Заработал первый в мире DNS-резолвер с поддержкой DNS-over-QUIC

Заработал первый в мире DNS-резолвер с поддержкой DNS-over-QUIC

Заработал первый в мире DNS-резолвер с поддержкой DNS-over-QUIC

Разработчики из AdGuard ввели в строй кеширующий DNS-сервер с поддержкой технологии DNS-over-QUIC (DoQ). Новинка уже доступна как экспериментальная опция пользователям Android- и iOS-приложений компании, предназначенных для блокировки непрошеной рекламы.

Новый резолвер AdGuard в качестве протокола транспортного уровня использует QUIC. До сих пор обмен данными в рамках процедуры преобразования DNS-имени в IP-адрес по умолчанию осуществлялся по UDP, и такой порядок давно перестал всех устраивать из-за широких возможностей для злоупотреблений.

Существенным недостатком UDP является отсутствие шифрования трафика. Эту проблему не раз пытались решить путем создания альтернативных протоколов — DNS-over-HTTPS (DoH), DNS-over-TLS (DoT). Однако новые технологии тоже оказались небезгрешны: DoH попросту прячет DNS-пакеты в шифрованном трафике HTTPS, оставляя возможность отследить действия пользователя на уровне провайдера, а DoT добавляет поддержку защитного протокола TLS, реализация которого и на стороне клиента, и на стороне DNS-сервера требует больших усилий.

В отличие от этих технологий DoQ не пытается пристегнуть другие прикладные протоколы, а производит замену на транспортном уровне — вместо ненадежного UDP использует QUIC.

Протокол QUIC (Quick UDP Internet Connections) был разработан в компании Google как альтернатива SPDY. Последний в свое время считался успешным проектом, способным заменить стареющий и уступающий в скорости TCP. Протокол SPDY был взят за основу при разработке спецификаций HTTP/2.

Технология QUIC в сравнении со SPDY обеспечивает более высокое быстродействие и надежность передачи пакетов, а также предусматривает встроенную поддержку TLS-шифрования. Интеграция QUIC с HTTP и HTTPS, первоначально названная HTTP-over-QUIC, теперь известна как стандарт HTTP/3, пока не утвержденный.

Проект DoQ — это схожая попытка замены устаревшего транспортного протокола с целью повышения скорости и надежности передачи данных. Спецификации DoQ существуют только в черновом варианте, но уже понятно, что этот стандарт более перспективен, чем DoH. Поддержка шифрования здесь реализуется на транспортном уровне (QUIC), а не прикладном (HTTP), поэтому DoQ не генерирует характерные для HTTP/HTTPS артефакты, которые можно использовать для отслеживания действий пользователя в интернете.

Единственным недостатком протокола DoQ, роднящим его с классическим DNS, DoH и DoT, является возможность определить источник запроса на стороне сервера. В DoH эту проблему попытались решить, добавив прокси-сервер между пользователем и DNS-резолвером (проект Oblivious DoH). В AdGuard полагают, что что-нибудь подобное можно со временем придумать и для DoQ, а пока намерены поэкспериментировать с рабочей версией стандарта.

Пользователи приложений AdGuard для iOS и Android могут опробовать DoQ-опцию, следуя инструкциям в блоге компании.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Компании стали в 3,5 раза чаще получать письма с вредоносами

Специалисты выяснили, что в 2024 году доля писем с вредоносными программами в корпоративном почтовом трафике выросла на 250%. Кроме того, сотрудникам стали приходить на 25% больше сообщений с фишинговыми ссылками.

В первую очередь с этим столкнулись организации из сфер промышленности, строительства и недвижимости, транспорта и логистики, а также профессиональных услуг.

По данным сервиса BI.ZONE CESP, корпоративная электронная почта остается одним из ключевых каналов атак на бизнес.

Самые опасные типы вредоносных писем — это вложения со зловредами, ссылки на фишинговые ресурсы и спуфинговые сообщения (подделка адреса отправителя). По оценке экспертов, в 2024 году одно из таких писем встречалось в среднем в каждом 77-м сообщении, а в отдельных отраслях — значительно чаще.

Так, в промышленности одно из 16 писем содержало зловред, фишинговую ссылку или было отправлено с подмененного адреса. В медицинской сфере этот показатель составил 1 из 36, в телекоммуникациях — 1 из 48. В других отраслях, например в ИТ и финансах, частота таких писем была ниже — 6-7 случаев на тысячу.

За год количество писем с вредоносными вложениями выросло почти в 3,5 раза. Причем этот тренд сохраняется уже несколько лет: в 2023 году их объем увеличился более чем вдвое по сравнению с 2022-м.

Среди 1000 сотрудников, активно использующих почту, ежедневно хотя бы один человек получает письмо с шифровальщиком, стилером или другим вредоносом во вложении (0,12% трафика). В промышленности этот показатель достигает 0,25%.

Количество писем с фишинговыми ссылками также продолжает расти — за год их доля увеличилась на 25% и теперь составляет 1% от общего почтового трафика (1 письмо из 100). В промышленности этот показатель достигает 4%, а в сферах строительства, недвижимости, транспорта и логистики, а также профессиональных услуг — 3%. Даже в отраслях, где традиционно выше доля автоматических рассылок, количество фишинговых писем растет. Например, в ретейле и электронной коммерции фишинговые ссылки встречаются в 0,07% писем, тогда как в 2023 году этот показатель составлял всего 0,02%.

В то же время доля спуфинговых писем снизилась на 42%: если в 2023 году попытки подделки адреса отправителя фиксировались в каждом 200-м письме, то теперь — в каждом 350-м. Это подтверждает тенденцию к снижению подобных атак.

Однако злоумышленники адаптируются: вместо подделки адресов они все чаще захватывают легитимные почтовые аккаунты и атакуют от их имени. Рост числа писем с фишинговыми ссылками напрямую связан с этим трендом — большинство из них ведет на поддельные страницы входа в веб-версии корпоративной почты. Если пользователь введет логин и пароль, злоумышленники получат доступ к его аккаунту.

Наибольшая активность атак с фишинговыми ссылками и подделкой адреса наблюдалась в четвертом квартале 2023 года, особенно в ноябре. Это период высокой деловой активности, когда сотрудники могут быть менее внимательны из-за стресса и спешки. Кроме того, злоумышленники маскируют атаки под акции и распродажи, такие как «Черная пятница».

Летом, в июле-августе, отмечался рост спуфинговых атак, что может быть связано со снижением бдительности в период отпусков или попытками имитировать запросы от отсутствующих сотрудников. Пик вредоносных вложений пришелся на апрель, когда BI.ZONE CESP зафиксировал волну массовых атак на российские компании.

«Фишинговые ссылки, вредоносные вложения и подделка адреса отправителя — самые серьезные угрозы, но не единственные. Значительный объем нежелательной почты составляет спам, а также бот-атаки, способные перегружать серверы и снижать их производительность вплоть до отказа в приеме сообщений. В 2024 году число таких писем снова превысило объем легитимного трафика. Именно поэтому компаниям важно выстраивать многоуровневую защиту почтовых каналов, чтобы эффективно блокировать как таргетированные, так и массовые атаки», — объяснил Дмитрий Царев, руководитель управления облачных решений кибербезопасности BI.ZONE.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru