Facebook и Google обновили свои настройки конфиденциальности, чтобы соответствовать недавно принятому Общему регламенту по защите данных (GDPR), однако далеко не все остались удовлетворены. Некоторые активисты направили официальные жалобы, так как они обеспокоены тем, что эти две корпорации намеренно манипулируют людьми, заставляя их неосознанно выдавать свои данные.
Проблема кроется в хитром расположении тех или иных настроек, которые мягко побуждают пользователей выбирать те варианты, которые позволяют компаниям собирать о них информацию.
Например, функция распознавания лиц в Facebook отображает пользователю яркий синий ящик, призывающий разрешить сканирование его лица. В то же время опция, позволяющая отказаться от такого сканирования, скрыта внутри страницы, на которую можно попасть только через пункт «Управление настройками данных».
Потребители из ряда европейских стран (среди которых Норвегия, США и Франция) в среду направили официальные письма национальным регуляторам, отвечающим за конфиденциальность, с просьбой исследовать тактику компаний, получившую название «dark patterns» («теневые модели»).
С такой же просьбой пользователи обратились и в Федеральную торговую комиссию.
В отчете «Deceived By Design» («Обманутый внешним видом») Норвежский совет потребителей обвинил Facebook и Google — также досталось Microsoft с Windows 10, но в меньшей степени — в использовании внешнего вида, дизайна, который подталкивает пользователей к выбору наименее конфиденциальных настроек.
«Эти корпорации манипулируют нами, чтобы получить информацию. Это доказывает отсутствие у них уважения к пользователям», — утверждает эксперт Финн Мирстад.