Российские госкомпании продолжают покупать продукты Microsoft в обход

Российские госкомпании продолжают покупать продукты Microsoft в обход

Российские госкомпании продолжают покупать продукты Microsoft в обход

По данным «Контур.Закупки», российские госкомпании за 9 месяцев 2024 года закупили ПО от Microsoft на более чем 24 млн рублей. Это на 55% меньше, чем за аналогичный период 2023 года.

Как сообщили в «Контур.Закупки» корреспондентам «Коммерсанта», на закупку Windows российские госкомпании за 9 месяцев 20204 года потратили 7 млн рублей, на MS Office – 3 млн рублей.

Это меньше на 69% и 75% соответственно, чем за аналогичный период 2023 года. Оставшаяся сумма была потрачена на другие продукты Microsoft и закупки в малых объемах.

Представители «Контур.Закупки» связали данную ситуацию с тем, что российские компании и госорганы не могут отказаться от использования MS Office, поскольку у многих приложений из его состава просто нет российских аналогов. Среди таковых были названы издательская система MS Publisher и облачное хранилище OneDrive.

Как напомнил председатель совета директоров «Базальт СПО» Алексей Смирнов, до сих пор многие приложения из Реестра российского ПО работают только в Windows, а введение обязательного требования по совместимости с отечественными операционными системами перенесено на июль 2025 года.

Например, среди российских САПР большая часть продуктов не имеет нативных версий для Linux, а в ряде сегментов, в частности, BIM и CAM не работает в российских ОС ни один.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Авторы дипфейков используют автоответчики для сбора образцов голоса

Для создания голосового дипфейка злоумышленникам достаточно всего нескольких секунд записи — например, приветствия на автоответчике. На основе таких аудиофрагментов они генерируют сообщения от имени жертвы, используя их для атак на ее окружение.

Как отметил ведущий аналитик департамента Digital Risk Protection компании F6 Евгений Егоров в комментарии для «Известий», приветствия на автоответчике практически не отличаются от голосовых сообщений, оставленных в мессенджерах или записанных во время телефонных разговоров.

По его словам, мошенники активно применяют технологии подделки голоса уже около двух лет, причем для этого существуют многочисленные инструменты, не требующие специальных знаний.

Руководитель R&D-лаборатории Центра технологий кибербезопасности ГК «Солар» Максим Бузинов уточняет, что для воспроизведения тембра голоса достаточно всего трех секунд записи. Однако для создания более убедительной синтетической речи, учитывающей характерные особенности голоса и эмоциональную окраску, нужны более длинные образцы. Такие фрагменты нередко встречаются в приветствиях на автоответчиках.

Эксперт по кибербезопасности Angara Security Никита Новиков соглашается, что автоответчик может стать источником ключевых фраз, интонации и манеры речи человека. Затем мошенники используют сгенерированные сообщения в различных схемах обмана. Например, жертве могут поступать просьбы о материальной помощи от имени знакомых, а более сложные сценарии включают мошенничество с фейковыми знакомствами (FakeDate) или подделку сообщений от руководителей (FakeBoss), создавая иллюзию реального общения.

По словам Евгения Егорова, наиболее качественные голосовые дипфейки могут применяться в таргетированных атаках с использованием вишинга. Однако для этого злоумышленникам требуются более сложные и зачастую платные инструменты, позволяющие создавать реалистичный контент.

Максим Бузинов предупреждает, что современные системы детекции не всегда способны распознать качественные голосовые дипфейки. Ситуацию осложняет тот факт, что сами пользователи часто применяют технологии обработки звука, улучшающие качество их речи, что дополнительно затрудняет выявление подделок.

В связи с этим эксперты рекомендуют воздерживаться от записи собственного голоса в качестве приветствия на автоответчике и использовать стандартные варианты, предлагаемые операторами связи. При разговорах с руководителями и официальными лицами стоит уточнять, можно ли выполнить запрашиваемые действия через сайт или мобильное приложение. А при получении просьб о финансовой помощи всегда необходимо связаться с отправителем напрямую.

По прогнозам аналитиков, в 2025 году число атак с использованием дипфейков может значительно возрасти.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru