АНБ США шпионит через социальные сети

АНБ США шпионит через социальные сети

Издание The New York Times сегодня опубликовало новые сведения от Эдварда Сноудена и на сей раз сообщило о деятельности Агентства Национальной Безопасности США в плане социальных сетей. Согласно данным публикации NYTimes, американское разведывательное ведомство занималось активным мониторингом большинства социальных сетей для составления так называемых "социальных карт". В публикации говорится, что мониторинг социальных сетей велся только для слежки за гражданами США.



Согласно статье, мониторинг социальных сетей, равно как и мониторинг телефонных звонков, а также сервисов электронной почты, велся по так называемым метаданным - то есть своду наиболее общих сведений о человеке, однако если эти данные соединялись с данными о телефонных звонках и трафике электронной почты, то можно было получить достаточно целостную картинку о человеке - где он был на тот или иной момент времени, чем занимался, куда собирался ехать и т д.

В статье говорится, что активным мониторингом соцсетей АНБ занялось три года назад, создавая "гигантские коллекции данных, чтобы строить сложнейшие графы социальных связей американцев, выявлять их контакты, местонахождение на конкретный период времени, планы на будущее и другие персональные сведения". Отмечается, что мониторинг соцсетей начался примерно тогда же, когда и активный мониторинг электронной почты, передает cybersecurity.ru.

В официальных документах говорится, что в 2010 году ведомство специально изменило свою политику, чтобы процесс мониторинга email и соцсетей был чистым с юридической точки зрения. Также в документах говорится, что подобные методы мониторинга позволяли АНБ отслеживать и находить связи между "объектами разведки" внутри США и за пределами страны. В правительстве был в том же 2010 году принят пакет законов, который формально развязывал АНБ руки и позволял ведомству вести мониторинг в очень больших масштабах, получать большие базы метаданных без какой-либо формальной отчетности.

Интересно отметить, что вначале программа мониторинга соцсетей была ориентирована именно на зарубежных граждан, так как в США, если бы программа всплыла на поверхность, АНБ гарантировано бы получила тысячи исков. Тем не менее, в ведомстве нашли способ как шпионить и за местными гражданами - разведка начала брать данные только из публичных источников, а также данных, которые были доступны службам экономической разведки. NYTimes отмечает, что закон о деятельности АНБ был составлен достаточно хитро - само ведомство не трясло операторов соцсетей для выдачи закрытых данных, однако остальные американские ведомства, включая, налоговую службу, банки, поставщиков телекоммуникационных сервисов и многих других, без формальных запросов должны были передавать в АНБ свои сведения, чтобы разведывательное ведомство могло создавать целостную картину по персоналиям, в отношении которых ведется наблюдение.

NYTimes сообщает со ссылкой на свои источники, что в последние годы АНБ шпионило как за американцами, так и за гражданами других стран.

Газета отмечает, что в субботу обратилась за разъяснениями, но подобное обращение, как того и следовало ожидать, осталось без ответа. В NYTimes, в частности, хотели получить ответ на вопрос о том, сколько именно граждан стали объектами слежки через социальные сети.

Справедливости ради, нужно отметить, что Сноуден передал в New York Times данные, согласно которым еще год-полтора назад ряд лиц, имевших доступ к сведениям о программах АНБ, предупреждали, что в своих устремлениях ведомство заходит слишком далеко и если сведения о подобных сборах данных выплывут каким-то образом на поверхность, то это грозит большими проблемами всем, вплоть до президента Обамы, который, очевидно, знал о подобных программах.

Газета отмечает, что ранее уже публиковала некоторые откровения Сноудена и когда потом формально обращалась за комментариями в АНБ, там не опровергали слов своего экс-сотрудника, но заявляли, что все запросы информации были обоснованными и всегда они проводились только в рамках текущих операций ведомства, а массового необоснованного изъятия данных никогда не было.

Впрочем, газета задается вопросом: где тот самый лимит текущих операций и какой предел "обоснованного" изъятия данных?

New York Times отмечает, что от Сноудена они получили не только данные о самих программах, но и презентации в PowerPoint, где можно было наглядно проследить иерархию сбора данных и их обработки. Издание отмечает, что изначально ведомство АНБ было создано создано именно для международной разведки, поэтому мониторинг email и социальных сетей, скорее всего, велся не только за американцами, но и загражданами других стран.

В статье говорится, что АНБ впервые запрашивало доступ к мониторингу email и широкого спектра электронных коммуникаций еще в 2006 году, при президенте Буше, однако тогда на специальных слушаниях в Министерстве Юстиции США было заявлено, что существует очень высокий риск "неправильного" использования подобной информации, после чего АНБ получило отказ. Однако в 2008 году уходившая с поста Администрация Буша все-таки предоставила такое право АНБ.

Замедление Telegram привело к проблемам у мобильных разработчиков

После введения санкционных ограничений и потери доступа к сервисам Apple, Google и Microsoft Telegram фактически стал для российских разработчиков основной площадкой для тестирования приложений и распространения обновлений. На этом фоне замедление работы мессенджера обернулось серьёзными проблемами для отрасли.

Как заявили опрошенные РБК представители рынка, Telegram без преувеличения превратился в элемент критической инфраструктуры мобильной разработки. Его замедление способно вызвать сбои в процессах тестирования и выпуска новых версий приложений.

Директор по инновациям Fork-Tech Владислав Лаптев отметил, что Telegram стал одним из ключевых инструментов доставки тестовых сборок — версий приложений, которые ещё не опубликованы в официальных магазинах, но уже требуют проверки тестировщиками и другими сотрудниками. Альтернативные сервисы оказались недоступны после ухода зарубежных вендоров или из-за санкций.

Руководитель направления разработки iOS в red_mad_robot Александр Тузовский пояснил: «В мобильной разработке Telegram часто выступает как оперативный “транспорт” для команды: это тематические чаты по проектам и релизам, уведомления от CI/CD (набор принципов и практик, позволяющих чаще и надёжнее развёртывать изменения ПО), боты для сбора фидбэка от тестировщиков, а также автоматические сообщения о статусе публикаций в магазинах приложений».

Руководитель направления Android-разработки red_mad_robot Сергей Иванов среди ключевых преимуществ Telegram назвал его широкое распространение, низкий порог входа, удобный API и относительную бесплатность.

По словам Владислава Лаптева, ранее российские разработчики активно использовали Firebase App Distribution от Google и App Center от Microsoft. Однако из-за санкций — а в ряде случаев и сопутствующих ограничений со стороны Роскомнадзора — эти инструменты стали недоступны. Google ввела ограничения на оплату для россиян и начала удалять аккаунты российских пользователей. Microsoft закрыла App Center ещё в марте 2025 года, а его замена работает на инфраструктуре Azure, которая в России также недоступна.

«Сейчас разработчики рискуют во второй раз за четыре года лишиться инфраструктурного канала. Особенно остро это ощущают крупные финансовые организации, где требования к контролю качества и безопасности приложений значительно выше», — прокомментировал Владислав Лаптев.

Директор по продуктам студии разработки «Решение» Анфиса Кондрашова добавила, что ограничения Telegram могут привести к росту затрат на отдельные процессы: «Речь идёт, например, о стоимости отправки кода авторизации при регистрации пользователя. Отправка кода через Telegram обходится примерно в 5 рублей, а СМС — более чем в 40 рублей за сообщение. Экономика наших клиентов может серьёзно пострадать».

Вице-президент по операционной деятельности и информационным технологиям финансовой группы «БКС Холдинг» Сергей Путятинский отметил: «Для нашей компании это неактуально — мы используем внутренние инструменты, внедрённые несколько лет назад. Но я знаю много крупных организаций в России, которые по-прежнему задействуют Telegram в процессах мобильной разработки. Для них это создаёт существенные риски, поэтому проблема на рынке действительно существует».

В ВТБ, в свою очередь, сообщили, что используют для мобильной разработки собственный мессенджер, созданный внутри банка, поэтому ограничения в работе Telegram их не затрагивают.

О замедлении Telegram стало известно 10 февраля, однако фактически проблемы начались раньше — волна жалоб пользователей стартовала вечером 9 февраля.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru