ЦБ усиливает требования к кибербезопасности банков

ЦБ усиливает требования к кибербезопасности банков

ЦБ усиливает требования к кибербезопасности банков

Банк России разработал новые требования к информбезопасности, соблюдая которые банки должны минимизировать риски киберугроз. Речь идет о привлечении банками для реализации этих функций сторонних компаний. Но далеко не все банки смогут выполнить требования регулятора по нивелированию рисков.

И в то же время стандарт не исключает полностью привлечения недобросовестных игроков на аутсорсинг, предупреждают эксперты. На этой неделе на общественное обсуждение был вывешен проект документа Банка России «Управление риском нарушения информационной безопасности на аутсорсинге», в котором ЦБ указывает на риски для информационной безопасности банка от привлечения аутсорсеров и выдвигает требования по их минимизации. Риски от привлечения сторонних организаций, указывает регулятор, в том, что можно выбрать поставщика, не обладающего нужными знаниями или ресурсами, а также в том, что сам банк может слабо контролировать его действия. Результатом некачественной работы таких компаний может стать появление уязвимости в системе информзащиты банка и даже хищения средств кредитной организации. Стандарт вступит в силу уже с 1 января 2018 года, пишет kommersant.ru.

Для снижения рисков в этой сфере ЦБ требует от банков разработать политику взаимодействия с аутсорсером, то есть четко определить перечень услуг сторонней компании и список функций, которые осуществляет сам банк. Документ следует утвердить на совете директоров. Также необходимо четко разделить и обозначить сферы ответственности банка и компании-аутсорсера. При передаче существенных функций ЦБ требует от банков проводить периодический мониторинг возможности реализации риска нарушения информбезопасности (на основании собственной оценки или привлеченной консалтинговой компании), а также степень тяжести последствий от реализации риска нарушения информбезопасности (которая напрямую зависит от сумм операций по переводу денег, остатков на корсчетах и т. д.). Банкам, признанным ЦБ системно значимыми (сейчас их 11), регулятор рекомендует о планах передачи определенных функций на аутсорсинг заблаговременно ставить в известность FinCert.

Повышенное внимание ЦБ к этому вопросу закономерно, признают участники рынка, однако видят определенные риски выполнения данных требований. «Стандарт подразумевает разработку банком большого массива новых документов, которых в большинстве использующих услуги аутсорсеров банков до сих пор не было»,— отмечает эксперт RTM Group Евгений Царев. С ним солидарен и заместитель гендиректора по сервису «Информзащиты» Максим Темнов. «На рынке сейчас есть небольшие банки, где информбезопасностью занимаются всего один-два человека, и они просто не в состоянии проделать тот громадный объем работы, что требует ЦБ для приглашения экспертов на аутсорсинг и для мониторинга выполнения им своей работы качественно»,— указывает он. Хотя в целом риски действительно реальны, признают эксперты. «Нередко бывает, что источником атаки на банк является некий интегратор, который имеет прямой доступ к среде разработки в банке, а иногда и доступ к “боевым серверам”»,— отмечает заместитель руководителя лаборатории компьютерной криминалистики компании Group-IB Сергей Никитин.

Сами кредитные организации восприняли документ довольно сдержанно. «По логике стандарт должен исключить возможность привлечения на аутсорсинг фирм типа “Рога и копыта” с низкими ценами и таким же качеством услуг,— отмечает руководитель службы информбезопасности банка из топ-30.— Но стандарт не исключает подобный риск». Да и в целом нужен ли аутсорсинг в сфере информбезопасности при таких требованиях регулятора — большой вопрос, рассуждают банкиры. «В перспективе стоимость аутсорсинга может быть сопоставима по расходам с содержанием собственной службы информбезопасности»,— отмечает глава управления информбезопасности ОТП-банка Сергей Чернокозинский.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Новый гендиректор МойОфис высказался о кризисе в компании

Генеральный директор компании «Новые облачные технологии», разработчика офисного комплекса «МойОфис», Вячеслав Закоржевский высказался о причинах кризиса в компании и представил пути выхода из него.

Закоржевский дал интервью «Ведомостям», где отметил, что в 2023 году у компании резко — на без малого 46% — снизилась выручка. Объем убытков превысил 5 млрд рублей. В 2024 году ситуация не изменилась.

Глава компании объяснил эту ситуацию издержками быстрого роста вследствие активного роста спроса на фоне вынужденного импортозамещения:

«У падения выручки причины разные. Получилось так, что к нам одномоментно пришло много клиентов. Бэк-офис и фронт-офис были не готовы, техническая поддержка была не готова. Все навалилось, и компания начала, скажем, работать в экстренном режиме перестройки. Это, конечно, сказалось на процессе. Помимо того, многие клиенты закупили многолетние контракты в 2022 г., когда только началось активное импортозамещение. Тогда и частные, и государственные клиенты оформляли 3-5-летние контракты. И оно вкупе привело к снижению финансовых показателей».

Гендиректор опроверг информацию об уходе крупных клиентов. Однако он признал, что были сложности с продлением контрактов на техническую поддержку. Были примеры и того, когда потенциальные заказчики отказывались от приобретения «МойОфис» из-за затянувшихся пилотов или отрицательных отзывов других компаний.

Однако, как отметил Вячеслав Закоржевский, на 50% срывы новых контрактов были обусловлены несовершенством внутренних процессов в компании:

«Раньше мы могли вернуться за фидбэком через месяц. А надо брать и сразу день в день выезжать и максимально все закрывать. Бывало такое, что компания обещала клиенту реализовать какие-то функции, а потом в течение года несколько раз меняла планы. Это все как раз несовершенство внутренних процессов».

Тем не менее количество пользователей продуктов компании он оценил в 12 500 государственных и корпоративных, а 25 тысяч приобрели платные версии для конечных пользователей. Загрузили бесплатную версию редакторов более 30 млн пользователей.

На начало 2025 года Вячеслав Закоржевский анонсировал три новых продукта в составе «МойОфис». Это редактор схем,  набор BI-инструментов с возможностью установки на серверах клиентов (on-premise), а также инструмент для защиты информации от утечек.

«В 2025 году мы планируем расширять портфолио решений и перейти от продаж отдельных продуктов к комплексным наборам. Так, чтобы все составляющие продавались единым пакетом, и заказчик получал все вместе», — так Вячеслав Закоржевский обозначил приоритеты компании по рыночной стратегии продвижения продуктов. Также новый генеральный директор компании анонсировал продажи продуктов зарубежным заказчикам, в том числе крупным.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru