
Госдума одобрила законопроект об изменениях в федеральном законе № 187-ФЗ о безопасности критической информационной инфраструктуры России. Цель — усилить независимость и повысить безопасность, обеспечить непрерывное взаимодействие с НКЦКИ. Что изменилось и к чему уже сейчас надо готовиться субъектам КИИ?
- Введение
- Отраслевые особенности объектов КИИ
- Технологическая независимость КИИ РФ
- Взаимодействие с НКЦКИ
- Что делать субъектам КИИ в связи с нововведениями?
- Выводы
Введение
25 марта в третьем чтении Государственной Думой принят законопроект, вносящий изменения в Федеральный закон от 26.07.2017 №187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации». Ранее эксперты Аналитического центра УЦСБ в «Обзоре изменений законодательства за март 2024 года» уже анализировали нововведения, предложенные в первоначальной версии законопроекта.
Принятый закон вступает в силу с 01.09.2025. Федеральный закон преследует своей целью усилить технологическую независимость и повысить безопасность критической информационной инфраструктуры (КИИ).
В настоящей статье рассмотрим подробнее наиболее значительные изменения, а также расскажем, что предстоит делать субъектам КИИ в связи с нововведениями.
Отраслевые особенности объектов КИИ
В связи с разработкой перечней типовых отраслевых объектов КИИ, уточнено, что Правительство РФ устанавливает эти перечни. Также нововведения предполагают, что Правительство РФ установит:
- отраслевые особенности категорирования объектов КИИ, определяющие порядок установления критериев значимости и показателей их значений для объектов КИИ, а также порядок расчета значений с учетом особенностей объектов КИИ — совместно со ФСТЭК России, а для организаций финансовой сферы совместно с Банком России;
- требования к программно-аппаратным средствам, используемым на значимых объектах КИИ — для организаций финансовой сферы совместно с Банком России.
До утверждения таких перечней и отраслевых особенностей субъекты КИИ должны руководствоваться общим порядком категорирования объектов КИИ, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2018 №127 «Об утверждении Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также перечня показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений».
Нововведения также исключили лимит срока возврата представленных сведений об объектах КИИ, ранее ФСТЭК России обязана была рассмотреть сведения в 10-дневный срок. Также исключена возможность возврата сведений по причине необоснованно присвоенной категории значимости, так как предполагается, что планируемые к разработке документы по присвоению категорий значимости с учетом отраслевых особенностей исключат подобные неточности в расчете категорий.
Технологическая независимость КИИ РФ
Текст рассматриваемого федерального закона усиливает требования в части технологической независимости, предполагается, что Правительство РФ должно установить:
- порядок и сроки перехода на использование требуемых программно-аппаратных средств и отечественного программного обеспечения (ПО);
- порядок осуществления мониторинга за использованием требуемых программно-аппаратных средств и отечественного ПО.
При этом есть отдельное указание, дающее право Правительству Российской Федерации установить особенный порядок применения вышеприведенных норм на отдельных территориях Российской Федерации.
Напомним, что на сегодняшний день в части импортозамещения в отношении субъектов КИИ Указом Президента от 01.05.2022 №250 установлен запрет использования только в отношении средств защиты информации, произведенных в «недружественных» странах, вне зависимости от категории значимости объекта КИИ.
При этом для субъектов КИИ, являющихся заказчиками по Федеральному закону от 18.07.2011 №223-ФЗ, Указ Президента РФ от 30.03.2022 №166 дополнительно запрещает использовать иностранное ПО на значимых объектах КИИ.
Во исполнение поручения Указа Президента №166 Правительством РФ утверждены следующие документы:
- постановление Правительства РФ от 22.08.2022 № 1478, устанавливающее требования к импортозамещению ПО на значимых объектах КИИ;
- постановление Правительства РФ от 14.11.2023 № 1912, устанавливающее требования к доверенным программно-аппаратным комплексам в составе значимых объектов КИИ.
Для иных субъектов КИИ, на которые не распространяется действие Указа Президента №166, на текущий день нет федеральных требований в части импортозамещения ПО и программно-аппаратных средств, не отнесенных к средствам защиты информации.
Как следует из документов, сопровождающих закон, ожидается изменение вышеупомянутых связанных с технологической независимостью КИИ нормативных правовых актов:
- Указ Президента Российской Федерации от 30.03.2022 № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.2018 № 127 «Об утверждении Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также перечня показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 14.11.2023 № 1912 «О порядке перехода субъектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации на преимущественное применение доверенных программно-аппаратных комплексов на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».
Также ожидается разработка нового документа — постановления Правительства РФ, устанавливающего требования к ПО и регламентирующего порядок его использования на значимых объектах КИИ.
Взаимодействие с НКЦКИ
Дополнительно проект рассматриваемого федерального закона уточняет требования в части информирования НКЦКИ. Теперь помимо обмена информацией о компьютерных инцидентах также предстоит обмениваться информацией о компьютерных атаках.
Регламентом взаимодействия с НКЦКИ (пункт 4.1) ранее уже было предусмотрено требование, что информировать следует не только о компьютерных инцидентах, но и о компьютерных атаках. Фактически введенные изменения просто уточнили на уровне федерального законодательства те действия, которые по факту уже выполнялись.
Также изменения предусматривают полномочия НКЦКИ по установке средств, предназначенных для поиска, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты (средства ГосСОПКА), не только на значимых объектах КИИ, но и на иных информационных ресурсах, принадлежащих следующим лицам:
- государственные органы (за исключением отдельных органов);
- государственные унитарные предприятия;
- государственные учреждения;
- государственные фонды;
- государственные корпорации (компании);
- иные российские юридические лица, находящиеся под контролем Российской Федерации (в т.ч. субъектов РФ).
Приведенные выше лица, а также субъекты КИИ, обладающие значимыми объектами КИИ, обязаны осуществлять непрерывное взаимодействие с государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы РФ (ГосСОПКА). Напомним, что существует два способа такого взаимодействия:
- Через центры ГосСОПКА, имеющие соглашение с НКЦКИ, то есть отраслевые или корпоративные центры мониторинга состояния информационной безопасности. Одним из корпоративных центров мониторинга является USSC-SOC, у которого есть соглашение о взаимодействии с НКЦКИ.
- Самостоятельное взаимодействие с НКЦКИ напрямую.
При самостоятельном взаимодействии возможны несколько вариантов: автоматизированный обмен информацией на основе программного интерфейса, личный кабинет субъекта ГосСОПКА (при его наличии), электронная почта.
Что делать субъектам КИИ в связи с нововведениями?
Субъектам КИИ уже сейчас следует предпринять следующие действия (если ранее они не были проведены):
- запланировать потенциальные работы по пересмотру объектов КИИ и их категорий значимости — после выпуска соответствующих документов от Правительства Российской Федерации и ФСТЭК России;
- организовать взаимодействие с ГосСОПКА — самостоятельно или через специализированные центры, имеющие соглашение с НКЦКИ;
- оценить объем используемого импортного ПО и программно-аппаратных средств в составе значимых объектов КИИ;
- рассчитать примерные бюджеты в части перехода на отечественные решения, запланировать импортозамещение — после утверждения соответствующих документов со стороны Правительства Российской Федерации.
Введенные изменения вступают в силу с 01.09.2025.
Выводы
Мы рассмотрели введенные Федеральным законом следующие глобальные изменения:
- в процедуре категорирования объектов КИИ — предполагается разработка документов с учетом отраслевых особенностей объектов КИИ;
- усиление технологической независимости значимых объектов КИИ;
- необходимость непрерывного взаимодействия с НКЦКИ.
Ожидается окончательное принятие Федерального закона Советом Федерации, его подписание Президентом РФ и официальное опубликование.