Подтверждено: Azov — вайпер, стирает по 666 байтов данных за раз

Подтверждено: Azov — вайпер, стирает по 666 байтов данных за раз

Подтверждено: Azov — вайпер, стирает по 666 байтов данных за раз

Вредонос Azov, позиционируемый как шифровальщик, продолжает собирать жатву по всему миру. В Check Point Research проанализировали Windows-зловреда и выяснили, что в действительности это вайпер, уничтожающий данные и заражающий другие программы.

Лжешифровальщик Azov объявился в Сети в прошлом месяце. Его атаки отличаются тем, что для возврата заблокированных файлов злоумышленники предлагают через Twitter связаться с известными ИБ-экспертами — Александрой Донец (@hasherezade), Майклом Гиллеспи (@demonslay335), Лоренсом Абрамсом из BleepingComputer, командой MalwareHunterTeam.

Других контактов операторы зловреда не предоставляют, и вызволить данные обычным путем — через уплату выкупа — невозможно. В связи с этим Azov отнесли к деструктивным вредоносным программам и, как теперь выяснилось, попали в точку.

Проведенный в Check Point анализ показал, что выдаваемый за шифровальщика зловред на самом деле умышленно портит данные, перезаписывая содержимое файлов. Согласно настройкам, эта функциональность включилась 27 октября.

В комментарии для BleepingComputer эксперт ИБ-компании Иржи Винопал (Jiří Vinopal) пояснил, что вайпер перезаписывает файлы, работая в цикле над блоками по 666 байт, притом с пропусками. В итоговой структуре блоки, заполненные произвольными данными, чередуются с оригинальными: мусорный — исходный, мусорный — исходный и т. д.

Более того, вредонос внедряет в исполняемые файлы жертвы (64-битные) шелл-код, инициирующий стирание данных при каждом запуске безобидной программы. Исключения составляют экзешники, путь к которым включает следующие строки:

  • :\Windows
  • \ProgramData\
  • \cache2\entries
  • \Low\Content.IE5\
  • \User Data\Default\Cache\
  • Documents and Settings
  • \All Users

Зараженные таким образом файлы различаются по контрольной сумме. Полиморфизм в данном случае, видимо, используется для обхода антивирусов.

Доставка Azov пока осуществляется прежним способом — с помощью SmokeLoader. Намеки на украинское происхождение в названии зловреда и адресованной жертвам записке исследователи склонны считать ложным прикрытием.

Последние две недели число новых образцов на VirusTotal быстро растет; уровень детектирования вайпера на 8 ноября составляет 51/70. Очистка от инфекции потребует переустановки Windows. Не исключено, что после визита Azov в системе объявятся и другие зловреды, в том числе инфостилеры, поэтому потенциальным жертвам советуют сбросить все пароли к имейл и финансовым сервисам, а также позаботиться о сохранности прочей конфиденциальной информации.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Минпромторг прорабатывает систему кибербезопасности для автомобилей

Минпромторг заказал обоснование для внедрения в России национальной системы кибербезопасности автомобилей. Ведомство заинтересовала возможность злоумышленников вторгаться в работу систем управления автомобилями.

Как узнало издание «Газета Ру», Минпромторг РФ заказал проведение исследования, направленного на изучение инцидентов в безопасности, которые касались транспортных средств, создать методы анализа защиты программного обеспечения электронных блоков управления автомобилей и разработать для этого нормативно-правовую базу.

В 2023 году на выставке «Иннопром» в Казани была представлена облачная система безопасности подключенных транспортных средств. Ее разработчиками являлись ФГУП «НАМИ», «Лаборатория Касперского» и АО «ГЛОНАСС».

Как отметили опрошенные изданием эксперты, пока модель угроз для автотранспорта отсутствует. Нет четкого портрета злоумышленника, но при этом источники угроз весьма разнообразны.

Они могут привести к различным негативным последствиям, от активации несанкционированных платных подписок до создания аварийных ситуаций из-за вмешательства в работу различных систем автомобиля.

Автотранспорт действительно содержит уязвимые компоненты. Бортовые системы автомобилей были названы среди потенциально уязвимых приемников спутниковой навигации.

Кроме того, опасные уязвимости не так давно были найдены в информационно-развлекательном блоке Mazda Connect, эксплуатация одной из которых грозит вмешательством в работу двигателя, трансмиссии и тормозной системы.

Внедрение такой системы следует начинать на стадии проектирования автомобилей. Как предупреждают эксперты, на уже эксплуатируемые машины, по крайней мере, легковые, устанавливать довольно дорогостоящие системы может оказаться экономически нецелесообразным.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru