Обзор платформы реагирования на инциденты R-Vision IRP 4.2

Обзор платформы реагирования на инциденты R-Vision IRP 4.2


Обзор платформы реагирования на инциденты R-Vision IRP 4.2

R-Vision Incident Response Platform – решение для автоматизации реагирования на инциденты информационной безопасности, разработанное российской компанией R-Vision. Платформа R-Vision IRP, как и любой SOAR-продукт, нацелена на то, чтобы стать единой точкой, в которой для работы аналитика SOC аккумулируются данные обо всех инцидентах ИБ и обеспечивается координация работы команды.

Сертификат AM Test Lab

Номер сертификата: 271

Дата выдачи: 19.11.2019

Срок действия: 19.11.2024

Реестр сертифицированных продуктов »

 

  1. Введение
  2. Интеграция с внешними системами в R-Vision IRP 4.2
    1. 2.1. Интеграция с SIEM
    2. 2.2. Интеграция со средствами защиты информации
    3. 2.3. Универсальная интеграция
  3. Управление инцидентами в R-Vision IRP 4.2
    1. 3.1. Карточка инцидента
    2. 3.2. Жизненный цикл инцидента
    3. 3.3. Работа со списком инцидентов
    4. 3.4. Возможности совместной работы
    5. 3.5. Управление задачами
  4. Автоматизация в R-Vision IRP 4.2
    1. 4.1. Коннекторы
    2. 4.2. Сценарии реагирования
    3. 4.3. Применение автоматизации
  5. Учет активов и управление уязвимостями в R-Vision IRP 4.2
    1. 5.1. Ресурсно-сервисная модель
    2. 5.2. Управление уязвимостями
  6. Отчетность и визуализация в R-Vision IRP 4.2
    1. 6.1. Графики и контрольные панели
    2. 6.2. Геокарта и карты сетей
    3. 6.3. Отчетность и экспорт
  7. Multi-Tenancy в R-Vision IRP 4.2
  8. Выводы

 

Введение

Инцидент безопасности, будь то фишинговое письмо, вирусное заражение или попытка взлома сайта, попадает к сотруднику служб ИБ, как правило, в виде первичной информации от средств защиты — совокупности событий. Далее работают три фактора. Во-первых, для того, чтобы расследовать инцидент, нужен контекст — та информация, которая позволит его правильно интерпретировать: имена учетных записей должны стать именами живых людей, «свои» IP-адреса — превратиться в серверы и рабочие станции, узлы, с которых производится предполагаемая атака, — обрасти данными о регистрации доменов, рейтингами на основе результатов киберразведки и т.п. Во-вторых, в отношении инцидента необходимо принять меры — как технические (завершить вредоносный процесс, заблокировать учетную запись пользователя, остановить трафик на сетевом экране, удалить вредоносное письмо), так и организационные (оповестить пользователя, подключить к расследованию узкого специалиста, выдать задачу в службы ИТ). Наконец, третий и основной фактор — время. Сколь угодно качественное расследование инцидента будет лишено смысла, если не отреагировать вовремя.

Системы класса SOAR, к которым относится и R-Vision IRP, нацелены на автоматизацию обработки инцидентов — как с точки зрения взаимодействия с внешними системами (принятие мер, обогащение), так и с позиций алгоритмизации процесса реагирования, когда создаются сценарии отклика на инциденты (англ. playbook). Высшая цель этого класса решений — сделать так, чтобы система в зависимости от типа инцидента шаг за шагом направляла пользователя по соответствующему алгоритму реагирования, оставляя за человеком определяющие решения и автоматизируя всю оставшуюся рутину.

Ранее мы публиковали обзор R-Vision IRP 3.1, где подробно описали процесс инсталляции и первичной настройки продукта, архитектуру, схему лицензирования и другие технические детали. Поскольку в новых выпусках никаких глобальных изменений с этой точки зрения не произошло, перейдем сразу к самому интересному — возможностям обработки инцидентов и реагирования; здесь производитель как раз хорошо и плодотворно поработал.

В последних релизах активно развиваются инструменты для командной работы и конструктора статусной модели инцидента, функциональность автоматизации реагирования. В частности, были добавлены следующие возможности:

  • конструктор запросов для взаимодействия с внешними системами,
  • графический редактор сценариев реагирования,
  • нелинейные циклы обработки инцидентов,
  • автоматическое распределение инцидентов между пользователями,
  • универсальная интеграция с базами данных,
  • конструктор графиков,
  • поддержка корпоративных инсталляций в режиме Multi-Tenancy.

 

Рисунок 1. Раздел «Инциденты» в системе R-Vision IRP

Раздел «Инциденты» в системе R-Vision IRP

 

Интеграция с внешними системами в R-Vision IRP 4.2

Инцидент в R-Vision IRP может быть создан не только вручную, но и автоматически, на основе данных, полученных из внешних систем. На практике, если зрелость процессов и объемы происшествий в организации позволяют принять решение о внедрении SOAR, то основным случаем использования становится, как правило, именно автоматизированное создание инцидентов.

Интеграция с SIEM

В оптимальном случае основным «поставщиком» инцидентов в SOAR являются SIEM-системы. Для разработок основных игроков рынка (ArcSight, QRadar, MP SIEM и ряда других) в R-Vision реализованы двусторонние интеграции, позволяющие как получить данные извне, так и синхронизировать статус инцидента между системой SIEM и SOAR.

 

Рисунок 2. Список вариантов интеграции для получения инцидентов из внешних систем

Список вариантов интеграции для получения инцидентов из внешних систем

 

По умолчанию R-Vision IRP предполагает обработку уже скоррелированных инцидентов с нормализованными полями. Однако работа с «сырыми» событиями также возможна — для интеграции с SIEM предусмотрена возможность запроса событий с их отображением непосредственно в интерфейсе R-Vision.

Интеграция со средствами защиты информации

В системе представлены варианты интеграции с решениями таких вендоров, как Kaspersky, InfoWatch, Symantec, Positive Technologies, «Код Безопасности», Tenable, McAfee и ряда иных. Некоторые из этих сценариев направлены на обогащение ресурсно-сервисной модели, другие — на импорт инцидентов.

Вполне ожидаемо, что система от R-Vision поддерживает работу и с недавно представленной на рынке собственной платформой киберразведки (R-Vision TIP).

Универсальная интеграция

Для получения данных из произвольных систем в R-Vision IRP заложено несколько универсальных механизмов. Это:

  • REST API, посредством которого в системе можно создавать и изменять инциденты;
  • почтовая интеграция, в рамках которой текст посылаемого в систему сообщения электронной почты интерпретируется как описание инцидента, в том числе с возможностью распознавания значений полей по тегам;
  • появившаяся в версии 4.2 интеграция с базами данных, позволяющая извлекать информацию о происшествиях с настройкой соответствия между полями БД и полями карточки инцидента (т.н. «маппинг»).

 

Рисунок 3. Настройка интеграции с внешней базой данных

 Настройка интеграции с внешней базой данных

 

Для «раскладывания» данных, поступающих извне, по полям карточки инцидента используются регулярные выражения, которые могут быть заданы для каждого поля в системе.

 

Управление инцидентами в R-Vision IRP 4.2

Учет инцидентов — базовая функциональность для систем класса SOAR. Данные о происшествии надо структурировать для удобного вывода и поиска; кроме того, нужно дать команде реагирования возможность совместной работы над инцидентом. Посмотрим, что предлагает в этом отношении продукт от R-Vision.

Карточка инцидента

Инциденты в системе R-Vision IRP классифицируются по категориям и типам. При этом перечень категорий и входящих в них типов является полностью настраиваемым. Например, можно создать категорию инцидента «Вредоносное программное обеспечение» и включить в нее типы «Попытка доставки» и «Заражение».

 

Рисунок 4. Настройка категорий и типов инцидентов

Настройка категорий и типов инцидентов 

 

Карточка инцидента в системе R-Vision IRP представляет собой набор полей, который настраивается также в привязке к категории и типу. Поддерживаются следующие типы полей:

  • текстовые;
  • числовые (включая денежные);
  • список с привязанным справочником;
  • дата / время;
  • флажок («чекбокс»);
  • выбор пользователя.

 

Рисунок 5. Создание нового поля в системе

Создание нового поля в системе 

 

Для примера, показанного выше, мы можем:

  • создать текстовое поле «Классификация ВПО» и привязать его к категории «Вредоносное программное обеспечение»;
  • создать поле «Способ доставки» с привязанным к нему справочником для типа «Попытка доставки»;
  • включить в тип «Заражение» поле «Способ выявления».

 

Рисунок 6. Настройка состава полей для типа

Настройка состава полей для типа 

 

Приведенный пример, разумеется, является вырожденным, но он демонстрирует конструктор карточки инцидента в действии.

Помимо набора полей к инциденту привязаны:

  • «свидетельства» (файлы);
  • «активы» (оборудование, пользователи и другие сущности из ресурсно-сервисной модели);
  • «действия» (механизм реагирования, запуск которого инициирован для инцидента либо вручную, либо в рамках автоматического сценария).

 

Рисунок 7. Примеры разделов карточки инцидента

Примеры разделов карточки инцидента 

Жизненный цикл инцидента

Одним из нововведений, представленных в версии 4.2, стал нелинейный цикл обработки инцидента. Цикл обработки представляет собой совокупность статусов, которые может принимать происшествие, и правил перехода между этими статусами. Для разных категорий инцидентов могут быть назначены разные циклы обработки.

Продолжая развивать наш пример (см. выше), к категории «Вредоносное программное обеспечение» можно привязать цикл обработки, как показано на рисунке 8.

 

Рисунок 8. Пример схемы нелинейного цикла обработки инцидента

Пример схемы нелинейного цикла обработки инцидента 

 

В этом примере можно разрешить закрывать инцидент, например, только группе пользователей «Старшие аналитики». Настройка такого ограничения будет выглядеть в системе следующим образом (рис. 9).

 

Рисунок 9. Настройка переходов по рабочему процессу (workflow) инцидента

Настройка переходов по рабочему процессу (workflow) инцидента 

Работа со списком инцидентов

Основной рабочий экран системы SOAR — список текущих инцидентов. В системе от R-Vision он представляет собой таблицу, в колонках которой выводится содержимое соответствующих полей.

 

Рисунок 10. Список инцидентов

Список инцидентов 

 

Несмотря на несколько перегруженный вид таблицы, ее можно настроить под собственные нужды — состав и порядок колонок может быть легко переопределен пользователем.

 

Рисунок 11. Настройка списка инцидентов

Настройка списка инцидентов 

 

По поводу фильтрации инцидентов следует заметить, что найти ее в интерфейсе трудно: опция спрятана в настройки колонок (впрочем, разработчики обещают исправить эту ситуацию в ближайших релизах). Функционально, тем не менее, она позволяет задать произвольный фильтр, который может быть закреплен в интерфейсе как отдельная вкладка, и это — довольно удобно.

 

Рисунок 12. Настройка фильтра

Настройка фильтра 

 

Так, например, применив фильтр по статусу инцидента, мы можем создать отдельные вкладки для вывода необработанных инцидентов (статус «Создан») и инцидентов в работе (все остальные статусы, кроме «Закрыт»).

 

Рисунок 13. Вкладка из сохраненного фильтра

Вкладка из сохраненного фильтра 

 

Интересной опцией является возможность тиражирования интерфейса: после настройки для одного пользователя (выводимые поля инцидентов, фильтр по полям, вкладки) можно распространить его и на других операторов системы, назначив интерфейсом по умолчанию для той или иной группы.

 

Рисунок 14. Распространение настроек интерфейса

Распространение настроек интерфейса 

 

Карточка инцидента выводится в системе в двух вариантах — в виде боковой панели и в качестве отдельной вкладки с выводом данных во всю ширину окна браузера. Таким образом, возможны и быстрый просмотр инцидентов при переходе между записями в таблице, и работа с выбранным инцидентом с максимальной концентрацией на его содержимом. Недочетом можно назвать различие в поведении системы при работе с «маленькой» и «большой» карточкой инцидента: в первом случае изменения, вносимые в инцидент, сохраняются «на лету», во втором — только по нажатию кнопки «Сохранить».

 

Рисунок 15. Боковая панель инцидента

Боковая панель инцидента 

 

Рисунок 16. Полная карточка инцидента в новой вкладке

Полная карточка инцидента в новой вкладке 

 

Помимо собственно полей с данными в карточке инцидента доступны другие разделы (прикрепленные файлы, чат по инциденту, связанные активы и др.), функциональность которых рассмотрена в этом обзоре отдельно.

Возможности совместной работы

Для обеспечения возможности командной работы с потоком инцидентов система предлагает внушительный набор функций. Помимо назначения на инцидент ответственного лица, R-Vision предлагает формировать рабочую группу по инциденту, привлекая к разбирательству необходимых специалистов.

 

Рисунок 17. Управление рабочей группой по инциденту

Управление рабочей группой по инциденту 

 

И назначение ответственного лица, и включение участников в рабочую группу можно производить как вручную, так и в рамках автоматических действий в зависимости от заданных критериев. Например, к разбирательствам по инцидентам, которые происходят на узлах из группы «Рабочие станции», можно автоматически подключить администраторов инфраструктуры Microsoft.

 

Рисунок 18. Автоназначение рабочей группы в зависимости от критериев

Автоназначение рабочей группы в зависимости от критериев 

 

Еще одна очень интересная опция спрятана в автоматическом действии «Назначение». Начиная с версии 4.2, ответственного за инцидент можно назначить из заданной группы. При этом внутри такой группы события будут динамически распределяться исходя из загрузки ее участников: новый инцидент будет назначен тому пользователю, которому в текущий момент вменено меньше всего происшествий. Распределять инциденты таким способом можно как между всеми участниками группы, так и только между теми, кто находится в статусе «онлайн».

 

Рисунок 19. Настройка динамического распределения инцидентов

Настройка динамического распределения инцидентов 

 

Таким, возможно, не совсем очевидным образом в системе реализован механизм распределения нагрузки, который крайне полезен при организации работы SOC в несколько линий, да и в целом при работе команды.

Еще один инструмент взаимодействия — чат по инцидентам. Среди разделов карточки инцидента он скрывается под названием «Комментарии». Начиная с версии 4.2, в чате стала возможной отправка сообщений с упоминаниями пользователей; также был переработан интерфейс, который в итоге стал больше напоминать то, что мы привыкли видеть в мессенджерах.

 

Рисунок 20. Чат по инциденту

Чат по инциденту 

Управление задачами

Последний функциональный пласт, сопряженный с процессом управления инцидентами, который нам хотелось бы осветить, — это «Задачи». Он аналогичен тому, что в базовом виде предоставляют автономные диспетчеры: дает возможность вести список задач и распределять их между сотрудниками.

 

Рисунок 21. Раздел «Задачи»

Раздел «Задачи» 

 

При этом задачи могут формироваться как вручную, так и (что действительно важно) автоматически из других функциональных блоков системы. Например, при обнаружении вредоносного программного обеспечения можно автоматически поставить задачу по ретроспективному поиску выявленных для него индикаторов компрометации.

 

Рисунок 22. Создание задачи из инцидента

Создание задачи из инцидента 

 

Для задач, созданных из инцидента, возможно управление их статусами непосредственно из диаграммы действий по инциденту.

 

Рисунок 23. Управление задачей из плейбука по инциденту

Управление задачей из плейбука по инциденту 

 

Работа с задачами может оказаться довольно полезной для сложных систем и больших организаций, потому как позволяет полноценно упорядочить работу исполнителей.

Поддерживаются экспорт задач и их синхронизация с системой HP SM.

 

Автоматизация в R-Vision IRP 4.2

Одна из ключевых задач систем класса SOAR — автоматизация тех рутинных процессов, которые сопряжены с обработкой инцидента, будь то обогащение в процессе расследования или принятие мер, инициируемое по его результатам. Посмотрим поближе на ту функциональность, которую продукт R-Vision предлагает в этой части.

Коннекторы

Основная «боевая единица», обеспечивающая решение задач по взаимодействию SOAR с внешними системами, в случае R-Vision называется коннектором. Коннектор — это заранее настроенный скрипт, запуск которого может быть инициирован в процессе обработки происшествий как вручную, так и автоматически в рамках сценария реагирования. Например, коннекторы могут использоваться для:

  • обогащения инцидента информацией из внутренних (CMDB, AD и т.п.) и внешних (TI, RIPE и т.п.) систем;
  • выполнения действий по ликвидации инцидента на оконечных узлах (блокировка пользователя, завершение процесса, удаление файла и др.);
  • принятия мер на сетевом оборудовании (добавление правила по запрещению прохождения трафика, блокировка устройства на порту коммутатора и т.п.).

 

Рисунок 24. Раздел настроек, посвященный настройке коннекторов

Раздел настроек, посвященный настройке коннекторов 

 

Поддерживается создание коннекторов для CMD, PowerShell, REST, SOAP, LDAP, SNMP, SSH (с полезной нагрузкой на Shell, Java, JS, Python), СУБД (Oracle, MS SQL, PostgreSQL, MySQL). Если говорить об их функциональном наполнении, то оно ограничено лишь фантазией пользователя.

Запускаемый в рамках реагирования коннектор может работать с карточкой инцидента — отправлять вовне содержимое заданных полей или записывать результат в указанное поле. Например, коннектор для получения вердикта VirusTotal по хешу из карточки будет выглядеть так (рис. 25):

 

Рисунок 25. Пример коннектора для обогащения из сервиса VirusTotal

Пример коннектора для обогащения из сервиса VirusTotal 

 

Для постобработки данных, возвращаемых коннектором, может быть применено регулярное выражение. В случае коннекторов к командным оболочкам (SSH, CMD) эта функциональность, возможно, является не самой актуальной — удобнее обработать информацию собственным скриптом, — но при получении сведений по HTTP (REST) или из баз данных это может пригодиться.

Сценарии реагирования

Если коннекторы представляют собой автоматизацию атомарных действий, то функция сценариев нацелена на то, чтобы выстроить алгоритм реагирования на инцидент, на каждом шаге которого выполняется то или иное действие — как из числа созданных в системе коннекторов, так и из набора стандартных операций. К последним относятся:

  • уведомление по электронной почте с возможностью сформировать текст с подстановкой данных из полей инцидента;
  • запрос информации через электронную почту (ответ на письмо-запрос будет прикреплен к инциденту);
  • назначение пользователей, участвующих в обработке инцидента;
  • модификация данных инцидента;
  • постановка задачи пользователю;
  • сканирование оборудования, связанного с инцидентом;
  • запрос событий в SIEM (для ArcSight, QRadar);
  • создание инцидента в HP SM.

Сценарий реагирования (или плейбук, если пользоваться сложившейся на рынке терминологией) позволяет выстроить процесс реагирования с использованием базовых шаблонов программирования, но без написания кода. Пользователь работает с графическим редактором.

 

Рисунок 26. Пример сценария для назначения ответственного лица и рабочей группы

Пример сценария для назначения ответственного лица и рабочей группы 

 

Сценарий может представлять собой линейную последовательность действий или «ветвиться». В сравнении с версией 3.1, обзор которой ранее публиковался на Anti-Malware.ru, работа с графическим редактором стала комфортнее — добавление действий и изменение их последовательности производятся за счет манипуляций со стрелками, которые вытягиваются из блоков, как показано на рисунке.

 

Рисунок 27. Пример сценария обогащения индикаторов в процессе редактирования

Пример сценария обогащения индикаторов в процессе редактирования 

 

Ветки сценария могут выполняться параллельно либо запускаться в зависимости от заданного условия. Визуальный конструктор для условного оператора носит имя «Решение» и похож на используемую в программировании конструкцию «case». Присутствует возможность принять упомянутое решение автоматически (в зависимости от значений полей карточки инцидента или связанных активов) либо доверить его оператору системы.

 

Рисунок 28. Пример сценария с ручным принятием решения

Пример сценария с ручным принятием решения 

 

Коннекторы в сценарии могут быть запущены как единожды, так и циклично. В качестве критерия останова может выступать заданное число итераций цикла или условие, настроенное на значение какого-либо из полей карточки инцидента.

Применение автоматизации

Вся описанная выше автоматика может запускаться и вручную, и самостоятельно. В последнем случае настраиваются критерии запуска, роль которых могут играть значения полей и признаки связи заданного оборудования с инцидентом. Есть возможность сочетать критерии при помощи логических операторов. Например, для запуска одного из сценариев реагирования, приведенных в предыдущем разделе, назначены два условия: должны сработать первый и второй критерии одновременно или только третий (рис. 29).

 

Рисунок 29. Пример настройки критериев запуска сценария реагирования

Пример настройки критериев запуска сценария реагирования 

 

Автоматические действия, выполняемые для инцидента, отображаются в виде графической диаграммы, с которой в случае «ручных» переходов между операциями взаимодействует пользователь. Различными цветами на диаграмме отображаются  завершившиеся, выполняемые и ожидающие своей очереди действия.

 

Рисунок 30. Отображение автоматики в процессе выполнения

Отображение автоматики в процессе выполнения 

 

Таким образом, средства автоматизации, предлагаемые в системе, располагают достойным инструментарием для «программирования без кода». В системе возможно создание собственных коннекторов с использованием хорошего набора протоколов, которым можно охватить большинство практических задач; сценарии реагирования обладают гибкостью, достаточной для построения сложных последовательностей действий.

Если вспомнить версию 3.1, которая ранее тестировалась нами, то чувствуется, что новый продукт был «обточен» практикой: появилось много нововведений, нацеленных на то, чтобы сделать средства автоматизации внутри системы функционально полными (произвольные ветвления, сочетания критериев и т.д.). Как недостаток можно отметить не очень интуитивную процедуру настройки автоматики, что, по словам вендора, можно компенсировать обучением.

 

Учет активов и управление уязвимостями в R-Vision IRP 4.2

Существенным отличием платформы R-Vision от собратьев по классу SOAR является наличие функциональности по инвентаризации и учету активов, а также контролю уязвимостей.

Ресурсно-сервисная модель

CMDB в системе представлена в разделе «Активы». R-Vision предлагает сформировать ресурсно-сервисную модель и поддерживать ее актуальность за счет инвентаризации с использованием собственного сканера сетевых хостов и модуля безагентского сбора информации с оконечных узлов, а также путем импорта информации о хостах из множества внешних систем.

R-Vision IRP поддерживает сложные иерархии объектов с поддержкой таких сущностей, как «Организация», «Подразделение», «Бизнес-процесс», «Группа ИТ-активов», «Сеть», «Оборудование» и «Персонал». Объекты CMDB можно связать также с характером обрабатываемой информации или помещением.

Важное преимущество наличия в SOAR элементов CMDB заключается в том, что атрибуты информационных активов (например, степень важности, принадлежность к какой-либо системе или бизнес-процессу, контакты ответственного лица) доступны пользователю системы непосредственно после привязки оборудования к инциденту. В результате аналитик имеет дело не с «голыми» IP-адресами, а с узлами сети, у которых есть название, ответственный сотрудник, гриф обрабатываемой информации и иные атрибуты.

 

Рисунок 31. Раздел «Активы»

Раздел «Активы» 

 

Второй нюанс, на который хотелось бы обратить внимание, — возможность работы с конфигурацией узлов. Для каждого хоста при настройке инвентаризации и соответствующей интеграции с внешними системами доступна следующая информация:

  • сведения о операционной системе;
  • статус антивирусного программного обеспечения;
  • статус автоматического обновления;
  • статус USB-портов;
  • статус межсетевого экрана;
  • информация о программном обеспечении, установленном на хосте;
  • технические характеристики хоста (мощности и использование процессора, ОЗУ, накопителей);
  • информация о составе пользователей рабочей станции и времени последнего входа.

Таким образом, раздел «Активы» системы от R-Vision предоставляет (безотносительно к функциональности по обработке инцидентов) весьма богатые возможности, позволяющие выявлять и исправлять нежелательные конфигурации на оконечных узлах, вести статистику и проводить оперативную аналитическую работу. 

 

Рисунок 32. Характеристики хоста, полученные из скриптов инвентаризации

Характеристики хоста, полученные из скриптов инвентаризации 

 

В дополнение к автоматически собираемой информации присутствует и возможность запуска скриптов для сбора расширенных сведений. Например, при помощи поставляемых с системой скриптов можно получить список автозагрузки на Windows-хосте или информацию о запущенных процессах. Всего в комплект поставки входит несколько десятков скриптов.

 

Рисунок 33. Скрипты автоматизации в карточке оборудования

Скрипты автоматизации в карточке оборудования 

 

Помимо собственных модулей инвентаризации, источником сведений для управления активами является интеграция с внешними системами, среди которых:

  • CMDB-системы (Naumen, Micro Focus);
  • средства защиты информации (Kaspersky, Symantec, InfoWatch, SecretNet);
  • системы мониторинга и управления ИТ-инфраструктурой (Microsoft System Server Configuration Manager, Active Directory, Zabbix);
  • другие, порой довольно специфичные системы (например, Atlassian Jira).

Для  систем, не поддерживаемых напрямую, предусмотрена универсальная интеграция с базами данных.

Сведения, полученные из внешних источников, соотносятся друг с другом при помощи алгоритма слияния, цель которого — исключить создание дублей. На уровне настроек можно также определить, какие внешние системы будут являться первоисточниками информации о тех или иных объектах (опция «не создавать новые узлы») и какими сведениями следует обогащать данные об оборудовании (блок настроек «Импорт дополнительных данных)».

Управление уязвимостями

Функциональность по управлению уязвимостями, с одной стороны, неотделима от встроенной CMDB, а с другой — представляет собой автоматизацию совершенно самостоятельного процесса.

Система R-Vision производит сбор данных от сканеров уязвимостей, в числе которых — MaxPatrol, XSpider, Nessus, Nexpose, Qualys, RedCheck. Также информацию об уязвимостях можно получить из интеграции с «Антивирусом Касперского». Дополнительным источником для обогащения сведений об уязвимости служит сервис Vulners.

Работа пользователя с аккумулированной таким образом информацией возможна несколькими способами.

  1. Исходя из общего списка уязвимостей, где для каждой бреши доступен список оборудования, на котором она зафиксирована.

 

Рисунок 34. Раздел «Уязвимости»

Раздел «Уязвимости» 

 

  1. Исходя из списка оборудования, где для каждой единицы доступен список обнаруженных уязвимостей.

 

Рисунок 35. Перечень уязвимостей в карточке оборудования

Перечень уязвимостей в карточке оборудования 

 

  1. Исходя из списка бюллетеней безопасности Windows, где для каждого обновления от корпорации «Майкрософт» доступен список узлов, уязвимости которых будут закрыты при его установке.

 

Рисунок 36. Перечень бюллетеней обновлений

Перечень бюллетеней обновлений 

 

Применительно к уязвимости, зафиксированной на том или ином хосте, возможны следующие действия:

  • отметить уязвимость как ложное срабатывание;
  • назначить ответственного сотрудника и сроки устранения бреши;
  • создать инцидент из уязвимости.

Таким образом, функции по управлению уязвимостями позволяют собрать воедино информацию об изъянах в программах и конфигурациях, предлагают различные варианты сортировок и отображения, облегчающие выбор первоочередных задач для реагирования в условиях ограниченности ресурсов, и обеспечивают назначение и контроль задач по устранению уязвимостей. Благодаря фильтрам и сортировкам можно выделить, к примеру, хосты с наибольшим числом критических брешей, особо опасные уязвимости, присутствующие на наибольшем количестве хостов, и патчи «Майкрософт», установка которых устранит критические ошибки безопасности на наибольшем количестве хостов.

 

Отчетность и визуализация в R-Vision IRP 4.2

Как и любая система класса SOAR, R-Vision IRP предлагает пользователю возможность генерировать различного рода отчеты и выводить статистическую информацию в виде графиков на контрольную панель («дашборд»). Рассмотрим эту функциональность немного подробнее.

Графики и контрольные панели

Раздел с дашбордами в системе доступен по щелчку на логотипе вендора. Возможно создание множества панелей, навигация по которым производится путем переключения вкладок.

 

Рисунок 37. Графики на дашборде

Графики на дашборде 

 

Процесс работы с графиками аналогичен тому, к которому привык любой пользователь популярных офисных пакетов. Первый путь добавления графика — выбор среди шаблонов, которые поставляются с системой и могут быть созданы оператором дополнительно.

 

Рисунок 38. Мастер создания графика из шаблона

Мастер создания графика из шаблона 

 

Второй путь — создать график самостоятельно с использованием конструктора. В этом случае схема стандартна: выбираются тип графика, отображаемая величина, критерии группировки и т.д. Поддерживаются все основные виды визуализации — линейная, круговая, диаграмма с областями, вертикальная и горизонтальная гистограммы.

 

Рисунок 39. Конструктор пользовательских графиков

Конструктор пользовательских графиков 

Геокарта и карты сетей

Отдельного упоминания заслуживает отображение статистики по инцидентам и активам на карте. Придумать что-то новое в этой нише сложно, но реализация от R-Vision выглядит действительно неплохо — в темных цветах, с автоматическим масштабированием и плавной анимацией.

 

Рисунок 40. Геокарта

Геокарта 

 

Интересная особенность заключается в том, что карты в системе являются не только «красивой картинкой», но и вполне самостоятельным инструментом аналитики. Маркеры на карте отображают не только количество инцидентов, но и их распределение по уровню опасности. По щелчку на маркере непосредственно на карте появляются дополнительные окна с подробной информацией и ссылками для перехода в соответствующие разделы системы.

 

Рисунок 41. Геокарта с расширенной информацией

Геокарта с расширенной информацией 

 

Помимо информации об инцидентах на карту можно вывести статистику по активам и уязвимостям.

В разделе «Карты и схемы» также представлена функциональность по выводу карт сетей и помещений. В этом случае карта строится автоматически на основании данных ресурсно-сервисной модели, описанной в разделе выше.

 

Рисунок 42. Карта сети с выводом информации о выбранном устройстве

Карта сети с выводом информации о выбранном устройстве 

Отчетность и экспорт

С системой поставляется более 20 шаблонов отчетов с возможностью их частичной модификации (без изменения структуры). В будущих выпусках разработчик обещает реализовать конструктор отчетов, но деталями с широкой общественностью не делится.

 

Рисунок 43. Раздел «Отчеты» и список шаблонов отчетов

Раздел «Отчеты» и список шаблонов отчетов 

 

Для заказчиков из банковского сектора будет любопытным то обстоятельство, что  система поддерживает заполнение и отправку через API карточек инцидентов в формате ФинЦЕРТ, а также генерацию отчета 0403203.

 

Рисунок 44. Форма инцидента для передачи в АСОИ ФинЦЕРТ

Форма инцидента для передачи в АСОИ ФинЦЕРТ 

 

Экспорт и импорт списка инцидентов возможны в формате Excel.

Multi-Tenancy в R-Vision IRP 4.2

R-Vision IRP поддерживает режим Multi-Tenancy — возможность изолированной работы нескольких организаций в одном экземпляре системы. Эта опция востребована MSSP-провайдерами и группами компаний с централизованными процессами ИБ.

Каждая организация в режиме МТ работает только со своими инцидентами, при этом сотрудникам сервис-провайдера может быть назначен доступ как ко всем организациям в инсталляции, так и к только заданным явно.

 

Рисунок 45. Добавление пользователя с доступом к нескольким организациям

Добавление пользователя с доступом к нескольким организациям 

 

Режим Multi-Tenancy лицензируется отдельно и включается автоматически при добавлении двух и более организаций в систему.

С точки зрения взаимодействия пользователя с системой (user experience) включение режима не привносит существенных изменений в интерфейс: объекты системы, которые используются раздельно, получают дополнительный атрибут «Организация», управлять которым можно только при наличии соответствующих прав.

 

Выводы

Система R-Vision IRP — интересный продукт на рынке автоматизации реагирования на инциденты ИБ. Поддерживая функциональность, которой обладают ключевые представители класса SOAR, система, возможно, и обладает некоторыми интерфейсными шероховатостями, но при этом предоставляет эксклюзивные инструменты, позволяющие выстроить ресурсно-сервисную модель и работать с автоматически обогащенной информацией о сетевых устройствах.

Интеграционные возможности системы позволяют «вписать» ее в большое количество инфраструктур безопасности за счет хорошего покрытия рынка готовыми вариантами интеграции и возможностью использовать универсальные способы взаимодействия со сторонними решениями. Хорошо поддержаны как специфичные для российского рынка вендоры, так и основные игроки мирового рынка.

В сравнении с версией 3.1 средства автоматизации, представленные в системе, существенно выросли в функциональной полноте. Придумать сценарии, при которых они не позволяли бы реализовать какой-то практический процесс, весьма сложно. На фоне зарубежных конкурентов не хватает, пожалуй, магазина готовых «коннекторов», хотя производитель уверен, что это нивелируется привносимой им экспертизой на этапе внедрения системы.

Разработчикам, безусловно, есть над чем поработать, но в целом система оставляет приятное впечатление. Хорошей тенденцией для рынка становится то, что отечественная компания не предлагает надстройку над «джентльменским набором» программ с открытым кодом, а делает полноценный продукт, качественно покрывающий потребности современного SOC.

Преимущества:

  • широкий набор вариантов интеграции, в том числе с основными игроками отечественного рынка;
  • конструктор жизненного цикла инцидента, позволяющий выстроить процесс реагирования согласно собственным потребностям эксплуатанта;
  • функционально полный набор средств автоматизации, дающий возможность взаимодействовать в рамках процесса реагирования с фактически произвольными внешними системами и выстраивать сложные ветвления плейбуков;
  • поддержка экспорта инцидентов для выполнения требований отечественных регуляторов;
  • встроенный функционал управления активами и уязвимостями.

Недостатки:

  • сложность первоначальной настройки системы;
  • нагруженность интерфейса;
  • отсутствие «магазина» готовых коннекторов.

Реестр сертифицированных продуктов »

Записаться на демонстрацию

Нажимая "Запросить", вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и обработки персональных данных нашей компании

Запросить пробную версию

Нажимая "Получить", вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и обработки персональных данных нашей компании

Запросить цены

Нажимая "Отправить", вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и обработки персональных данных нашей компании

Задать вопрос

Нажимая "Задать", вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и обработки персональных данных нашей компании

Выбор редакции: 
AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.
Лаборатория AM Test Lab готова провести независимую экспертизу и добровольную сертификацию любого продукта или сервиса по информационной безопасности и подготовить его профессиональный обзор. Для получения дополнительной информации необходимо оформить запрос.