В России создана стратегия кибервойны

В России создана стратегия кибервойны

Министерством обороны подготовлена и опубликована концепция деятельности Вооруженных сил в информационном пространстве, описывающая стратегию поведения России в кибернетической войне. Около 3 месяцев в России существует собственная стратегия ведения вонйы в киберпространстве. 

Документ под названием «Концептуальные взгляды на деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации в информационном пространстве» был написан в 2011 г., и в начале 2012 г. размещен на сайте Минобороны. Хотя отечественная «концепция кибервойны» написана еще прошлом году, документ до сих пор не вызывал широкого общественного обсуждения. «Концепция» представляет собой 14-страничный документ, примерно половина которого отведена терминологическому аппарату.

Собственно военная концепция занимает меньшую часть документа. Во всем документе нет упоминания о ведении Россией наступательных боевых действий в киберпространстве. Концепция сводится к трем основным действиям: сдерживанию, предотвращению и разрешению военных конфликтов в цифровом поле. Интересно заметить, что при этом отечественные идеологи кибервойны не исключают возможности отвечать на угрозу в виртуальном пространстве методами, принятыми в реальных войнах.

Этому посвящен пункт 3.2.3 документа, в котором говорится, что «в условиях эскалации конфликта в информационном пространстве и перехода его в кризисную фазу воспользоваться правом на индивидуальную или коллективную самооборону с применением любых избранных способов и средств, не противоречащих общепризнанным нормам и принципам международного права». Еще одно положение концепции, которое можно считать апологией наступательных боевых действий, касается размещения сил информационной безопасности на территории других государств.

Такое размещение допускается как на добровольной основе, так и «в соответствии с международным правом». CNews обратился к нескольким экспертам по информационной безопасности с просьбой оценить концепцию кибервойны, однако, прокомментировать ее согласился лишь эксперт Cisco Алексей Лукацкий, ознакомившийся с этим документом ранее. По мнению эксперта, опубликованная на сайте Минобороны концепция - это первый в отечественной истории документ, посвященный ведению боевых действий России в виртуальном пространстве. Эксперта удивило, что этот документ был написан в Министерстве обороны, которое до сих пор не было замечено в интересе к кибернетической войне.

Лукацкий полагает, что скорее создание такой концепции можно было бы ожидать от ФСБ или Совета безопасности при президенте. Сам документ он нашел несколько «расплывчатым». «Должен существовать целый пакет таких документов, который помимо концепции с общими словами должен включать описания практических мер, как эту концепцию реализовывать». О существовании дополнений к концепции Лукацкому ничего не известно. Стоит заметить, что идея ответа на киберугрозу военными средствами впервые была высказана США в опубликованном в 2011 г. документе «Глобальная стратегия развития киберпространства».

Ссылка для ознакомления с документом

Кибершпионы в России переключились на НИОКР и инженерные предприятия

Доля кибератак на российские организации, совершаемых с целью шпионажа, заметно выросла. По данным портала киберразведки BI.ZONE Threat Intelligence, в 2025 году на шпионские операции пришлось уже 37% атак (против 21% годом ранее). Иными словами, если раньше шпионской была примерно каждая пятая атака, то теперь — уже почти каждая третья.

При этом госсектор остаётся для таких группировок целью номер один. На органы государственного управления приходится 27% атак шпионских кластеров.

Но интерес злоумышленников всё чаще смещается и в сторону науки и технологий. Доля атак на организации, связанные с НИОКР, за год выросла вдвое — с 7% до 14%.

Как отмечает руководитель BI.ZONE Threat Intelligence Олег Скулкин, рост доли шпионских атак почти в полтора раза стал одним из ключевых трендов 2025 года. По его словам, специалисты наблюдают более 100 кластеров, нацеленных на Россию и страны СНГ, и около 45% из них — это именно шпионские группировки.

Интересно, что такие кластеры сильно различаются по уровню подготовки. В одних случаях злоумышленники применяют технически сложные инструменты, но выдают себя плохо составленными фишинговыми письмами. В других — атаки относительно простые, зато адаптированы под локальный контекст и выглядят максимально правдоподобно.

Так, во второй половине декабря 2025 года группировка Rare Werewolf атаковала научно-исследовательское и производственное предприятие оборонно-промышленного комплекса. Жертве отправили письмо якобы с коммерческим предложением на поставку и монтаж сетевого оборудования — от имени сотрудника научно-производственного центра беспилотных систем.

Во вложении не было классических зловредов. Вместо этого использовались легитимные инструменты: AnyDesk для удалённого доступа, 4t Tray Minimizer для скрытия окон и утилита Blat — для незаметной отправки похищенных данных. Такой подход позволяет дольше оставаться незамеченными и обходить системы защиты.

Впрочем, легитимными программами дело не ограничивается. Почти все шпионские кластеры активно применяют зловред собственной разработки. Новые самописные инструменты помогают обходить средства защиты и закрепляться в инфраструктуре на длительное время.

Кроме того, такие группировки, как правило, не стеснены в ресурсах. Они могут позволить себе покупку дорогостоящих эксплойтов, включая 0-day. Ранее специалисты BI.ZONE фиксировали атаки кластера Paper Werewolf, который, предположительно, приобрёл на теневом форуме эксплойт к уязвимости в WinRAR за 80 тысяч долларов.

Судя по динамике, кибершпионаж становится всё более системным и профессиональным — и явно не собирается сдавать позиции.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru