники редко обходятся без инцидентов. Злоумышленники пользуются тем, что ИБ-подразделения уходят на каникулы или переходят на удаленный режим работы.

В результате ИБ-специалисты не всегда могут оперативно распознать признаки инцидента и вовремя отреагировать на него, а злоумышленники почти беспрепятственно проникают в инфраструктуры компаний.

Начать эксперты Solar 4RAYS рекомендуют с инвентаризации. Необходимо убедиться, что известны все сегменты сети и активы, которые там находятся. Очень часто злоумышленники атакуют через уязвимые узлы, которые не контролируют ИТ и ИБ-службы, и их обслуживанием занимаются какие-то другие подразделения.

Полезно также будет просканировать пул публичных адресов компании. Это позволит понять и оценить, как ИТ-инфраструктура выглядит с точки зрения потенциальных злоумышленников и определить потенциально уязвимые компоненты. Часть сервисов и приложений на период каникул лучше вообще сделать недоступными из публичного интернета.

Другой важной мерой является создание резервных копий наиболее важных систем. Это позволит восстановить их работоспособность, если ситуация будет развиваться по самому неблагоприятному сценарию.

При этом хранить резервные копии нужно таким образом, чтобы до них не добрались злоумышленники. Для доступа к ним лучше использовать отдельные учетные записи с минимально необходимым набором привилегий, а лучше хранить резервные копии в том сегменте сети, который изолирован от основного.

Необходимо также установить патчи для всех ключевых приложений, прежде всего для публично доступных сервисов. Причем эту задачу надо решать заранее, не откладывая ее на последний рабочий день перед каникулами.

Другой важной мерой является ревизия и смена паролей. Необходимо найти и удалить неиспользуемые учетные записи, сменить пароли администраторов и удаленных пользователей, установить многофакторную аутентификацию для них. Учетные записи подрядчиков нужно отключить на время каникул.

Полезным будет также аудит парольных политик, что позволит исключить «слабые» пароли, которые очень часто используют злоумышленники для атак. Также нужно убедиться в том, что никакие критичные пароли не хранятся в открытом виде на различных ресурсах. 

Полезной мерой будет проверка компрометации инфраструктуры, хотя бы на базовом уровне. Сюда входят срабатывания средств защиты, появление подозрительных файлов, запуск системных служб, появление новых пользователей, установка нового ПО. Также необходима проверка системных журналов на предмет сомнительных аутентификаций, сетевых соединений и всплесков объемов передачи трафика. Эти меры нужно повторить и сразу после каникул, чтобы убедиться в том, что в инфраструктуру компании никто не проник.

В компании также должны быть назначены ответственные за реагирование на инциденты. Необходимы пошаговые инструкции для каждого из участников команды, которые бы описывали первоочередные меры реагирования. Причем ответственные лица должны быть доступны в режиме 24/7. Данную функцию можно делегировать внешнему поставщику услуг.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru