90% российских компаний сталкивались с внешними киберугрозами

90% российских компаний сталкивались с внешними киберугрозами

90% российских компаний сталкивались с внешними киберугрозами

Специалисты компании ESET оценили состояние информационной безопасности в российских компаниях, проведя опрос среди ИТ-директоров и руководителей. Результаты показали, что 90% бизнеса сталкивались с внешними киберугрозами, а приблизительно 50% — с внутренними.

Спам занял первое место среди внешних киберугроз — его назвали 65% опрошенных. Программам-вымогателям (шифровальщикам) достался голос 35% респондентов.

Вредоносные программы в целом поразили 47% компаний, чьи представители участвовали в исследовании. Распространение зловредов является следствием спамерских и фишинговых кампаний, в ходе которых злоумышленники стараются заставить сотрудника перейти по ссылке или скачать файл.

ИТ-директора и руководители подтвердили, что часто вредоносным программам удаётся проникнуть на корпоративные устройства по вине сотрудников. Последние, как правило, небрежно обращались с внешними накопителями, а также инсталлировали непроверенный софт.

В 7% компаний были зафиксированы случаи утери корпоративных смартфонов, ноутбуков и планшетов — на них при этом находилась конфиденциальная информация.

Согласно данным ESET, каждая пятая российская компания стала жертвой случайных утечек данных. Тому причиной стала недостаточная осведомлённость о правилах безопасности сотрудников, имеющих доступ к персональным данным.

60% опрошенных ИТ-специалистов обеспокоены защитой персональных данных, что можно легко объяснить ужесточением российского законодательства в части безопасности личной информации.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Эксперты предупреждают о лавинообразном росте дипфейк-атак

По итогам 2024 года количество атак с использованием технологий дипфейков, преимущественно голосовых, достигло десятков тысяч. Эксперты прогнозируют резкий рост подобных инцидентов в 2025 году, вплоть до увеличения их числа в несколько раз.

Согласно данным МТС VisionLabs, на которые ссылаются «Известия», реальное число таких атак значительно превышает официальные показатели.

«Аудио- и видеодипфейки в 2024 году стали массовым явлением, поскольку преступники усовершенствовали технологии их создания», — отметил в комментарии для «Коммерсанта» Максим Бузинов, руководитель R&D-лаборатории Центра технологий кибербезопасности ГК «Солар».

Как правило, злоумышленники подделывают голос руководителя компании или близкого родственника потенциальной жертвы. По оценкам экспертов, наиболее уязвимыми категориями для таких атак остаются подростки, женщины и пожилые люди.

В 2025 году количество таких случаев может значительно возрасти благодаря появлению систем, способных подделывать голос в режиме реального времени. Первые рабочие версии таких приложений начали появляться уже во второй половине 2024 года.

«Проблема в том, что даже сложные алгоритмы дипфейков теперь можно легко найти в открытом доступе», — предупреждает Татьяна Дешкина, представитель VisionLabs. «Кроме того, порог входа для их создания значительно снизился — появились приложения, позволяющие генерировать дипфейки даже людям без минимального опыта в программировании».

При этом программное обеспечение для изменения голоса доступно практически без ограничений. Уже сегодня можно сгенерировать видеозвонок в режиме реального времени. Хотя качество такого видео пока низкое, это легко списывается на плохое соединение или низкое разрешение камеры.

Тем не менее такие звонки чрезвычайно опасны, так как их можно использовать для вымогательства, оформления кредитов от имени жертвы, получения конфиденциальной информации или шантажа.

Дмитрий Соколов, руководитель службы информационной безопасности компании «МойОфис» и эксперт АРПП «Отечественный софт», подчеркивает, что такие инструменты позволяют имитировать не только голос, но и интонации, что делает дипфейк практически неотличимым от оригинала.

Помимо этого, злоумышленники активно используют методы психологического давления, повышая уровень стресса у жертвы, а также играют на неосведомленности широкой аудитории о технологиях дипфейков.

Эксперты сходятся во мнении, что основная рекомендация для пользователей — перезванивать тому, от чьего имени якобы поступил звонок. Тем временем разработчики активно работают над созданием решений для выявления дипфейков, в том числе в режиме реального времени. Такие продукты уже представили компании MTS AI, Сбер, онлайн-кинотеатр Wink и ГК «Солар».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru