В Zecurion DLP (Data Leak Prevention) 11 интегрированы IRP-система (Incident Response Platform), динамическая модель рисков на основе поведения сотрудников, модуль учёта рабочего времени и эффективности сотрудников (Zecurion Staff Control), система для защиты от съёмки экрана (Screen Photo Detector) и многое другое. Проверим, как Zecurion DLP защищает от внутренних угроз и утечек конфиденциальных данных.
- Введение
- Архитектура Zecurion DLP 11
- Новые возможности Zecurion DLP 11 и варианты их применения
- 3.1. Общее обновление интерфейса
- 3.2. Работа с карточками сотрудников
- 3.3. Диаграмма связей
- 3.4. Режим «беседы» сотрудников
- 3.5. Динамическая модель риска на основе поведения пользователей
- 3.6. Обновление модуля поведенческого анализа (UBA 2.0)
- 3.7. Мониторинг рабочей активности с помощью Zecurion Staff Control 2.0 Enterprise
- 3.8. IRP и централизованное управление задачами по реагированию на инциденты
- 3.9. Обновление модуля защиты от съёмки экрана Screen Photo Detector
- 3.10. Водяные знаки для дополнительной защиты приложений (Screen Watermarks)
- 3.11. Расширение возможностей DLP-политик
- 3.12. Точечные нововведения
- Выводы
Введение
По статистике большинство инцидентов в информационной безопасности на предприятиях являются следствием внутренних угроз, то есть связанных с неправомерной деятельностью сотрудников. Глобально такие угрозы можно разделить на умышленные, то есть спланированные, и непреднамеренные, возникающие из-за неосторожности, невнимательности или пренебрежения правилами информационной безопасности.
Для защиты от внутренних угроз кроме организационных мер, направленных на повышение сознательности сотрудников, используют и сложные технические решения, которые помимо прочего позволяют отслеживать перемещение данных и изменения в поведении сотрудников.
Российская компания Zecurion является одним из лидеров как российского, так и мирового рынков DLP-систем: «большая тройка» аналитических агентств (Gartner, IDC, Forrester) признала её поставщиком комплексного продукта с наиболее полной функциональностью по защите корпоративных данных от утечек. Также Zecurion является лауреатом Национальной премии в области импортозамещения и трансфера технологий «Приоритет». А в этом году компания стала победителем международной премии Cybersecurity Excellence Awards в категории «Предотвращение утечки данных».
В обновлённой версии Zecurion DLP 11 появилась возможность управлять инцидентами и рисками в информационной безопасности с помощью встроенной IRP-системы, добавлен модуль для учёта эффективности сотрудников, обновлены модуль поведенческого анализа и модель оценки угроз. В статье мы подробно рассмотрим эти и другие, не менее существенные, нововведения. Все они расширяют функциональные возможности системы, позволяя использовать её для защиты от широкого спектра корпоративных нарушений, а не только от утечек конфиденциальной информации как таковых.
В 2018 году мы публиковали «Обзор Zecurion DLP 8.0 — системы защиты от утечек конфиденциальной информации», в котором продемонстрировали возможности взаимодействия с консолью Zecurion DLP 8.0. Поэтому далее мы не будем дублировать уже описанные сценарии, а остановимся только на изменившихся или новых возможностях.
Архитектура Zecurion DLP 11
Zecurion DLP 11 — это полностью агентская DLP-система, в состав которой входят следующие модули:
- система контроля сетевого трафика (Zecurion Traffic Control),
- средство предотвращения утечек информации через периферийные устройства (Zecurion Device Control),
- модуль учёта рабочего времени сотрудников и оценки эффективности его использования (Zecurion Staff Control),
- средство обнаружения конфиденциальной информации и фактов нарушения политик информационной безопасности (Zecurion Discovery) с помощью комплекса технологий детектирования,
- модуль защиты от фотографирования экрана (Screen Photo Detector),
- аналитический модуль (Zecurion Reports) для работы с отчётами об инцидентах в информационной безопасности и о подозрительной активности сотрудников,
- IRP-модуль для управления процессами реагирования на инциденты и совместной работы ИТ- и ИБ-отделов.
Рисунок 1. Архитектура Zecurion DLP 11
DLP-агенты, или сенсоры, устанавливаются на каждую рабочую станцию и сервер в корпоративной сети с использованием сервера установки. Они контролируют каналы передачи данных, а также собирают и сохраняют информацию о событиях на устройстве в общий архив. Сохранённые данные впоследствии используются для получения подробных статистических сведений и для расследования инцидентов в безопасности.
DLP-сервер, или контролирующий сервер, является ядром всей системы: он управляет сенсорами и следит за их работой.
Отметим, что анализ всей отслеживаемой на узлах информации возможен непосредственно на агентах (без отправки на контролирующий сервер), а анализ сетевых подключений — соответственно, на сетевых перехватчиках. Все данные и результаты анализа синхронизируются с DLP-сервером при восстановлении соединения. Такой подход минимизирует нагрузку на корпоративную сеть и повышает отказоустойчивость системы, сохраняя её работоспособность без связи с управляющим сервером.
Операторы взаимодействуют с DLP-системой и управляют ею через единый пользовательский интерфейс — веб-консоль. Она доступна с различных устройств, в том числе в виде приложения для iPad. Возможность просмотра отчётов и взаимодействия с ними через мобильные устройства (iPad) удобна как для руководителей отделов безопасности, так и для представителей бизнеса. С помощью консоли можно настраивать политики, просматривать журналы событий, информацию об активности сотрудников и инцидентах в безопасности, генерировать отчёты и делать многое другое.
Новые возможности Zecurion DLP 11 и варианты их применения
Новая версия DLP-системы Zecurion — это, по своей сути, глобальное обновление флагманского продукта. В него интегрировали несколько новых модулей, добавили новые технологии и обновили используемые. Например, в работе модуля Screen Photo Detector, о котором мы расскажем подробнее далее, используются нейронные сети, а для улучшения качества анализа отслеживаемой информации, то есть контентного анализа, внедрены в том числе алгоритмы на основе машинного обучения. Также в новой версии существенно улучшена модель оценки рисков.
Далее мы подробно рассмотрим изменения и обновления системы и пользовательского интерфейса. Дополнительно мы продемонстрируем некоторые варианты применения новых функций Zecurion DLP 11 (для демонстрации будет использоваться веб-версия консоли).
Общее обновление интерфейса
В новой версии Zecurion DLP существенно обновлён интерфейс консоли управления, потому что расширились функциональные возможности системы и увеличилось количество обрабатываемых данных о сотрудниках.
По сравнению с предыдущей версией добавлены новые данные о сотрудниках (уровень риска, продуктивность с оценкой динамики, эмоциональное состояние, сработавшие политики безопасности), способы сортировки и фильтрации (включая быстрые фильтры) и «быстрые действия». С помощью быстрых действий можно изменить статус сотрудника (например, указать на необходимость постоянного наблюдения за ним). В целом взаимодействие с интерфейсом Zecurion DLP 11 стало быстрее.
Все указанные обновления направлены на то, чтобы повысить удобство работы с собираемыми данными, то есть облегчить процесс отслеживания фактов подозрительного поведения сотрудников. Анализ ретроспективных данных позволяет предупредить утечку информации до её возникновения или избежать повторения похожих ситуаций в будущем.
Рисунок 2. Раздел «Сотрудники» в консоли Zecurion DLP 11
Работа с карточками сотрудников
Карточки сотрудников стали более «отзывчивыми» за счёт полной переработки системы внутренней навигации. Отображаемых данных по сотрудникам, инцидентам, технологиям и т. д., равно как и способов взаимодействия с ними (новые возможности по фильтрации, сортировке и поиску), стало больше, а интерфейс при этом работает быстрее.
Теперь на каждой карточке есть «шапка» профиля, стали доступны новые вкладки с информацией о сотруднике и его активности: риски, инциденты, рабочее время, профили поведения, эмоциональное состояние, диаграмма связей и лента событий (настроенный поиск всего происходящего с рассматриваемым работником).
Так, на вкладке «Риски» в карточке сотрудника можно сразу увидеть список всех событий, возникших в результате срабатывания установленных DLP-политик, в виде ленты или посмотреть детальную информацию о конкретном событии, включая саму политику и вложенные файлы. Это, в том числе, поможет понять, из-за чего именно изменялся уровень риска сотрудника.
На вкладке «Инциденты» доступен такой же список событий, но в связи с зафиксированными инцидентами из области безопасности, а не с риском сотрудника.
Рисунок 3. Просмотр ленты событий в карточке сотрудника в консоли Zecurion DLP 11
При этом во время просмотра карточки в левой части экрана доступен общий список сотрудников (с указанием имени, отдела, статуса и уровня риска) в том виде, в каком он был в разделе «Сотрудники». С его помощью оператор DLP-системы может быстро просматривать нужную информацию для большого количества сотрудников, а выбранные параметры сохраняются для каждой карточки.
