Cisco прогнозирует появление новых атак типа прерывание обслуживания DeOS

Cisco прогнозирует появление новых атак типа прерывание обслуживания

Cisco прогнозирует появление новых атак типа прерывание обслуживания

Отчет Cisco по информационной безопасности за первое полугодие 2017 г. указывает на быструю эволюцию угроз и рост их масштабов, а также на распространение атак типа «прерывание обслуживания» (destruction of service, DeOS), которые способны уничтожать резервные копии и страховочные системы (safety net), необходимые организациям для восстановления систем и данных после атаки.

С появлением Интернета вещей (Internet of Things, IoT) все больше операций в ключевых отраслях переводится в режим online, что расширяет горизонт атак, увеличивает их масштабы и усугубляет последствия.

Недавние атаки WannaCry и Nyetya продемонстрировали скорость распространения и широту охвата вредоносного ПО, которое выглядит как программы-вымогатели, но на самом деле способно вызвать куда более существенные разрушения. Это предвещает появление угроз, которые Cisco назвала атаками типа «прерывание обслуживания» и которые могут наносить значительно больший, по сравнению с традиционными атаками, ущерб, не оставляя при этом бизнесу возможности восстановления. 

Интернет вещей продолжает предоставлять злоумышленникам новые шансы, его уязвимости будут играть главную роль в запуске новых кампаний с нарастающим ущербом. Недавняя активность IoT-ботнета дает основания предполагать, что некие злоумышленники уже готовят почву для широкомасштабной атаки с катастрофическими последствиями, которая может уничтожить и сам Интернет.

Но есть и хорошие новости: с ноября 2015 г. Cisco уменьшила медианное время обнаружения с 39 до почти 3,5 часов (для периода с ноября 2016 г. по май 2017 г.). Такое сокращение времени обнаружения играет существенную роль в ограничении сферы действия атаки и ускорении восстановления для ограничения отрицательных последствий для бизнеса. 

«Информационная безопасность становится ключевым фактором, определяющим стабильное функционирование бизнеса и успех цифровых преобразований. Недавние атаки, такие как WannaCry и Nyetya, демонстрируют, что злоумышленники становятся все более изобретательными. А сложность и разрозненность ИБ-решений позволяют преступникам находить новые бреши в системах защиты. Чтобы противостоять современным угрозам, необходим целостный архитектурный подход, обеспечивающий защиту до, во время и после атаки. Эффективная ИБ-стратегия начинается с ликвидации самых очевидных брешей в защите и с понимания, что безопасность – приоритет любого бизнеса», – говорит Джонатан Спарроу, вице-президент Cisco по работе в России/СНГ. 

Текущий момент: чего стоит опасаться

Наблюдая в первой половине 2017 г. за эволюцией вредоносного ПО, специалисты Cisco по безопасности выявили новые методы, к которым злоумышленники прибегают для доставки и маскировки вредоносного ПО. В частности, по наблюдениям Cisco, злоумышленники все чаще подталкивают намеченную жертву к совершению тех или иных действий для активации атаки (нажатие на ссылку, открытие файла), а также все больше используют безфайловое вредоносное ПО, которое полностью располагается в памяти, что затрудняет его поиски и анализ, т.к. оно удаляется при перезагрузке устройства. Киберпреступники также пользуются анонимными и децентрализованными инфраструктурами, такими как Tor, чтобы замаскировать инфраструктуру управления своими продуктами и затруднить ее блокировку. 

Cisco отмечает как уменьшение активности эксплойтов-китов, так и возрождение традиционных атак. 

  • Значительно увеличиваются объемы спама, так как для рассылки вредоносного ПО и получения прибыли злоумышленники используют такие проверенные методы, как электронная почта. По прогнозам специалистов Cisco, объемы спама с вредоносными вложениями продолжат рост, тогда как в области эксплойт-китов наблюдаются разнонаправленные тенденции. 
  • Тем временем шпионское и рекламное ПО, от которого специалисты по безопасности зачастую отмахиваются, считая, что оно больше досаждает, чем вредит, продолжает удерживать позиции и создавать риски для предприятий. При этом Cisco, обследовав в течение 4 месяцев 300 компаний, обнаружила у 20% из них наличие трех распространенных типов шпионского ПО. В корпоративной среде такое ПО способно похищать пользовательскую и бизнес-информацию, ослаблять защиту устройств и увеличивать риски заражения вредоносным ПО. 
  • Эволюция программ-вымогателей, в частности, рост популярности подобных программ, предлагаемых как услуга (Ransomware-as-a-Service), облегчает преступникам проведение таких атак даже при отсутствии соответствующей квалификации. Последнее время программы-вымогатели не сходят с первых страниц новостей: как сообщается, в 2016 г. они «заработали» более 1 млрд долларов. Но это может отвлекать организации от других, менее известных, но куда более опасных атак. Компрометация бизнес-почты с помощью социального инжиниринга (атака, при которой в сообщении электронной почты предлагается под фальшивым предлогом перевести деньги злоумышленнику) начинает приносить немалые деньги: по данным Центра борьбы с интернет-преступностью (Internet Crime Complaint Center), с октября 2013 по декабрь 2016 только таким образом мошенники выманили 5,3 млрд долларов.

Разные отрасли — общие проблемы

Пока преступники продолжают наращивать интенсивность и изощренность своих атак, бизнес в разных отраслях испытывает проблемы даже с реализацией базовых требований безопасности. В результате происходящего в Интернете вещей сращивания информационных и операционных технологий организации начинают испытывать проблемы, связанные с полнотой обзора и усложнением структуры. В рамках сравнительного исследования решений безопасности (Security Capabilities Benchmark Study) Cisco опросила около 3000 экспертов из 13 стран, выявив, что в разных отраслях отделы информационной безопасности вынуждены отражать все больше и больше атак, что приводит к преобладанию ответных действий в защите.

  • На уведомления в области информационной безопасности обращают внимание не более 2/3 организаций, в некоторых отраслях, таких как здравоохранение и транспорт, их число приближается к 50%.
  • Даже там, где к предупреждениям относятся наиболее серьезно (например, финансы и здравоохранение), организации отражают менее половины атак, зная, что они представляют реальную угрозу.
  • Нарушение безопасности нередко приводит к интенсификации усилий по защите. В большинстве отраслей взломы привели как минимум к умеренным улучшениям систем информационной безопасности в 90% организаций, при этом некоторые отрасли, например, транспорт, реагировали не так активно, набрав чуть более 80%.

Основные результаты по отраслям

  • Госсектор. Из всех расследованных угроз 32% были признаны реальными, но из них только 47% были в результате устранены.
  • Розничная торговля. 32% респондентов заявили о потере доходов в прошлом году вследствие атак, при этом около 25% сообщили о потере заказчиков и потенциальной выгоды.
  • Сфера производства. 40% специалистов по безопасности в сфере производства заявили об отсутствии формальной стратегии обеспечения информационной безопасности, а также о несоблюдении рекомендаций, изложенных в нормативных документах и отраслевых рекомендациях, таких как ISO 27001 и NIST 800-53.
  • Энергетика. По словам специалистов по информационной безопасности, основные риски для их организаций представляли целевые атаки (42%) и постоянно присутствующие угрозы повышенной сложности (advanced persistent threats, APT) (40%). 
  • Здравоохранение. 37% медучреждений считают наиболее опасными целевые атаки.

Рекомендации Cisco для организаций

Чтобы противостоять киберпреступникам, организациям необходимо уделять большое внимание вопросам защиты. Подразделение Cisco Security советует:  

  • поддерживать актуальность инфраструктуры и приложений, не давая атакующим возможность использовать известные уязвимости;
  • предотвращать излишнее усложнение инфраструктуры за счет интегрированных средств защиты; ограничивать капиталовложения в  изолированные решения;
  • привлекать руководство на ранних этапах для полного понимания рисков, результатов и бюджетных ограничений;
  • устанавливать четкие метрики; использовать эти метрики для оценки и совершенствования подходов к обеспечению безопасности;
  • пересмотреть стратегию подготовки кадров, отдавая преимущество специализированным курсам обучения перед универсальными;
  • соблюдать баланс защиты и активного отпора, не действовать по принципу «установил и забыл». 
Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Минпромторг прорабатывает систему кибербезопасности для автомобилей

Минпромторг заказал обоснование для внедрения в России национальной системы кибербезопасности автомобилей. Ведомство заинтересовала возможность злоумышленников вторгаться в работу систем управления автомобилями.

Как узнало издание «Газета Ру», Минпромторг РФ заказал проведение исследования, направленного на изучение инцидентов в безопасности, которые касались транспортных средств, создать методы анализа защиты программного обеспечения электронных блоков управления автомобилей и разработать для этого нормативно-правовую базу.

В 2023 году на выставке «Иннопром» в Казани была представлена облачная система безопасности подключенных транспортных средств. Ее разработчиками являлись ФГУП «НАМИ», «Лаборатория Касперского» и АО «ГЛОНАСС».

Как отметили опрошенные изданием эксперты, пока модель угроз для автотранспорта отсутствует. Нет четкого портрета злоумышленника, но при этом источники угроз весьма разнообразны.

Они могут привести к различным негативным последствиям, от активации несанкционированных платных подписок до создания аварийных ситуаций из-за вмешательства в работу различных систем автомобиля.

Автотранспорт действительно содержит уязвимые компоненты. Бортовые системы автомобилей были названы среди потенциально уязвимых приемников спутниковой навигации.

Кроме того, опасные уязвимости не так давно были найдены в информационно-развлекательном блоке Mazda Connect, эксплуатация одной из которых грозит вмешательством в работу двигателя, трансмиссии и тормозной системы.

Внедрение такой системы следует начинать на стадии проектирования автомобилей. Как предупреждают эксперты, на уже эксплуатируемые машины, по крайней мере, легковые, устанавливать довольно дорогостоящие системы может оказаться экономически нецелесообразным.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru