21 февраля в Москве было объявлено о старте комплексной программы поддержки предпринимателей в области ИБ. Инициатором стала ГК «Солар», которая планирует таким образом помочь развитию российской экосистемы средств защиты информации.
- Введение
- Новая программа для ИБ-стартапов
- Особенности программы CYBER STAGE
- Предпосылки запуска CYBER STAGE
- Условия развития российского рынка ИБ
- Драйверы появления новых ИБ-продуктов в России
- Трудности роста ИБ-стартапов в России
- Планы первого этапа развития CYBER STAGE
- Выводы
Введение
ГК «Солар», специализирующаяся на предоставлении услуг комплексной кибербезопасности, объявила о запуске программы поддержки предпринимателей в области ИБ и смежных направлений. Программа получила название «CYBER STAGE», а её организатор отметил, что подобная площадка создаётся в России впервые. Анонс состоялся во время пресс-конференции ГК «Солар» в Москве 21 февраля.
Новая программа для ИБ-стартапов
Прежде всего надо определиться с тем, действительно ли новая площадка является первой. Многие вспомнят о киберхабе «Сколково» или инициативах Positive Technologies, которые тоже направлены на поддержку российских ИБ-стартапов. Что нового предлагает «Солар»?
Рисунок 1. Анонс программы CYBER STAGE на пресс-конференции ГК «Солар»
Как рассказал Игорь Хереш, директор по управлению активами и сделками, новая инициатива ГК «Солар» призвана помогать ИБ-стартапам развивать свои идеи. При этом главной целью является не вывод на рынок успешных стартапов, а формирование экосистемы предпринимателей и разработчиков, которые смогут ускорить развитие своих проектов, а также своевременно получать экспертную оценку проектов, чтобы корректировать усилия ради достижения успеха.
С этой целью ГК «Солар» создаёт экспертный совет, в котором представлены пять независимых участников этого проекта: «Мосбиржа», «Тинькофф», МКБ, VK и Basis. Действуя через своих представителей, эти компании вместе с ГК «Солар» будут проводить оценку заявок, полученных от предпринимателей, и определять потенциал их коммерческого успеха в будущем. Отобранные стартапы будут получать финансовую и менторскую поддержку, так необходимую им на начальном этапе, когда ещё нет ни готового продукта, ни опыта, ни развитых связей с отраслью ИБ.
«Мы хотим помочь стартапам своевременно диагностировать живучесть развиваемой ими идеи. Мы видим своей задачей помочь ИБ-стартапам найти правильную дорогу и сделать всё возможное, чтобы не дать им умереть, — сказал нам Игорь Хереш. — Например, у нас был случай, когда одна небольшая компания вложила все свои средства, продала дом, чтобы начать развивать определённую идею. Когда они пришли к нам со своей идеей, я попросил экспертный совет оценить её с точки зрения CISO. Наш вердикт был отрицательным. Все в один голос говорили, что эту идею уже пытались реализовать 20 лет назад, но она оказалась мертворождённой. Дать дельный и своевременный совет стартапам — это важно».
Рисунок 2. Дорожная карта развития стартапов и участие CYBER STAGE
Особенности программы CYBER STAGE
В чём отличие новой площадки ГК «Солар» от других предложений на рынке? Ведь ИБ-cтартапы развиваются и при кафедрах вузов, и в рамках киберхаба «Сколково», в т. ч. за счёт целевых государственных средств. По мнению Игоря Хереша, все эти направления развивались прежде всего ради одной цели: поиск стартапов по заведомо перспективному направлению исследований и доведение их до стадии продажи крупному инвестору или поглощения крупным вендором.
По сути, это отражало ситуацию, в которой развивалась Россия ещё в недавнем прошлом. На рынок приходили крупные международные вендоры с огромным опытом, которые предлагали универсальные и многофункциональные продукты. Их развитие шло по пути поглощения мелких стартапов, которые развивали и апробировали перспективные идеи. Если цели удавалось достичь, те попадали под крыло такого крупного вендора.
Теперь, как отметил Игорь Хереш, ситуация поменялась в корне. «Гиганты ушли, образовалась широкая ниша лоскутных точечных решений. Сегодня возникло окно возможностей для ренессанса российской ИБ-отрасли, открылось её “второе дыхание”. Если на такой базе выстроить экосистему, то это позволит сделать ИБ-отрасль качественной и на российских решениях. Что такое ИБ? Это — часть ландшафта, который обязательно присутствует в любом ИТ-продукте. ИБ всегда идёт следом за развитием ИТ, но немного отстаёт. Чем быстрее ИБ начнёт догонять разработки, которые ведутся в ИТ, тем более защищённой станет ИТ-сфера».
Предпосылки запуска CYBER STAGE
По данным ГК «Солар», объём российского рынка ИБ составляет 1 % от мирового. С учётом того что в мире признано на текущий момент 197 стран, этот показатель явно не соответствует потенциалу РФ.
По итогам 2023 года объём российского рынка ИБ составлял примерно 145 млрд рублей. Но если среднегодовой рост (CAGR) мирового рынка ИБ оценивался в 10 %, то для России рост год к году (2022 — 2023) составил 15 %. Согласно оптимистическому сценарию, уже с 2025 года темпы могут возрасти до 19 %.
Рисунок 3. Темпы роста российского ИБ-рынка
Как отметил Игорь Хереш, в России до сих пор наблюдается явный дефицит ИБ-компаний. Если построить пропорцию с Израилем, который традиционно считается мировым стартап-инкубатором для развития новых идей в области ИТ и ИБ, то получится, что в России должно было бы насчитываться не менее 1700 ИБ-стартапов. В реальности этот показатель значительно ниже, даже с учётом усилий со стороны государства: всего лишь около 230 ИБ-компаний. Это составляет менее 2,3 % от количества ИБ-проектов в мире (9874) и менее 7 % от количества ИБ-проектов в США (3231).
Рисунок 4. Интерес инвесторов к развитию ИБ-стартапов в мире
Условия развития российского рынка ИБ
ГК «Солар» ожидает роста интереса к ИБ в мире и в России. Стимулирующее воздействие на это будут оказывать постоянные изменения в уровне защищённости ИТ-ландшафта, рост профессионализма хакеров, естественное отставание новых средств защиты от развития ИТ.
Более того, российские инновации в области ИБ будут интересны ещё и в силу недофинансированности, которая наблюдается даже в таких развитых с точки зрения ИБ отраслях, как финансы, ИТ, телеком, нефтегаз, нефтехимия. Развитие ИИ и хакерской активности также будут способствовать росту ИБ, поскольку до сих пор в ИТ сохраняется существенная роль человеческого фактора.
«Мы пробуем сейчас выстроить элементы конвейера по выращиванию ИБ-стартапов, чтобы реорганизовать отрасль ИБ в России в сторону повышения её потенциала. Развитию ИБ-стартапов сейчас мешает ряд существенных проблем: очень много регуляторов, очень долгое получение сертификатов, отсутствие выстроенных цепочек развития стартапов, проходящих несколько стадий своего роста. Мы пытаемся изменить существующие стереотипы, свести вместе клиентов промышленного уровня (Enterprise) и разработчиков с их прототипами (MVP)».
Драйверы появления новых ИБ-продуктов в России
Стимулами появления новых ИБ-продуктов в России названы следующие факторы:
- Потребность в импортозамещающих решениях, готовность работать с точечными продуктами.
- Заказчики переходят от зрелых экосистем к точечным решениям.
- Увеличение бюджетов и усиление внимания к защите информации.
- Компании готовы экспериментировать со стартапами.
- Низкая конкуренция.
- Рост количества кибератак.
Однако если брать в расчёт международный опыт, то большинство ИБ-стартапов в мире возникают на стыке академической науки, системы образования и запросов со стороны бизнеса либо государства. Для этого выстраивается определённый «конвейер»: сначала идеи отфильтровываются естественным путём на уровне студенческих проектов, потом накапливаются практические навыки решения целевых задач в рамках стимулирования отрасли, а в итоге формируются готовые идеи, которые инвесторы находят и запускают на стадию начальных вложений. Процесс роста «единорогов» охватывает потом ещё два этапа получения инвестиций, для чего уже есть подготовленный конвейер. По сути, именно в сторону развития такой экосистемы и направлена инициатива ГК «Солар» CYBER STAGE.
Трудности роста ИБ-стартапов в России
Чтобы развивать собственный бизнес в области ИБ, командам недостаточно иметь только яркую или значимую идею, проработанную дорожную карту и работающий прототип. Сейчас на их пути могут встретиться различные препятствия: проблемы с кадрами, консерватизм заказчиков (две трети российского рынка ИБ — это государство и крупные заказчики), особенности регулирования отрасли (высокий уровень требований по сертификации продуктов, большое число регуляторов).
Рисунок 5. Отношение бизнес-заказчиков к ИБ-стартапам (опрос заказчиков ГК «Солар»)
«Мы хотим запустить процесс, когда клиенты получат возможность тестировать MVP в своих “песочницах” или на отдельных участках инфраструктуры. Именно так делают за рубежом. Это — тот опыт, которого в России до сих пор нет, — пояснил Игорь Хереш. — У нас есть наработанные контакты с разнообразными энтерпрайз-клиентами, которые готовы на дополнительные собственные затраты ради возможности получения в будущем новых продуктов с набором функций, потребность в которых испытывает заказчик... Мы предлагаем программу, которая позволит уже на стадии MVP получать оценку, стоит ли идти по выбранному пути. Она поможет своевременно внести в продукт изменения, которые сделают его более ориентированным на рынок и упростят дальнейшее продвижение».
Было отмечено, что, несмотря на уже развитой ИБ-ландшафт, в России подобная экосистема для ИБ-стартапов пока не выстроена. Этому мешают сравнительная «молодость» крупных российских ИБ-компаний, их перегруженность текущими практическими задачами и ряд других причин.
Рисунок 6. Проблемы развития ИБ-стартапов в России (опрос ГК «Солар»)
По мнению Игоря Хереша, существенную роль может также сыграть принятие регуляторных актов, которые позволят экспортировать российские ИБ-технологии за границу. Именно на этом базируется передовая роль Израиля в развитии ИТ и ИБ. Этот опыт можно было бы использовать и в России.
«В отличие от других предложений на российском рынке, направленных на развитие ИБ-стартапов, мы готовы привлекать не только энтерпрайз-клиентов, но также и другие фонды (например, ФРИИ). Второе качественное отличие — у нас есть экспертиза в ИБ, к которой мы добавляем социальную ответственность за выращивание экосистемы российского ИБ-рынка. Это не благотворительность, а осознанный выбор, потому что о будущем надо думать сейчас. Если не инвестировать в ИБ-стартапы сегодня, то завтра будет уже поздно», — подытожил Игорь Хереш.
Рисунок 7. Выступление Игоря Хереша на пресс-конференции ГК «Солар»
Планы первого этапа развития CYBER STAGE
Создатели CYBER STAGE рассчитывают привлечь до конца 2025 года не менее 1,5 млрд рублей на финансирование ИБ-проектов и вывести на рынок до 10 новых продуктов.
Программа CYBER STAGE будет ориентирована в первую очередь на помощь начинающим предпринимателям. Они смогут оставить заявку на бесплатную поддержку на сайте программы CYBER STAGE. Обязательное требование — решение должно относиться к ИБ, а стадия развития продукта должна быть не ниже MVP.
Рисунок 8. Планы развития CYBER STAGE
В планах на 2024 год — проведение ежемесячных питч-сессий, на которых стартаперы будут давать краткие презентации проектов. Программа CYBER STAGE охватывает широкий спектр задач — от создания удобной платформы взаимодействия участников рынка ИБ и смежных направлений до стимулирования запуска принципиально новых проектов в пустующих или недостаточно обеспеченных продуктами и сервисами нишах ИБ, а также повышения уровня привлекательности ИБ для ИТ-предпринимателей.
Помимо экспертного совета, CYBER STAGE включает в себя традиционные форматы акселерации: менторство, работу с технологиями и ресурсное сопровождение (обучение, помощь в упаковке продукта, содействие в привлечении венчурных инвестиций).
Выводы
Открытие комплексной программы поддержки предпринимателей силами ГК «Солар» нацелено на то, чтобы оказать помощь в развитии российской экосистемы ИБ. Хотя программа рассматривается как долговременная, её организаторы отдают себе отчёт в том, что динамика происходящих событий не гарантирует неопределённо долгого существования «окна возможностей»: хороша ложка к обеду.
Важно, чтобы эта инициатива не осталась только благим намерением ГК «Солар» и её партнёров. Программе необходима поддержка со стороны государства и других участников рынка: в конце концов, её целью является не благотворительность, а выбор стратегии развития для отрасли ИБ.