Слепой семейный подряд: мошенники находят родственников клиента банка и убеждают их повлиять на решение жертвы взять кредит или “спасти вложения”. Под угрозу ставится весь семейный бюджет.
В новой вариации социальной инженерии атаке подвергается не отдельный пользователь, а вся его семья, предупреждают в банке ВТБ. Аферисты налаживают контакт с родственниками и подключают их к давлению на жертву.
Сначала мошенник звонит потенциальной жертве, представляясь сотрудником банка или полиции. Он сообщает, что деньги клиента могут быть похищены и нужно срочно что-то сделать для их спасения. В случае отказа “сотрудник” переходит к агрессивным манипуляциям, угрожая рассказать о безответственности клиента его родственникам. Если жертва не поддается, аферист на самом деле связывается с ближайшим кругом потенциальной жертвы — это могут быть родители, супруг(а) или дети.
Мошенники пытаются убедить их в реальности угрозы и просят повлиять на своего родственника, чтобы тот предпринял меры для “спасения” своих или семейных средств.
Преступники используют уже известные темы – оформление заявки на кредит, проведение сомнительных операций по картам и счетам в банке, изменение финансового или доверенного номера телефона в банке, перевод денег на “безопасный”.
Доля социальной инженерии сегодня остается крайне высокой и составляет почти 90% от числа всех атак, отмечают эксперты.
“Злоумышленники отлично владеют психологическими приемами и ловко манипулируют эмоциями своих жертв”, — рассказывает старший вице-президент ВТБ, руководитель департамента цифрового бизнеса Никита Чугунов.
В результате новой схемы с угрозами и вымогательством сталкиваются целые семьи. Такое агрессивное психологическое воздействие может привести к опасным ситуациям и выводу средств в гораздо более крупных размерах, ведь под угрозой – весь семейный бюджет, подчеркивает эксперт.
В новых условиях важно не только соблюдать правила финансовой безопасности самим, но и рассказывать о них своим близким и быть на связи с банком, отмечает Чугунов.
По данным ВТБ, за январь-апрель на клиентов банка было совершено более 2,7 млн мошеннических атак. Это на 70% больше, чем за тот же период прошлого года. Банку удалось спасти более 6,3 млрд рублей на счетах клиентов.
Добавим, еще один обновленный сценарий мошенников — фальшивые сайты со скидочными купонами и кешбэком. Цель одна — заставить жертву ввести на фишинговом ресурсе свои банковские данные.