Настройка процессов согласования доступа в Avanpost IDM 6.0 по типовым требованиям заказчика
Акция от Infosecurity! Обучайте сотрудников с выгодойПодключайте сервис TRAINING CENTER. Организацию и контроль обучения берем на себя:
• Разработаем индивидуальные шаблоны учебного фишинга.
• Сформируем учебные группы и проведем учебные фишинговые атаки.
• Проконтролируем процесс и определим результаты.

При заключении договора сроком на 1 год и более – сопровождение бесплатно.
Набор и стоимость услуг зависят от количества пользователей, и размер скидки уточняйте у менеджера.

→ Оставить заявку
Реклама. Рекламодатель ООО «ИС», ИНН 7705540400, 18+

Настройка процессов согласования доступа в Avanpost IDM 6.0 по типовым требованиям заказчика

Настройка процессов согласования доступа в Avanpost IDM 6.0 по типовым требованиям заказчика

В крупных компаниях с большой ИТ-инфраструктурой и многообразием информационных систем автоматизация управления процессами, связанными с управлением учетными записями изменениями их полномочий, становится ключевым местом. Как же выстроить и автоматизировать процесс управления доступом в компании? Как выглядит типовой бизнес-процесс согласования доступа пользователя к информационной системе и как реализовать его в Avanpost IDM.

 

 

 

  1. Введение
  2. Описание типового бизнес-процесса согласования доступа к информационной системе
  3. Настройка процессов согласования доступа в Avanpost IDM
  4. Выводы

 

Введение

В крупных компаниях управление большим количеством учетных данных пользователей и доступом к десяткам, а то и сотням информационных систем является один из самых острых вопросов. В «ручном» режиме, когда сотруднику требуются дополнительные полномочия, он создает служебную записку, которая визируется непосредственным его руководителем, проходит необходимые согласования в службе ИБ и отделе экономической безопасности, а затем поступает в ИТ-службу для исполнения. Кроме того, все служебные заявки должны храниться в компании для последующего аудита ИБ. Узким местом в таком процессе станет ИТ-служба, в условиях большого числа информационных систем пользователей процесс предоставления прав доступа затягивается, а результатом станут простои корпоративных бизнес-процессов при получении доступа к ресурсам. Кроме того, нередки случаи наделения пользователя избыточными полномочиями. Все это ведет к необходимости снижения стоимости процессов контроля доступа и сокращения времени простоя пользователей в ожидании доступа.

Первое и самое очевидное решение — это автоматизация процессов управления учетными записями и правами доступа. Для этого существует отдельный класс решений — IDM- /IGA-системы. При интеграции IDM-системы в инфраструктуру заказчика автоматизация процесса выдачи полномочий является одним из важных этапов.

В статье мы рассмотрим, как с помощью системы управления учетными записями и правами доступа Avanpost IDM 6.0, разработанной российской компанией «Аванпост», можно настроить процесс согласования доступа по типовым требованиям заказчика. Не так давно мы уже делали обзор новой версии Avanpost IDM 6.0. В этом же материале рассмотрим типовой бизнес-процесс, который наиболее часто встречается в компаниях, — согласование доступа пользователя  к информационной системе, и покажем, как его реализовать в Avanpost IDM.

 

Описание типового бизнес-процесса согласования доступа к информационной системе

Конечно, процессы предоставления, изменения и отзыва доступа могут отличаться в зависимости от уровня организационной иерархии, времени работы в организации, географического местоположения филиала или подразделения и т. д.

В качестве примера разберем распространенную ситуацию — процесс предоставления доступа, при котором пользователю (например, операционисту) для выполнения бизнес-задач нужны новые права к корпоративному порталу:

  • Доступ к корпоративному порталу «Администратор портала»;
  • Доступ к корпоративному порталу «Котировки»;
  • Доступ к корпоративному порталу «Отчетность».

Пользователь инициирует запрос на предоставление ему прав доступа к информационной системе. Согласование доступа должно осуществляется руководителем сотрудника. При этом в случае истечения времени согласования заявки система должна повторно оповестить руководителя о том, что необходимо согласовать доступ.  Руководитель для принятия решения  о предоставлении доступа может выбрать сотрудника из списка и получить его комментарий о необходимости предоставления прав (дополнительное согласование). После получения комментария заявка должна вернуться к руководителю для принятия окончательного решения. Руководитель может согласовать или отклонить доступ, а также предоставить временный доступ (доступ будет предоставлен до указанной даты). В случае отклонения заявки руководителем процесс должен завершаться с уведомлением пользователя.

После руководителя заявка должна быть согласована владельцами ресурсов: начальник департамента ИТ согласует доступ к корпоративному порталу (администратор портала),  а начальник операционного департамента согласует остальные две роли. Если хотя бы один владелец не согласовывает доступ к ресурсу, то заявка отклоняется.  В случае отклонения заявки процесс должен завершаться. Участники бизнес-процесса оповещаются об отклонении.

После согласования заявки владельцами ресурсов заявка должна быть согласована администратором ИБ. В случае отклонения заявки процесс должен завершаться. Участники оповещаются об отклонении.

 

Настройка процессов согласования доступа в Avanpost IDM

Настройка процессов согласования доступа в Avanpost IDM выполняется с помощью редактора бизнес-процессов, реализованного в виде графического конструктора. Редактор имеет дружелюбный веб-интерфейс и максимально учитывает особенности согласования доступа в различных организациях.

На схеме бизнес-процесса задается последовательность выполнения его этапов и условия переходов. Графическая модель формируется интуитивно понятным образом — посредством перетаскивания мышью блоков операций, доступных в списке блоков. Далее блоки соединяются переходами. После построения схемы определяются данные, с которыми осуществляется работа в рамках бизнес-процесса, и производится настройка операций бизнес-процесса.

В Avanpost IDM поддерживается как последовательное, так и параллельное согласование, одним или несколькими сотрудниками, с ветвлением по условиям и т. п. На каждом шаге согласования можно назначить несколько действий, которые также имеют свое графическое обозначение (согласовать, отклонить, поставить на тайм-аут, вернуть на предыдущий шаг, отправить уведомление, эскалировать на следующий уровень и др.).

Для каждого шага в цепочке согласования устанавливаются правила, по которым будет выбран согласующий для данного шага, необходимое количество согласующих на этом шаге, email-уведомления, тайм-аут в рабочих часах (через какой период времени придет повторное уведомление о необходимости принятия решения), общий срок согласования, срок согласования по каждому шагу и т. д. Также возможна настройка автоматических действий по согласованию (согласовать, отклонить, эскалировать, вернуть на предыдущий шаг, поставить на тайм-аут).

 

Рисунок 1. Формирование бизнес-процесса в редакторе Avanpost IDM

 Формирование бизнес-процесса в редакторе Avanpost IDM

 

Для создания процесса согласования по заданным выше условиям на схему добавим «Стартовый блок», блоки «Завершение БП» и «Параллельное принятие решения».     

Блок «Параллельное принятие решения» переименовываем в «Согласование руководителем» и осуществляем настройку его параметров. Данный блок будет описывать процедуру согласования доступа на уровне руководителя сотрудника. Отметим, что гибкая настройка в Avanpost IDM позволяет осуществлять как последовательные, так и параллельные согласования, с возможностью тайминга, эскалации, замещения или делегирования.

 

Рисунок 2. Настройка блока «Параллельное принятие решения» в редакторе Avanpost IDM

 Настройка блока «Параллельное принятие решения» в редакторе Avanpost IDM

 

Как требовалось в условии задачи, укажем ограничение длительности этапа — 240 часов, по истечении которого процесс принятия решения по заявке переходит обработку просрочки этапа. В рамках данного блока происходит обработка документа (Функция вычисления объектов обработки). В параметре «Функция вычисления ответственных» укажем роль «Ответственные руководители». Далее укажем  интервал отправки повторного уведомления — 24 часа, возможные действия — руководитель имеет возможность: отклонить, одобрить, отправить на дополнительное согласование (выбрать сотрудника из списка и получить его комментарий, после получения комментария заявка вернется к руководителю), согласовать и ограничить срок (доступ будет предоставлен до указанной даты).

Добавим блоки «Обработка просрочки этапа» и завершающие. Блоки «Согласование руководителем» и «Обработка просрочки этапа» соединим через событие timeout. Это необходимо для эскалации принятия решения по заявке.

 

Рисунок 3. Добавление на схему блоков «Обработка просрочки этапа» и завершающих блоков в редакторе Avanpost IDM

Добавление на схему блоков «Обработка просрочки этапа» и завершающих блоков в редакторе Avanpost IDM

 

В случае если руководитель не согласует запрос на доступ в течение 240 часов, заявка автоматически будет отклонена.

Блок «Отклонена?» для реализации логики должен иметь переходы: стрелку false устанавливаем на завершающий блок «Заявка отклонена», а стрелку true  возвращаем в  «Согласование руководителем».

 

Рисунок 4. Добавление на схему блока «Дополнительное согласование»

Добавление на схему блока «Дополнительное согласование»

 

Руководитель для принятия решения о предоставлении доступа может выбрать сотрудника из списка и получить его комментарий о необходимости предоставления прав (дополнительное согласование). Для этого добавим блок «Дополнительное согласование»  и соединим его с блоком «Согласование руководителем». В данном случае мы видим на схеме «петлю». Она необходима для того, чтобы после получения комментария от дополнительных согласующих заявка вернулась к руководителю для принятия окончательного решения.

 

Рисунок 5. Добавление на схему блоков «Согласование владельцами системы» Avanpost IDM

Добавление на схему блоков «Согласование владельцами системы» Avanpost IDM

 

После руководителя заявка должна быть согласована владельцами ресурсов: начальник департамента ИТ согласует доступ к корпоративному порталу (администратор портала),  а начальник операционного департамента согласует остальные две роли (котировки и отчетность).

 

Рисунок 6. Добавление на схему блоков «Согласование владельцами системы» Avanpost IDM

Добавление на схему блоков «Согласование владельцами системы» Avanpost IDM

 

В рамках данного блока происходит обработка ролей (Функция вычисления объектов обработки). В параметре «Функция вычисления ответственных» укажем роль «Владельцы ролей». Далее укажем  интервал отправки повторного уведомления  — 24 часа, возможные действия — руководитель имеет возможность: отклонить, одобрить.  При этом если хотя бы один владелец не согласовывает доступ к ресурсу, то заявка отклоняется. Частичное согласование не допускается. В случае отклонения заявки процесс должен завершаться, а участники процесса оповещаются об отклонении.

После согласования владельцами ресурсов процесс переходит администратору информационной безопасности. Для этого добавим блок «Согласование администратором ИБ». Между блоками  «Согласование владельцами системы»  и «Согласование администратором ИБ» добавим блок «Согласована?». Для реализации логики блок «Согласована?» должен иметь переходы: стрелку false устанавливаем на завершающий блок «Заявка отклонена», а стрелку true  отправляем в  «Согласование администратором ИБ».

 

Рисунок 7. Добавление блоков «Согласование администратором ИБ», «Обработка ошибки вычисления согласующих» Avanpost IDM

 Добавление блоков «Согласование администратором ИБ», «Обработка ошибки вычисления согласующих» Avanpost IDM

 

В рамках процесса согласования администратором выполняется обработка ошибки вычисления согласующих. Для этого добавляется одноименный блок. Если владельцы систем не были назначены, процесс согласования завершается отказом в доступе, а если назначены, то администратор ИБ согласовывает доступ, заявка переходит к исполнению.

Все этапы отклонения доступа, за исключением процессов согласования руководителя, завершаются уведомлением автора.

 

Рисунок 8. Процессы IDM в рамках отклонения заявки на доступ

Процессы IDM в рамках отклонения заявки на доступ

 

После в системе происходят различные операции, например:

  • определение даты начала доступа (используется блок «Ожидание»),
  • определение ресурса с ручным исполнением и оправка поручения в  HelpDesk (необходимо, когда в целевой системе нет коннектора у IDM),
  • определение SOD-конфликтов (несовместимых ролей).

 

Рисунок 9. Определение даты начала доступа Avanpost IDM

Определение даты начала доступа Avanpost IDM

 

Рисунок 10. Определение ресурса с ручным исполнением и оправка поручения в HelpDesk Avanpost IDM

Определение ресурса с ручным исполнением и оправка поручения в HelpDesk Avanpost IDM

 

Рисунок 11. Определение SOD-конфликтов в Avanpost IDM

 Определение SOD-конфликтов в Avanpost IDM

 

Последним этапом является определение даты окончания доступа (блок «Ожидание»). После него система отзывает запрашиваемый доступ к системе.

 

Рисунок 12. Определение даты окончания доступа к целевой системе в Avanpost IDM

Определение даты окончания доступа к целевой системе в Avanpost IDM

 

На этом этапе схема бизнес-процесс согласования доступа готова, ее необходимо сохранить.

 

Рисунок 13. Сформированный бизнес-процесс согласования доступа в редакторе Avanpost IDM

Сформированный бизнес-процесс согласования доступа в редакторе Avanpost IDM

 

Рисунок 14. Сформированный бизнес-процесс согласования доступа в редакторе Avanpost IDM (продолжение рисунка)

Сформированный бизнес-процесс согласования доступа в редакторе Avanpost IDM (продолжение рисунка)

 

Схема бизнес-процесса станет для IDM активной, созданные далее заявки будут направляться по пути активного бизнес-процесса. Заявки, созданные ранее, и далее будут направляться по пути бизнес-процесса, который был активен на момент начала их обработки в IDM.

Сотрудники и их руководители могут управлять заявками из личного кабинета, используя соответствующую консоль.

 

Рисунок 15. Личный кабинет пользователя в Avanpost IDM

Личный кабинет пользователя в Avanpost IDM

 

В личном кабинете предоставляется возможность создавать заявки, просматривать их текущее состояние и изменять пароли для собственных учетных записей. В свою очередь, руководители подразделений могут создавать заявки как на себя, так и в отношении подчиненных сотрудников. Отображаемые в личном кабинете заявки могут быть отфильтрованы по различным признакам (вид заявки, статус, инициатор и т. д.).

Далее приведем примеры экранных форм нашего настроенного бизнес-процесса.

 

Рисунок 16. Пример согласования заявки руководителем в интерфейсе Avanpost IDM

 Пример согласования заявки руководителем в интерфейсе Avanpost IDM

 

Рисунок 17. Пример согласования заявки руководителем в интерфейсе Avanpost IDM (окно утверждения)

Пример согласования заявки руководителем в интерфейсе Avanpost IDM (окно утверждения)

        

Рисунок 18. Пример согласования заявки руководителем в интерфейсе Avanpost IDM (причина отказа)

Пример согласования заявки руководителем в интерфейсе Avanpost IDM (причина отказа)

 

Рисунок 19. Выбор сотрудников для дополнительного согласования в интерфейсе Avanpost IDM

Выбор сотрудников для дополнительного согласования в интерфейсе Avanpost IDM

 

Руководитель в случае своего отсутствия (отпуск, больничный) в Avanpost IDM может назначить заместителей для согласование доступа.

 

Рисунок 20. Добавление замещения в интерфейсе Avanpost IDM

Добавление замещения в интерфейсе Avanpost IDM

 

Рисунок 21. Согласование на ограниченный срок в Avanpost IDM

Согласование на ограниченный срок в Avanpost IDM

 

Выводы

В данной статье мы рассмотрели типовой бизнес-процесс согласования доступа пользователя к информационной системе, а также показали, как реализовать его в редакторе бизнес-процессов Avanpost IDM.

Avanpost IDM позволяет настроить и реализовать самые сложные процессы управления доступом. Гибкая настройка бизнес-процессов в Avanpost IDM позволяет осуществлять как последовательные, так и параллельные согласования, с возможностью тайминга, эскалации, замещения или делегирования. Кроме того, в Avanpost IDM для удобства уже включен набор базовых схем бизнес-процессов. Таким образом, можно выбрать подходящий шаблон и внести в него необходимые уточнения.

Процедуры управления учетными записями и полномочиями изменяются кардинальным образом. Кроме того, автоматическое исполнение спасает от ошибок, связанных с человеческим фактором. Без внедрения такого центрального узла контроля полномочий почти невозможно добиться гарантии соответствия процедур управления доступом необходимым требованиям регуляторов — стандарта СТО БР ИББС, PCI DSS и ISO 27001, а также повысить прозрачность процессов управления доступом.

Полезные ссылки: 
Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новые статьи на Anti-Malware.ru