В России тестируют аутентификацию в соцсетях через портал госуслуг

В России тестируют аутентификацию в соцсетях через портал госуслуг

В России тестируют аутентификацию в соцсетях через портал госуслуг

В России тестируется возможность использования федеральной информационной системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) для входа в социальные сети, на сайты трудоустройства, в онлайн-магазины и другие площадки, проводящие сделки по купле-продаже. Эксперимент стартовал 1 апреля и продлится до 1 июля 2022 года.

Система ЕСИА была создана с целью обеспечения безопасного доступа россиян к информационным ресурсам государственных и муниципальных учреждений, предоставляющих услуги населению в электронной форме.

Согласно постановлению правительства РФ, отныне граждане, зарегистрированные в ЕСИА и получившие ключ простой электронной подписи, смогут заходить на другие сайты участников эксперимента, используя учетную запись портала госуслуг. Дополнительной регистрации при этом не потребуется.

Создание дополнительного удобства для пользователей Рунета — не единственная задача пилотного проекта. Он также призван расширить использование функциональности ЕСИА за счет подключения к ней информационных систем бизнес-структур.

Не исключено также, что авторы проекта стремились внести свою лепту в подготовку перевода криптозащиты Рунета на отечественные рельсы: к 1 января 2022 года ЕИАС, согласно утвержденным срокам, должна полностью перейти на использование российских криптографических алгоритмов и средств шифрования.

Новой возможностью авторизации через портал госуслуг можно воспользоваться в следующих случаях:

  • для осуществления входа в соцсети;
  • при совершении сделок по купле-продаже услуг и товаров, в том числе транспортных средств;
  • при заключении договоров аренды имущества;
  • при совершении иных юридически значимых действий посредством агрегаторов информации;
  • при поиске работы и трудоустройства.

По условиям эксперимента, сумма сделки, указанная в договоре, не должна превышать 10 млн рублей.

Участие в новом проекте осуществляется на добровольной основе; персональные данные пользователей, по заверениям Минцифры, передаваться с портала госуслуг при этом не будут. Правительство РФ также планирует запустить и обратный процесс — обеспечение возможности доступа к госуслугам с коммерческих платформ.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Доверчивых предлагают занести в базы и затруднить им переводы и кредиты

Глава комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков предложил поправку к законопроекту Минцифры, направленному на борьбу с телефонными мошенниками.

Его инициатива предполагает создание базы данных жертв мошенников, включение в которую повлечет за собой дополнительные проверки при осуществлении переводов и подаче заявок на кредиты.

В ходе обсуждения законопроекта Аксаков отметил, что большинство случаев мошенничества связано с манипулятивными схемами и методами социальной инженерии. В таких ситуациях жертвы сами переводят деньги злоумышленникам, а технические меры, включая биометрическую идентификацию, оказываются неэффективными.

По мнению парламентария, ведением базы должен заняться ФинЦЕРТ. Она позволит банкам и финансовым организациям оперативно реагировать и приостанавливать подозрительные операции до подтверждения их легитимности.

«Речь идет об автоматизированной оценке действий клиента — находится ли он под влиянием мошенников. Современные технологии позволяют выявлять такие случаи. Затем банк в оперативном режиме примет решение по транзакции, что может занять от пяти до 30 минут», — пояснил Аксаков в комментарии «Известиям».

В Минцифры отметили, что предложение требует дополнительного обсуждения. В Банке России также высказались в схожем ключе.

Инициатива вызвала неоднозначную реакцию. Председатель Союза потребителей РФ Алексей Койтов признал, что некоторые граждане действительно более уязвимы перед мошенниками. Однако он подчеркнул, что принятие решения о включении человека в такую базу требует четких формальных критериев, иначе это может привести к дискриминации.

В то же время глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов поддержал идею, отметив ее соответствие законодательству: «Поскольку речь идет не об отказе в финансовых услугах, а о введении дополнительных правил их предоставления, противоречий с законом здесь нет. В странах Евросоюза уже применяются аналогичные меры: например, счета клиентов замораживаются при совершении подозрительных транзакций или переводов, превышающих установленный лимит».

Согласно опросу Superjob, каждый третий россиянин, ставший жертвой мошенников, подвергался обману минимум дважды. В целом денежные средства или имущество из-за действий телефонных аферистов теряла шестая часть респондентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru