Разъяснения к Федеральному закону о внесении изменений в ФЗ “О персональных данных” (№ 266 от 14.07.2022)

Разъяснения к Федеральному закону о внесении изменений в ФЗ “О персональных данных” (№ 266 от 14.07.2022)

Разъяснения к Федеральному закону о внесении изменений в ФЗ “О персональных данных” (№ 266 от 14.07.2022)

Федеральный закон № 266-ФЗ от 14 июля 2022 вносит множество изменений в основной закон о работе с персональными данными № 152-ФЗ. Изменения касаются всех участников процесса — от операторов и сторонних обработчиков персональных данных (ПДн) до регуляторов и органов государственной власти.

Закон № 266-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (далее № 266-ФЗ) получился достаточно объёмным — 46 страниц. При этом одни нововведения радикально меняют правила игры для компаний, другая часть имеет второстепенный характер и не потребует существенных изменений в процессах, третья — так или иначе уже вошла в практику, но была зафиксирована «в бумаге». В этой статье мы проанализируем пункты, которые абсолютно точно должны учитывать компании в своей деятельности. Их не очень много, но общую картину подходов к защите персональных данных они поменяли достаточно заметно.

1. Необходимо детализировать перечень персональных данных

Одно из первых изменений в законе касается состава персональных данных, которые оператор получает от субъекта и передаёт на обработку третьим лицам. Если раньше закон требовал указывать только действия, которые будут совершаться с данными, и цели обработки, то теперь нужно чётко прописывать перечень данных.

Это касается и поручений на обработку ПДн, которые оператор даёт третьим лицам, и прямого взаимодействия с субъектом данных — ему теперь нужно сообщить состав обрабатываемых персональных данных, если они получены не от самого субъекта.

Это достаточно логичное нововведение — субъект должен быть в курсе, с какими именно его данными проводятся операции. В рамках нашей проектной практики мы всегда рекомендовали заказчикам указывать такой перечень, теперь это нужно делать в обязательном порядке.

2. Роскомнадзор должен знать обо всех случаях обработки ПДн

Это коснётся практически всех — меняется логика уведомлений Роскомнадзора, которые раньше во многих случаях можно было не отправлять. Самые частые кейсы — при обработке данных сотрудников и при заключении с субъектом договора, который не предусматривает распространение и передачу персональных данных третьим лицам. Кроме того, предусматривались случаи, когда ПДн включали в себя только ФИО субъекта или оператор собирал данные для организации однократного пропуска на территорию оператора и др.

Всё это теперь исключается из закона. Новая редакция оставляет всего два сценария, когда обрабатывать данные можно без ведома Роскомнадзора:

  1. Работа государственных информационных систем по охране безопасности и общественного порядка.
  2. Обработка ПДн без каких-либо средств автоматизации.

Эти ситуации такие редкие, что их можно опустить. Абсолютному большинству компаний следует подготовить новые уведомления.

3. Логика документации исходит от целей обработки

Это очень важное нововведение, которое потребует значительных изменений у многих организаций. Теперь, когда оператор разрабатывает документы, определяющие его политику в отношении обработки персональных данных, например, локальные акты или организационно-распорядительную документацию, то для каждой цели обработки следует перечислять целый набор сведений — от перечня ПДн и сроков их обработки до порядка их уничтожения. Полный список сведений достаточно обширный и приведён в пункте 10 № 266-ФЗ.

Мы же можем только порадоваться за своих заказчиков, поскольку iTPROTECT уже 5 лет разрабатывает документы именно по таким «лекалам». Другим компаниям следует внимательно пересмотреть свою документацию и удостовериться, что она расписана в соответствии с целями обработки ПДн. Наша практика показывает, что в большинстве случаев документация формируется в связи с субъектами или же всё отдельно — субъекты, цели, действия. Теперь Роскомнадзор, инициатор изменений, явно указал, какой подход является предпочтительным и верным.

Кстати, это касается и уведомлений из предыдущего пункта. Они теперь тоже зависят от целей — категории персональных данных и субъектов, правовые основания обработки, перечень действий с ПДн в документ включать не нужно. Здесь тоже есть много деталей, которые можно почитать в пункте 14 (б) № 266-ФЗ.

4. Последствия нарушений и борьба с утечками

Новый закон устанавливает порядок оценки негативных последствий, которые могут наступить для субъектов ПДн из-за нарушений № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006. Раньше единого взгляда на такую оценку не было, операторы с интеграторами разрабатывали собственные методы. Теперь в законе прописано, что проводить её нужно по требованиям Роскомнадзора. Конкретные требования пока не анонсированы — будем следить за новостями от регулятора.

В пункте 11 мы видим воплощение в реальность давних ожиданий всего рынка. Теперь оператор персональных данных обязан обеспечивать взаимодействие с государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА). При этом необязательно интегрироваться технически — как нам сообщает регламент самой ГосСОПКА, сообщить об инциденте можно и по телефону, и по почте. Порядок передачи информации в дальнейшем определят совместно федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные органы безопасности. Возможность введения штрафов пока только обсуждается, но в любом случае всем операторам ПДн лучше обновить свои инструкции для ответственных за обработку персональных данных лиц. Что считать инцидентом, а что нет, — этот вопрос пока открыт, так как здесь ситуация может сильно отличаться от одной компании к другой.

Также, наконец, произошло то, о чём много говорили в последние месяцы: необходимо сообщать Роскомнадзору обо всех утечках в течение 24 часов. А в течение 72 часов оператор персональных данных обязан уведомить о результатах внутреннего расследования по инциденту и виновниках утечки, если таковые есть. Последствия пока не обозначены, но почти наверняка будут определены позднее.

Также стоит отметить, что перед регулятором нужно отчитываться об устранении фактов противоправной обработки ПДн. Этот момент тоже необходимо отразить в инструкциях.

5. Ужесточается трансграничная обработка ПДн

Седьмой пункт № 266-ФЗ кардинально меняет вопрос регулирования передачи персональных данных за границу, и эти обновления нужно внимательно изучить всем компаниям, которые в своих процессах сталкиваются с такими задачами. Здесь много важных деталей. Например, что оператор может / не может / должен делать до начала обработки ПДн или как Роскомнадзор решает, куда можно / нельзя передавать данные.

Например, добавляется обязанность оператора запрашивать у иностранных обработчиков персданных сведения об их защите. Также нужно отдельно уведомлять Роскомнадзор о трансграничной обработке ПДн. Это самостоятельный документ, выступает в качестве дополнения к стандартному оповещению о самом факте обработки, в нём необходимо прописывать даты обработки персданных и оценку условий по сохранению конфиденциальности данных за рубежом. Форму документа, обязанности ответственного, например, по подготовке и отправке его регулятору и другие, связанные с трансграничной передачей данных, тоже нужно прописывать в организационных документах.

Здесь же отмечу, что в законе появляется новая шестая статья: если оператор поручает обработку иностранным физическим и юридическим лицам, эти третьи лица тоже несут ответственность перед субъектом. Какие последствия эта ответственность понесёт для иностранных юрлиц, пока непонятно, ведь федеральный закон не является трансграничным и не распространяется на другие страны. Но тем не менее, такая норма теперь есть.

6. Взаимодействие со сторонними обработчиками ПДн

Детализированы меры, которые оператор может принимать в отношении третьих лиц, которым он передаёт персональные данные — появляется утверждённая законом возможность убедиться, что данные остаются в безопасности при обработке. Теперь такие организации обязаны в течение периода работы с ПДн по запросу оператора «предоставлять документы и иную информацию» для подтверждения того, что меры по защите действительно были приняты. Это касается и иностранных лиц из предыдущего пункта.

В прежней редакции № 152-ФЗ «О персональных данных» устанавливалась следующая цепочка ответственности: оператор отвечает за безопасность данных перед субъектом, а сторонние обработчики — перед оператором. Теперь же сказано, что сторонний разработчик обязан обеспечивать безопасность ПДн при обработке, и что он должен уведомлять оператора о случаях неправомерной обработки данных.

Основной вывод для компаний — ранее составленные поручения на обработку персданных нужно скорректировать.

7. Срок ответа субъектам ПДн становится меньше

Пункт 8 устанавливает, насколько быстро нужно ответить субъекту ПДн на запрос по поводу «уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения». Теперь отреагировать на них необходимо в течение 10 рабочих дней (до этого статья 20 № 152-ФЗ позволяла готовить ответ в течение 30 дней). При этом уточняется, что обозначенный срок можно продлить, направив «мотивированное уведомление с указанием причины». Ещё одно небольшое нововведение заключается в том, что субъект теперь может, помимо прочего, запрашивать информацию о способах исполнения оператором своих обязанностей.

В своей проектной практике мы всегда готовим для заказчиков отдельный регламент работы с субъектами персональных данных, в котором прописывается порядок ответов на запросы и предоставления такой информации. Соответственно, при наличии подобных регламентов в организации — необходима их корректировка.

8. Изменение работы с биометрическими данными 

Пункт под номером 6 дополняет статью 11 № 152-ФЗ, которая касается биометрических данных. Теперь оператор не вправе отказывать в обслуживании субъекту, если тот отказывается предоставлять свою биометрию.

На это нововведение стоит обратить особое внимание банкам, которые используют в своих приложениях вход по отпечатку пальца или FaceID. Если клиент не желает это использовать, отказать в услугах нельзя.

К тому же нередко биометрические данные собираются для контроля доступа, например, на территорию предприятия — теперь заставлять сотрудников сдавать свои отпечатки пальцев или создавать 3D-модель лица официально нельзя. На практике этот момент можно с легкостью обойти, поэтому данный пункт можно отнести к не самым существенным. Однако на уровне согласия на обработку персданных лучше прописывать необязательность сдачи биометрических данных. Если в вашей организации этот момент уже учтён, то и документы менять не придётся.

Когда мы начнём жить по-новому

Изменения вступают в силу не сразу и не одновременно. Изменения в регулировании трансграничной передачи ПДн, сроках подтверждения факта удаления ПДн, введение новых механизмов уведомлений, оценки последствий по методике Роскомнадзора начнут действовать с 1 марта 2023 года. Другие нормы заработают уже 1 сентября. Подробности о том, когда какие пункты станут актуальными — написано в статье 6 этого закона.

Подводя итог, можно отметить, что времени остаётся не очень много, но и работа тоже предстоит вполне подъёмная. По своему опыту могу сказать, что значительная часть требований так или иначе уже была реализована в практических процессах. По крайней мере, мы в своих проектах зачастую уже работали по логике, которая теперь закреплена законодательно.

Полезные ссылки: 
AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новые статьи на Anti-Malware.ru