Ассоциация банков России (АБР) не поддержала законопроект, закрепляющий право доступа Минобороны, ФСБ, ФСО, Службы внешней разведки, МВД к информационным системам и базам данных для редактирования или удаления сведений о сотрудниках спецслужб.
Соответствующие поправки к действующему законодательству о персональных данных были внесены на рассмотрение в Госдуму в августе 2023 года. Предложенный законопроект предусматривает создание отдельного реестра ИС, в которых обрабатываются данные сотрудников силовых ведомств, а также разделение таких клиентов на категории, которые будут определены президентским указом.
Операторы внесенных в реестр ИС, в том числе банки, должны предоставить спецслужбам доступ к данным, а также выполнять их требования по обеспечению конфиденциальности ПДн силовиков. Отказ в предоставлении доступа грозит запретом эксплуатации таких систем.
Операторы также должны будут проводить мониторинг своих ИС с целью выявления сведений о ведомственной принадлежности сотрудников спецслужб и незамедлительно информировать силовые структуры о своих находках.
В письме АБР, направленном в Минцифры и председателю комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александру Хинштейну, сказано:
«Концепция законопроекта порождает многочисленные правовые коллизии и входит в противоречие с положениями законодательства, устанавливающими режимы защиты охраняемой законом тайны; нормами, регулирующими безопасность критической информационной инфраструктуры, противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и рядом других нормативных требований».
Принятие законопроекта может привести к нарушению конституционных прав граждан из-за предоставления третьей стороне неограниченного доступа к ПДн физлиц без их ведома и согласия. Более того, неконтролируемый доступ спецслужб может повысить ИТ- и ИБ-риски в случае некорректного изменения информации, необходимой для функционирования баз данных, а ошибки при удалении или редактировании сведений о ведомственной принадлежности сотрудников спецслужб создадут риск ненадлежащей идентификации клиентов сервис-провайдера.
Банки также могут столкнуться с невозможностью выполнения требований антиотмывочного законодательства, по которому они должны по запросу Росфинмониторинга предоставлять данные об операциях клиентов и с определенной периодичностью обновлять клиентскую информацию. Если позволить спецслужбам изменять сведения об их сотрудниках в ИС без уведомления оператора, он окажется под санкциями регулятора — вплоть до приостановления деятельности.
Право спецслужб контролировать обработку ПДн силовиков, которое они получат в случае принятия предложенных поправок, АБР сочла избыточным: эти функции осуществляет Роскомнадзор. Банкиры также опасаются, что выполнение новых требований приведет к существенному увеличению объема работ, росту трудозатрат и издержек.