Изучение практики воспитания позволяет перечислить основные случаи проявления грубости и бестактности руководителями учреждений и предприятий. Это бесконечные упреки, угрозы и напоминание о старых проступках; жесткие требования исправить сразу все недостатки в работе и поведении; публичное выражение сочувствия, например, женщине в связи с тяжелыми домашними условиями или затянувшимся одиночеством; плохо скрываемая антипатия к подчиненным, осмеливающимся иметь собственное мнение или к пользующимся авторитетом в коллективе.
Важно своевременно пройти управление персоналом обучение, чтобы не допускать со стороны руководителя бестактности. Все эти недостатки нарушают контакт руководителя с подчиненным, мешают положительному влиянию на него товарищей, которые, считая его невинно пострадавшим, испытывают к нему естественное в такой ситуации сочувствие, вносят нервозность в работу начальника.
Жесткими наказаниями и грубостью нельзя воспитать сознательную дисциплину. В этих случаях, по справедливой мысли В. Г. Белинского, душа человека ожесточается, черствеет, мозолится, делается бесстыдно бессовестной и ей уже нипочем любое наказание.
Следствием жестокости и грубости руководителя становится привычка вести себя "достойно" из-за боязни оскорбления, наказания. Под контролем старшего, которого он боится, такой работник дисциплинирован. "Мозолистую" душу, т.
е. отсутствие совести, он обнаруживает, когда не видит рядом начальника или милиционера, когда выпадает из-под контроля старшего. Перед руководителем стоит задача - пробудить у подчиненного желание отлично работать, быть дисциплинированным, честным, трудолюбивым, уважать товарищей и руководителей, быть патриотом Родины и родного учреждения, предприятия, а этого можно добиться, только исключив страх из числа инструментов воспитания.
Не менее важно верно определять сравнительную тяжесть проступков работников. Нельзя истерично кричать из-за пустяков и в то же время снисходительно относиться к грубому нарушению установленного порядка или режима работы. Стабильность в оценках должна сохраняться независимо от настроения руководителя и его отношения к данной группе или сотруднику. Дело в том, что симпатичного нам подчиненного всегда хочется наказать мягче, а того, кто неприятен, - строже. И наказать строже того, с кем, например, конфликтуешь, так хочется, что нетрудно увлечься и перейти допустимые и необходимые в данном случае границы. С лучшего, с сильного спрос должен быть больше.
Часто предупреждает наказание разумная требовательность руководителя. В практике нередко особенно молодые руководители, когда работают с авторитетными подчиненными, снижают требовательность. Стремление наладить таким путем дружеские отношения с отдельными членами коллектива или с коллективом в целом приводит к противоположному результату. Снижение требовательности и панибратство обычно служат причиной разгильдяйства, расхлябанности, нарушений дисциплины.
А все это, в свою очередь, не дает возможности правильно организовать производственный процесс, подрывает доверие к руководителю, разрушает трудовой коллектив. Высокая требовательность - отличительная черта квалифицированного менеджера. Причем чем сильнее подчиненный, тем более высокие требования к нему должны предъявляться.