Рисунок 4. Общий вид карточки сотрудника в консоли Zecurion DLP 11
Теперь в случае необходимости оператор Zecurion DLP 11 может посмотреть изображение с веб-камеры или рабочего стола сотрудника или добавить человека в список для сравнения. При этом доступна возможность быстрого сравнения по ключевым показателям как сотрудников, так целых подразделений (по средним или абсолютным значениям): риски, продуктивность и количество инцидентов в безопасности за выбранный период.
Рисунок 5. «Быстрое сравнение» в консоли Zecurion DLP 11
Диаграмма связей
В новой версии усовершенствована диаграмма связей сотрудников: добавлены быстрые фильтры и настройка внешнего вида с помощью «легенды». Среди её параметров отметим пороговое количество зафиксированных в отношении работника инцидентов в безопасности, при достижении которого он будет добавлен на диаграмму, уровень важности, каналы связи (взаимодействия), а также отображение фотографий коллег.
Одновременно стало возможным просматривать до тысячи сотрудников (увеличено количество объектов для одновременного показа на диаграмме), развёртывать связи с любым уровнем детализации и масштабировать диаграмму, которая перестраивается динамически для большего удобства. При необходимости можно сразу перейти на карточку выбранного сотрудника.
Рисунок 6. Диаграмма связей сотрудников в интерфейсе Zecurion DLP 11
Режим «беседы» сотрудников
Дополнительно для просмотра событий и инцидентов в безопасности, связанных с конкретным сотрудником, а также отслеживания его переписки реализован режим «беседы» с возможностью выгрузки в формате отчёта. В этом режиме сообщения из разных каналов связи, а также файлы, видеозаписи, аудиосообщения и записи звонков отображаются в виде единого «диалога» с дополнительными сносками и ссылками на связанные события и инциденты. Таким образом, если сотрудник, например, договаривался о передаче данных в Skype, а отправлял их в WhatsApp, то система сохранит его действия в виде одной «беседы».
Такой подход существенно упрощает возможности обнаружения подозрительной переписки сотрудников даже при использовании сразу нескольких каналов связи.
Рисунок 7. Режим «беседы» сотрудников в интерфейсе Zecurion DLP 11
Динамическая модель риска на основе поведения пользователей
В Zecurion DLP 11 была добавлена модель для оценки рисков возникновения угроз информационной безопасности на основе политик и поведенческого анализа. Используется классическая модель, при которой риск накапливается за последние три недели активности (то есть затухание происходит за 21 день). Соответственно, если в течение этого времени не будут зафиксированы никакие действия сотрудника, которые повышают риск, то он опустится до нуля.
В консоли можно динамически отслеживать уровень риска в отношении каждого пользователя в виде абсолютного значения и временной шкалы, а также сравнивать его с показателями других сотрудников и отделов. Также величина риска присваивается инцидентам и событиям в безопасности и группам сотрудников.
Таким образом, происходит принципиальный переход от управления инцидентами в информационной безопасности, когда событие уже произошло, к управлению рисками возникновения внутренних угроз и к минимизации этих рисков.
В целом риск является важным параметром для того, чтобы офицер информационной безопасности правильно определял и понимал ситуацию в компании или в конкретном отделе. Zecurion — первый DLP-вендор, который добавил риски как неотъемлемую часть интерфейса, тем самым учитывая их при формировании оценки сотрудников, инцидентов и событий.
Обновление модуля поведенческого анализа (UBA 2.0)
Встроенный модуль поведенческого анализа (User Behavior Analytics, UBA) используется для оценки активности пользователей. С его помощью отслеживаются и анализируются действия сотрудников в отношении работы с данными и информацией, выявляется подозрительная активность. В новой версии UBA 2.0 были добавлены отслеживание поведенческих аномалий и сравнение активности со специально созданными профилями поведения. Так, например, можно определить профиль, который соответствует сотруднику работающему удалённо или ушедшему в отпуск.
Рисунок 8. Вкладка «Риски» в карточке сотрудника в интерфейсе Zecurion DLP 11
Профиль поведения каждого сотрудника в UBA 2.0 строится на основе следующих параметров:
- входящие и исходящие сообщения,
- общение по электронной почте и в мессенджерах,
- инциденты устройств и сетевых подключений.
Рисунок 9. Вкладка «Профили поведения» в карточке сотрудника в интерфейсе Zecurion DLP 11
Профиль в дальнейшем используется при определении аномального поведения. В UBA 2.0 аномалии определяются следующим образом: с некоторой периодичностью механизм анализирует возникающие события и инциденты в безопасности для каждого сотрудника на предмет отклонений от обычного поведения. Если аномалии обнаружены, то оператор Zecurion DLP 11 или другой сотрудник, для которого настроены уведомления (например, почтовые) о таких событиях в системе, увидит соответствующие предупреждения.
Примерами аномалий поведения могут быть использование внешнего диска или общение со внешними пользователями (не работающими в организации), если обычно такая активность у сотрудника не наблюдается.
Мониторинг рабочей активности с помощью Zecurion Staff Control 2.0 Enterprise
Zecurion Staff Control — это система учёта рабочего времени. Её можно использовать как отдельно, так и совместно с Zecurion DLP. Отслеживание показателей активности сотрудников важно не только с точки зрения первоначальной цели внедрения DLP-систем (то есть защиты от утечек данных в связи с инсайдерской активностью): оно значимо и для руководителей, поскольку напрямую связано с производительностью труда.
Новая версия Staff Control 2.0 Enterprise предназначена для использования в крупных компаниях. В ней дополнительно реализованы следующие функции:
- полный учёт рабочего времени сотрудников,
- фиксация фактов присутствия и активности на рабочем месте,
- фотографирование сотрудника или отдела в течение рабочего дня,
- сводные отчёты за выбранный период,
- составление списков недисциплинированных сотрудников (например, постоянно опаздывающих, уходящих раньше, часто отсутствующих) или тех, кто занят поиском нового места работы,
- отчёты по использованию приложений (например, принтеров или мессенджеров) и сайтов.
Рисунок 10. Отчёт по рабочему времени сотрудников в Zecurion DLP 11
В карточке каждого сотрудника оператор может узнать, насколько эффективно тот расходует своё рабочее время, и посмотреть ключевые показатели по каждому работнику. Отметим, что для Zecurion Staff Control продуктивность является основным параметром при определении эффективности работы.
Рисунок 11. Вкладка «Рабочее время» в карточке сотрудника в интерфейсе Zecurion DLP 11
Общий отчёт по рабочему времени сотрудников организации показывает, сколько в целом пользователей работает и насколько эффективно используется время. Реализована гибкая настройка этого отчёта: можно изменять набор показателей, выбирать сотрудников для отображения.
Рисунок 12. Общий отчёт по использованию рабочего времени в Zecurion DLP 11
Другой сводный отчёт — по используемым приложениям и веб-ресурсам (сайтам) — позволяет посмотреть, какие сотрудники работали с теми или иными категориями ресурсов: например, пользовались веб-почтой, читали новости, сидели в социальных сетях.
Рисунок 13. Сводный отчёт «Приложения и сайты» в Zecurion DLP 11
IRP и централизованное управление задачами по реагированию на инциденты
В Zecurion DLP 11 интегрирована собственная IRP-система. Выделим два основных направления использования новых функциональных возможностей.
Первое направление соответствует классическому пониманию системы реагирования на инциденты в безопасности. Помимо непосредственной работы с инцидентами (добавление файлов, обсуждение, логирование действий по задаче и т. д.) встроенная IRP работает также и как система делегирования. Кроме того, можно настроить отправку уведомлений о состоянии расследований.
Отметим, что Zecurion DLP — гибридная система, то есть она может работать как в активном режиме (останавливать действия сотрудников, нарушающие политики безопасности, и таким образом предотвращать некоторые утечки информации), так и в пассивном, обнаруживая подозрительную активность и регистрируя её в системе. Во втором случае необходимо инициировать процедуры по расследованию соответствующих инцидентов.
На следующем изображении как раз приведён пример использования Zecurion DLP для делегирования задачи по расследованию инцидента связанного с резким повышением уровня риска сотрудника. На отдельных вкладках задачи можно увидеть полный список связанных событий и отдельно посмотреть комментарии, связанные инциденты, прикреплённые файлы и доказательства.
Рисунок 14. Пример задачи по расследованию инцидента с помощью Zecurion DLP 11
Второе направление связано с использованием встроенной IRP-системы в качестве менеджера задач службы безопасности и ИТ-отдела. Реализован гибкий конструктор форм для разных типов задач. Можно настраивать срок окончания работы по задаче (дедлайн), её тип и статус, уведомления-реакции на события по ней, назначать исполнителя, указывать инициатора и т. п.
Рисунок 15. Список задач в интерфейсе Zecurion DLP 11
Рисунок 16. Конструктор задачи в IRP-системе Zecurion DLP 11
Рисунок 17. Создание новой задачи в IRP-системе Zecurion DLP 11
Также оператор системы Zecurion DLP 11 может посмотреть отчёт по исполнителям, где будет указано, у кого сколько сейчас в работе задач и на каком этапе они находятся.
Обновление модуля защиты от съёмки экрана Screen Photo Detector
Модуль защиты от съёмки экрана — это обновлённая и оптимизированная версия Zecurion Camera Detector, предназначенная для использования в любых компаниях.
Для распознавания устройства в новой версии модуля используются две нейросети. В момент нарушения модуль сохраняет изображение с веб-камеры и снимок экрана, а также затемняет его или, если настроены соответствующие политики, блокирует учётную запись сотрудника. Таким образом можно узнать, что именно пытался сфотографировать пользователь, и оценить риски связанные с зафиксированным нарушением.
Рисунок 18. Пример инцидента, созданного при обнаружении съёмки экрана телефоном
Водяные знаки для дополнительной защиты приложений (Screen Watermarks)
Для защиты приложений от снятия скриншотов в Zecurion разработали технологию Screen Watermarks, которая позволяет определить источник утечки информации. Если обнаружена попытка сделать снимок экрана, Screen Photo Detector Lite добавит на изображение водяные знаки и сохранит информацию о событии с указанием даты и времени создания скриншота и данных о пользователе и устройстве.
Рисунок 19. Пример водяных знаков, добавленных на скриншот с помощью Screen Photo Detector Lite
Расширение возможностей DLP-политик
Zecurion DLP позволяет настраивать правила по доступу к контролируемым каналам передачи данных и по защите от утечек информации в соответствии с корпоративной политикой информационной безопасности, а также контролировать их выполнение через пользовательский интерфейс.
В Zecurion DLP 11 были добавлены новые политики и реакции на действия сотрудников в соответствии с новыми технологиями детектирования инцидентов в безопасности (например, Screen Photo Detector). Также стало возможным настраивать правила по моментальной блокировке учётных записей сотрудников при нарушении определённых правил безопасности.
В частности, система может помешать сотруднику сфотографировать экран с важной корпоративной информацией, практически мгновенно заблокировав его устройство, поскольку среднее время обнаружения съёмки экрана составляет 0,06 секунды. В подобных случаях доступ к учётной записи будет восстановлен только после расследования со стороны службы безопасности.
Другим существенным обновлением возможностей DLP-политик в системе стало добавление каскадных правил, приходящих в действие последовательно при условии срабатывания предыдущих.
Точечные нововведения
Дополнительно отметим некоторые другие важные нововведения в Zecurion DLP 11: появились новые возможности по распознаванию кредитных карт, заполненных анкет, паспортов и других оцифрованных документов с помощью технологии цифровых отпечатков изображений (DocuPrints), добавлены поддержка контроля Microsoft Teams и возможности по блокировке консоли при бездействии администратора.
Также важным моментом является интеграция в Zecurion DLP 11 агента для Linux-систем (а именно — GosLinux, Astra Linux SE, Alt Linux Workstation, RED OS MUROM и Ubuntu). Сейчас функциональные возможности DLP-агента для Linux — не такие полные, как для систем на базе Windows, однако различия планируется минимизировать в следующих релизах Zecurion DLP.
Выводы
Zecurion DLP 11 можно назвать глобальным обновлением системы. Ключевыми изменениями в новой версии стали:
- динамическая модель угроз на основе настраиваемых политик безопасности и поведенческого анализа,
- обновлённый модуль Staff Control Enterprise для мониторинга рабочей активности сотрудников крупных компаний,
- интеграция собственной IRP-системы для управления процессами расследования инцидентов в безопасности, которую можно использовать в качестве менеджера задач самых разных типов и инструмента совместной работы службы безопасности и специалистов ИТ-отдела,
- обновлённый модуль Screen Photo Detector на основе двух нейросетей для защиты от съёмки рабочего экрана с возможностью мгновенной блокировки учётной записи сотрудника,
- увеличение количества обрабатываемых данных о сотрудниках и их действиях,
- существенное обновление пользовательского интерфейса,
- интеграция DLP-агента для систем на базе Linux.
Эти и другие обновления, включая общее ускорение системы, добавление новых форматов отчётов и использование дополнительных технологий по защите от инсайдерской активности, выводят Zecurion DLP 11 из класса систем для защиты от утечек конфиденциальных данных, позволяя говорить о расширении области применения — защите от широкого спектра внутренних угроз в целом.
Использование централизованной консоли администрирования, повышение скорости работы интерфейса, переработка навигации, хорошая визуализация и доступность множества способов сортировки и фильтрации при работе с данными в системе делают её удобной для использования в компаниях любого размера. Модульная архитектура и широкие возможности по настройке системы позволят адаптировать Zecurion DLP под нужды конкретной организации.