Антивирус становится неотъемлемой частью любой информационной системой, но что делать если денег на него не хватает? Можно воспользоваться бесплатными версиями антивирусной защиты - такие предложения сейчас можно все чаще встретить в Интернете. В чем же бизнес-модель подобных продуктов и какие риски связаны с ними?
В качестве примера рассмотрим бизнес-модель компании Alwil Software - производителя антивирусного продукта Avast!, который распространяется бесплатно для домашнего использования. По данным самой компании сейчас в России уже установлено 3,5 млн. экземпляров их бесплатного программного продукта, но и бизнес компании развивается неплохо. В частности, недавно компания выпустила новую пятую версию своего продукта, который можно отнести к классу Internet Security - такие продукты защищают не только от вредоносных программ, но и от сетевых атак, и от спама и от некоторых других угроз. Платная версия Avast! Pro 5.0 включает только компонент для защищенного выполнения сценариев JavaScript и защищенную виртуальная машину для запуска подозрительных программ, то есть незначительно отличается от версии бесплатной.
Бизнес-модель подобной компании строиться на том, что компьютеры бесплатных пользователей выступают в роли распределенного "облака", с помощью которого компания отлавливает новые веб-угрозы и предотвращает их распространение у корпоративных пользователей. В пятой версии продукта компания сделала акцент на защиту от веб-угроз - с помощью "облачных" ловушек бесплатных пользователей ее специалисты оперативно определяют адреса вредоносных сайтов и блокируют к ним доступ у корпоративных пользователей. То есть вредоносов ловят на живца, в роли которого выступают домашние бесплатные пользователи.
Собранные бесплатной версией сведения о поведении подозрительных программ отправляются в центр реагирования антивирусной компании. Деньги же компания зарабатывает на коммерческих лицензиях, которые продаются корпоративным пользователям. Впрочем доля таких пользователей небольшая - по миру она составляет около 1%, то есть около 1 млн. установок. Тем не менее этого вполне хватает, чтобы окупить продукт.
Причем Alwil имеет отдельные лицензии на использование продукта и на подключение к "облаку", то есть пользователь может бесплатно установить у себя продукт, но не отсылать сведений о происходящих на его компьютере событиях в центр реагирования. По данным компании соглашаются подключаться к "облаку" около 10% пользователей, то есть получается, что в России таких тестовых ловушек у компании несколько сотен тысяч. В отличие от Alwil продукт Microsoft Security Essentials имеет другую лицензию, которая подразумевает, что все бесплатные пользователи должны сообщать в центр сведения о подозрительных программах.
Основной проблемой для пользователей с точки зрения лицензионной чистоты является определение домашнего компьютера. Дело в том, что в соответствии с лицензионным соглашением корпоративным считается тот компьютер, который используется для получения прибыли. То есть если компьютер стоит дома, но на нем хранятся и обрабатываются корпоративные документы, то такой компьютер также является корпоративным, то есть за него нужно платить. Например, я пишу свои статьи на домашнем компьютере, и поэтому установить на него бесплатную версию Avast! не могу. Но с другой стороны кто же меня проверит? Ведь только я знаю, что я делаю со своим компьютером. А если я купил компьютер детям, честно установил на него avast!, то я уже не могу на нем статьи писать? Получается, что лицензионное соглашение составлено так, чтобы приучать пользователей его нарушать.
Еще одним примером такого лицензионного соглашения, которое приучает его нарушать, является лечащая утилита Dr.Web CureIT, выпускаемая компанией "Доктор Веб". Она также является бесплатной для домашних пользователей и платной для корпоративного использования. Для нее также характерна проблема определения домашнего компьютера и услуг, предоставляемых с помощью утилиты. Например, если я вылечил компьютер друга, и он за это меня угостил чаем с тортиком, то существует определенная вероятность того, что я нарушил лицензионное соглашение Dr.Web CureIT. При этом если Avast! - это антивирусная система, которая устанавливается на компьютер и работает постоянно, то есть факт нелицензионного использования теоретически можно зафиксировать, то лечащая утилита Dr.Web CureIT вообще используется однократно и доказать ее применение очень сложно. Таким образом, лицензии якобы бесплатных антивирусных продуктов могут увеличить юридический риск использования вычислительной техники даже в домашних условиях.
Вложение | Размер |
---|---|
licenses.jpg | 9.77 КБ |