Частая ошибка заказчика на этом этапе заключается в попытке найти разработчика (чаще всего по телефону), который назовет минимальную сумму за свою работу. При этом, как правило, у заказчика в это время не только нет технического задания, но и еще не обозначена цель. Определить стоимость на этом этапе практически невозможно, хотя, если задача по телефону поставлена более-менее четко, то можно дать очень приблизительную информацию о затратах, впрочем, с довольно большим разбросом цен.
Часто встречается ситуация, когда готовый веб-сайт заказчику фактически не принадлежит: доменное имя (адрес сайта) оформлено на разработчика, паролей от и dedicated хостинга и ftp-доступа к сайту у заказчика нет, а сам сайт сделан таким образом, что какие-либо исправления может внести только разработчик. Злой умысел разработчика здесь обычно ни при чем. Домен мог быть зарегистрирован на разработчика потому, что так было сделать проще и быстрее, пароли не дали потому, что сайт разместили на веб-сервере разработчика вместе с другими сделанными им сайтами (т.е. есть «один ключ от всех дверей», который лучше держать в секрете). А что касается невозможности внесения изменений — сайт могли оптимизировать для ускорения работы с помощью специальной программы, преобразующей исходный текст в специальный код, внести изменения в который невозможно — для этого необходим исходный код сайта, находящийся у разработчика.
Наш совет — обсудите с разработчиком эти вопросы и при необходимости отразите их в договоре. А еще лучше — попросите, чтобы доменное имя и хостинг сайта были оформлены на вас отдельным договором, а исходный код сайта (текст программы) отдали вам на CD.
Кто решает?
До начала работы необходимо определить ответственных за разработку сайта и установку его на joomla хостинг, как со стороны разработчика, так и со стороны заказчика. Со стороны разработчика это будет, скорее всего, менеджер проекта, с которым заказчик будет решать все вопросы по созданию сайта, не общаясь напрямую с дизайнером, программистом, бухгалтером — общение только с одним человеком экономит время и нервы. А со стороны заказчика это должен быть человек, наделенный полномочиями принимать решения по созданию сайта. Следует избегать ситуаций, когда проект сначала обсуждается отделом маркетинга (и отправляется на доработку), после этого заместителем директора (и тоже отправляется на доработку), а затем — генеральным директором. В этом случае шансы сделать качественный проект в отведенные сроки — минимальны. Чрезвычайно модный в настоящее время в организациях массового обслуживания населения принцип «одного окна» крайне важен и для всех участников проекта сотворения сайта.