Более 75% шифровальщиков созданы русскоязычными хакерами

Более 75% шифровальщиков созданы русскоязычными хакерами

Более 75% шифровальщиков созданы русскоязычными хакерами

Из 62 семейств программ-шифровальщиков, обнаруженных «Лабораторией Касперского» в 2016 году, по меньшей мере 47 были созданы русскоговорящими киберпреступниками. В общей же сложности от подобных зловредов в прошлом году, по данным компании, пострадало около 1,5 миллионов пользователей во всем мире, включая различные организации.

О происхождении большинства шифровальщиков экспертам «Лаборатории Касперского» стало известно после пристального изучения андеграундного сообщества русскоязычных вирусописателей и их «партнеров». Русскоговорящая киберпреступная среда активно развивается, и на смену небольшим группировкам с ограниченными возможностями приходят большие коалиции, обладающие всеми необходимыми ресурсами для атак на любые цели по всему миру, в том числе на крупные предприятия. Бурный рост числа «русских» программ-шифровальщиков стал возможен именно благодаря этому фактору – развитой и гибкой экосистеме киберпреступного сообщества.

«Лаборатория Касперского» выявила три основных пласта в структуре «бизнеса» по созданию и распространению программ-шифровальщиков. Наиболее продвинутые в техническом плане люди занимаются написанием новых и обновлением уже созданных семейств зловредов – это самые привилегированные участники андеграундного сообщества. Другая группа людей развивает и поддерживает партнерские программы, помогающие распространять вредоносное ПО через эксплойты, спам и другие вспомогательные инструменты. На низшей же ступени этой иерархии находятся собственно «партнеры» – киберпреступники, которые помогают в распространении зловредов в обмен на свою долю денег, полученных от жертв шифровальщиков в виде выкупа.  

По данным «Лаборатории Касперского», ежедневная выручка, получаемая киберпреступниками в рамках одной партнерской программы, может составлять десятки или даже сотни тысяч долларов. При этом 60% выручки – это чистая прибыль. 

«Мы видим, что маленькие группы, работающие с этими зловредами, постепенно уступают место большим объединениям злоумышленников, которые способны проводить масштабные атаки. Нечто подобное мы наблюдали ранее с русскоязычной финансовой киберпреступностью – достаточно вспомнить нашумевшую группировку Lurk. Именно поэтому мы решили внимательно изучить русскоязычное киберпреступное сообщество. Группировки, создающие шифровальщиков, превращаются в сильного противника, и мы должны знать о нем как можно больше», – рассказывает Антон Иванов, антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского». 

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Период распродаж сопровождался ростом активности DDoS и ботов

Киберпреступники не обошли стороной известный день распродаж — 11 ноября. Злонамеренная активность превышала легитимную почти на два порядка. Особенно интенсивно атаковали крупных ретейлеров.

В текущем году активность покупателей перед «Днем холостяка» 11 ноября, когда многие компании открывают сезон скидок, превышала среднюю в 2-3 раза. Но еще больше росла активность ботов.

Руководитель аналитического отдела Servicepipe Антон Чемякин сообщил «Известиям», что максимальная мощность атаки на один из российских маркетплейсов достигала 3,5 млн запросов в минуту, что в 50 раз превысило легитимную активность даже с учетом пиковой загрузки. DDoS-атаки на ретейлеров уже давно стали неотъемлемой частью сезона распродаж.

Активность ботов он связал с деятельностью конкурентов, которые собирали и структурировали информацию о товарном предложении и ценах. Подобная деятельность началась до старта активных распродаж.

Однако только сбором данных «ботоводы» не ограничивались. Директор платформы облачной киберзащиты Solar Space ГК «Солар» Артем Избаенков привел такой пример активности ботов незадолго до начала распродаж, с конца октября:

«Боты атакуют интернет-магазины разными способами. Например, создают ложные заявки на бронь товара, закидывают горячие линии спам-звонками и массово заполняют формы обратной связи на сайтах, имитируя высокий спрос. Такая ситуация не оставляет небольшим компаниям времени на обработку настоящих заказов, что, в свою очередь, полностью останавливает рабочие процессы».

Использовали ажиотаж перед сезоном распродаж и организаторы фишинговых кампаний. Их активность, по данным экспертов, опрошенных «Известиями», выросла в среднем в 5 раз.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru