Обнаружена сложная шпионская программа, заражающая жертв через роутеры

Обнаружена сложная шпионская программа, заражающая жертв через роутеры

Обнаружена сложная шпионская программа, заражающая жертв через роутеры

Исследователи «Лаборатории Касперского» обнаружили сложную киберугрозу, которая используется для шпионажа в странах Ближнего Востока и Африки по меньшей мере с 2012 года. Вредонос получил название Slingshot («Рогатка» или «Праща»).

Одна из самых примечательных особенностей Slingshot — необычный вектор атак. Эксперты выяснили, что многие жертвы зловреда были заражены через роутер. В ходе атак группировка, стоящая за Slingshot, взламывает устройство и помещает в него компоненты зловреда, в том числе динамически загружаемую библиотеку ipv4.dll. Когда администратор подключается к роутеру для его настройки или диагностики, прошивка устройства загружает и запускает на компьютере администратора этот модуль, который, в свою очередь, скачивает остальные модули этой вредоносной программы с роутера. Один из этих компонентов может работать в режиме ядра (kernel mode), что даёт ему полный контроль над компьютером жертвы.

Метод взлома самого роутера пока остаётся неясным, возможно, злоумышленники использовали для этого один из известных эксплойтов.

После заражения Slingshot загружает несколько дополнительных модулей, включая два больших и мощных: Cahnadr и GollumApp. Они работают в связке и «помогают» друг другу в сборе информации, защите от обнаружения и фильтрации данных.

Судя по всему, главное предназначение Slingshot — кибершпионаж. Программа собирает и передаёт злоумышленникам скриншоты, вводимые с клавиатуры символы, сетевую информацию, пароли, подключения к USB, данные из буфера обмена и многое другое. Доступ зловреда к ядру означает, что в теории Slingshot может украсть всё что угодно.

Slingshot включает и ряд техник, помогающих ему оставаться незамеченным. Среди них шифрование всех модулей, вызов системных служб напрямую, минуя защитные решения, ряд антиотладочных приёмов, а также гибкие сценарии поведения в зависимости от того, какое защитное решение используется в устройстве.

Образцы вредоносного кода, которые анализировали эксперты, были помечены как «версия 6.x». Судя по этой метке, угроза существует уже довольно давно. Для разработки ПО такой сложности действительно требуется много времени и ресурсов, а также высокий уровень подготовки исполнителей. В совокупности эти улики позволяют сделать вывод, что группировка, стоящая за Slingshot, высокоорганизованна, профессиональна и, возможно, спонсируется государством. Текстовые артефакты в коде говорят о предположительно англоязычном происхождении разработчиков.

На данный момент эксперты обнаружили около 100 жертв Slingshot. Большинство из них расположены в Кении и Йемене, также есть жертвы в Афганистане, Ливии, Конго, Иордании, Турции, Ираке, Судане, Сомали и Танзании. Значительная часть атакованных — физические лица, однако встречаются и государственные органы.

«Slingshot — сложное ПО с очень широким арсеналом инструментов и техник, включая модули, работающие в режиме ядра. До сих пор подобное встречалось только в угрозах самого высокого уровня. Подобный функционал крайне ценен для хакеров. Этим можно объяснить, почему Slingshot существует уже по крайней мере шесть лет», — добавил Алексей Шульмин, старший антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% российских компаний не знают, что есть в их ИТ-инфраструктуре

Специалисты выяснили, как компании из разных секторов — от ИТ и ретейла до промышленности и энергетики — управляют своими цифровыми активами. Оказалось, что многие пока не справляются с задачей на все сто: 54% респондентов признались, что не знают обо всех устройствах и системах, которые используются в их организациях.

А ведь «невидимые» активы — это потенциальные дыры в безопасности, которыми могут воспользоваться злоумышленники.

В опросе участвовало больше 130 компаний. Их спрашивали, какие подходы и инструменты они используют для управления активами, какие сложности встречаются, и чего ждут от систем класса asset management. Например, треть организаций не уверена, что у них есть точная информация об оборудовании и софте, на которых вообще всё держится.

Почти 80% регулярно добавляют или выводят из эксплуатации активы — минимум раз в квартал. Это создает риски: при смене оборудования легко не заметить уязвимости. На практике такие пробелы действительно находят — например, опасные конфигурации, через которые можно получить полный доступ к домену Active Directory.

Интересно, что только 15% компаний считают важным обеспечить защиту всех ключевых цифровых активов. Зато 63% понимают: просто управлять оборудованием недостаточно — нужно ещё и защищать его. Поэтому ИТ-специалисты всё чаще работают в связке с безопасниками.

Тем не менее пока что более-менее системно цифровыми активами управляют только две трети опрошенных. Большинство фокусируется на самых очевидных и крупных компонентах, теряя из виду остальное. И только 20% компаний контролируют хотя бы 80% своей инфраструктуры.

Остальные рискуют: даже пара забытых устройств с устаревшим софтом или неправильными настройками могут стать точкой входа для атаки. Часто дело не только в устройствах, но и в слабых паролях, неудачных настройках сервисов или дырах в веб-приложениях.

Как итог — без нормального управления активами сложно понять, где именно уязвимости, и что в первую очередь нужно закрывать. Инвентаризация и сбор конфигураций должны быть не просто формальностью, а рабочим инструментом для обеспечения безопасности. Без этого устойчивую защиту выстроить сложно.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru