ТУСУР и ИнфоТеКС создали лабораторию по кибербезопасности КИИ

ТУСУР и ИнфоТеКС создали лабораторию по кибербезопасности КИИ

ТУСУР и ИнфоТеКС создали лабораторию по кибербезопасности КИИ

В Томском университете систем управления и радиоэлектроники открыли учебный научно-производственный центр (лабораторию) «Кибербезопасность критической информационной инфраструктуры».

Центр создан совместно с партнером университета — ГК «ИнфоТеКС». По словам гендиректора ИБ-компании Андрея Чапчаева, заявленный прикладной курс рассчитан на то, что после окончания вуза студент будет готов приступить к работе в составе команды разработчиков «ИнфоТеКС».

«Когда мы задумывали создание этой лаборатории, мы понимали, что сегодня объем критической информационной инфраструктуры по разным оценкам достигает порядка 70-80% всех информационных структур, — отметил президент ТУСУРа Александр Шелупанов. — Было очевидно, что нужен центр, где велись бы научные исследования, практические разработки и, конечно, образовательные программы для развития безопасности критических информационных инфраструктур: здравоохранение, энергетика, военная отрасль и т. д.».

Новая лаборатория оснащена только отечественным сертифицированным оборудованием: программно-аппаратными комплексами ViPNet Coordinator HW100С, ViPNet Coordinator HW1000, ViPNet Coordinator HW1000 IDS, а также киберполигоном Ampire компании «Перспективный мониторинг» (входит в группу компаний «ИнфоТеКС»). Дополнительно партнер ТУСУРа предоставил интеллектуальную собственность — учебные и учебно-методические комплексы «Корпоративная защита от внутренних угроз информационной безопасности» и «Виртуальная инфраструктура».

Центр «Кибербезопасность КИИ» поможет студентам получить комплексное представление о процессе управления инцидентами в безопасности компьютерных систем: обнаружении кибератак, реагировании на них и построении системы защиты объекта КИИ, соответствующей современным требованиям обеспечения информационной безопасности.

Занятия на базе центра будут включены в учебный процесс всех направлений и специальностей Факультета безопасности, в том числе в рамках новой магистерской программы «Информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры». В программу включены такие дисциплины, как выявление инцидентов и противодействие атакам на объекты КИИ, управление инцидентами и непрерывностью бизнеса, защита информации в компьютерных сетях, управление средствами защиты информации.

На базе новой лаборатории планируется проведение существующих и разработка новых программ дополнительного профессионального образования. Кроме того, оснащение центра планируется использовать при решении ряда научно-производственных задач:

  • разработка и испытание технологий оценки уровня и поддержания доверия заданного уровня между участниками информационного обмена и технологий построения комплексных решений доверенного взаимодействия для применения в прикладных задачах;
  • моделирование угроз и атак, разработка и испытание технологий противодействия злонамеренным действиям в системах КИИ и системах общего назначения.
Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Минпромторг прорабатывает систему кибербезопасности для автомобилей

Минпромторг заказал обоснование для внедрения в России национальной системы кибербезопасности автомобилей. Ведомство заинтересовала возможность злоумышленников вторгаться в работу систем управления автомобилями.

Как узнало издание «Газета Ру», Минпромторг РФ заказал проведение исследования, направленного на изучение инцидентов в безопасности, которые касались транспортных средств, создать методы анализа защиты программного обеспечения электронных блоков управления автомобилей и разработать для этого нормативно-правовую базу.

В 2023 году на выставке «Иннопром» в Казани была представлена облачная система безопасности подключенных транспортных средств. Ее разработчиками являлись ФГУП «НАМИ», «Лаборатория Касперского» и АО «ГЛОНАСС».

Как отметили опрошенные изданием эксперты, пока модель угроз для автотранспорта отсутствует. Нет четкого портрета злоумышленника, но при этом источники угроз весьма разнообразны.

Они могут привести к различным негативным последствиям, от активации несанкционированных платных подписок до создания аварийных ситуаций из-за вмешательства в работу различных систем автомобиля.

Автотранспорт действительно содержит уязвимые компоненты. Бортовые системы автомобилей были названы среди потенциально уязвимых приемников спутниковой навигации.

Кроме того, опасные уязвимости не так давно были найдены в информационно-развлекательном блоке Mazda Connect, эксплуатация одной из которых грозит вмешательством в работу двигателя, трансмиссии и тормозной системы.

Внедрение такой системы следует начинать на стадии проектирования автомобилей. Как предупреждают эксперты, на уже эксплуатируемые машины, по крайней мере, легковые, устанавливать довольно дорогостоящие системы может оказаться экономически нецелесообразным.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru