Реестр российской радиоэлектронной продукции: за и против

Реестр российской радиоэлектронной продукции: за и против

Реестр российской радиоэлектронной продукции: за и против

Тема импортозамещения и реестра российской продукции уже несколько лет беспокоит экспертов и отечественные компании. Основная задача правительства РФ, как видят это специалисты, — вычленить наиболее важные для национальной безопасности типы продукции и запретить их импорт в страну. Мы взвесили все «за» и «против» реестра российской радиоэлектронной продукции в этих условиях.

 

 

 

 

  1. Введение
  2. Возможные решения проблемы отставания отечественной радиоэлектроники
  3. Выводы

 

Введение

Важной составляющей федеральной программы «Цифровая экономика» является импортозамещение. Порой вместо этого термина используют понятие «импортонезависимость». Однако в условиях сложившегося к настоящему времени глубокого международного разделения труда считать его корректным невозможно: построить независимую от импорта экономику в нынешних условиях не способна ни одна страна. Зато выделить критически важные для национальной безопасности виды продукции и избавиться от их импорта — задача выполнимая.

Одним из шагов в данном направлении можно считать «Единый реестр радиоэлектронной продукции РФ», который составлен и поддерживается Минпромторгом. Открылся он 1 сентября 2019 года и представляет собой список продукции российской радиоэлектронной промышленности, а также работ и услуг, которые с этой отраслью связаны. С актуальным состоянием постоянно пополняемого списка можно ознакомиться здесь.

Способствует изменению ситуации в пользу отечественного ИКТ-производства также и постановление Правительства РФ № 878 от 10 июля 2019 г., которое утвердило ограничения на импортную радиоэлектронную продукцию и телекоммуникационное оборудование при госзакупках (с 2020 года оно распространяется и на связанные с отраслью работы и услуги).

По инициативе Правительства РФ ведётся работа над изменениями Федерального закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», направленными на поэтапный полный перевод на отечественные ИКТ-решения объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) страны: информационных систем государственных и частных предприятий оборонной промышленности, энергетики, транспорта, атомной промышленности, кредитно-финансовой отрасли и некоторых других. В готовящихся изменениях предлагается запретить иностранным вендорам каким-либо образом взаимодействовать с ИКТ-инфраструктурами КИИ России, а также ввести законодательную норму, обязывающую тех, кто по должностному статусу обеспечивает взаимодействие сетей и систем КИИ, иметь только российское гражданство.

Предполагается, что предпринимаемые российскими регуляторами ИКТ-отрасли усилия в направлении импортозамещения на гребне волны масштабной цифровизации экономики и общественной жизни в целом потеснят иностранных вендоров с российского рынка, а освобождающиеся ниши смогут освоить российские производители, не позволив иностранным вендорам перераспределить освобождающееся пространство между собой.

Однако дорога российских ИКТ-производителей на рынок, в том числе и отечественный, всё ещё извилиста и терниста. Начнём с того, что не все инициативы регуляторов с одобрением воспринимаются экспертами-аналитиками и практикующими специалистами. Эксперты отрасли обращают внимание на риски, связанные с внесением каких-либо программно-аппаратных изменений в функционирующие КИИ, а также на то, что даже поэтапный переход на отечественное ПО и «железо» при нынешнем состоянии отечественной радиоэлектроники не поможет освободиться от импортозависимости на приемлемом временном горизонте.

 

Возможные решения проблемы отставания отечественной радиоэлектроники

Решить проблему отставания отрасли, как полагают эксперты компании J’son & Partners Consulting (исследование «Объём рынка и производство ИКТ-оборудования и ЭКБ в России. Потребности для модернизации КИИ, 2016—2018 гг.»), должна помочь стратегия технического перевооружения электронной промышленности страны, рассчитанная на длительный (до тридцати лет) период с параллельным развитием отечественных дизайн-центров и контрактного производства современной компонентной базы для электроники за рубежом. Пока же такой стратегии нет.

Несмотря на то, что по оценкам J’son & Partners Consulting за период 2016—2018 гг. объём отечественного производства электронных компонентов для ИКТ-оборудования гражданского назначения вырос почти в 1,7 раза, общая доля российских разработок на отечественном рынке в ряде сегментов ИКТ-оборудования остаётся низкой: на конец 2018 года она не превышала 20%. J’son & Partners Consulting также обращает внимание на то, что  даже при переходе от крупноузловой локальной сборки к производству печатных плат сохраняется зависимость от электронных компонентов иностранного производства. Ещё более серьёзным фактором отставания остаётся зависимость от инженерных, схемотехнических и технологических решений иностранных компаний.

Неверным с позиции российских вендоров, как считают в J’son & Partners Consulting, выглядит превышение таможенных пошлин на электронные компоненты по отношению к готовым ИКТ-изделиям, что означает наличие преференций для импортёров готовой продукции, а не для внутренних производителей. Эту же позицию обозначил в интервью Anti-Malware.ru директор UserGate Дмитрий Курашев.

Как отмечает заместитель генерального директора по управлению коммуникациями ПАО «Микрон» Ольга Пестерева, в усилиях вывода своей продукции даже на российский рынок компания постоянно сталкивается с жёсткой ценовой конкуренцией со стороны иностранных производителей. В этой демпинговой политике на российском рынке зарубежные конкуренты, по её словам, опираются на финансовую поддержку своих государств.

Отметим, что «Микрон» на сегодняшний день освоила технологии производства микросхем 180 и 90 нм, в то время как по данным компании J’son & Partners Consulting внутренний спрос смещается в сторону изделий, изготовленных по технологиям 22 и 14 нм. Естественно, российские вендоры вынуждены закупать для своих производств зарубежные технологии и комплектующие, невольно поддерживая при этом иностранных разработчиков.

«Только субсидии Минпрома РФ позволили предприятию преодолеть конкуренцию в ситуации с чипами для электронных карт “Мир”, - сообщила Ольга Пестерева.

В то же время, отмечает она, ситуация с «железом» для перспективной технологии 5G по-прежнему, как и в случаях с предыдущими поколениями технологий этого ряда, складывается в пользу иностранной продукции, и чтобы сделать ощутимые шаги в изменении ситуации с обеспечением российского телекома отечественной электронной компонентной базой, нужно работать с опережением иностранных производителей, а не догонять их.

При отсутствии стратегии развития отрасли создание «Единого реестра радиоэлектронной продукции РФ», скорее всего, следует считать шагом к исправлению тяжёлой ситуации. По мнению Ольги Пестеревой, реестр поможет не только российским производителям, но и заказчикам: опираясь на него, они смогут планировать будущие проекты с учётом отечественных разработок, вкладывая средства в родную промышленность и параллельно снижая санкционные риски.

«Единый реестр радиоэлектронной продукции РФ» — проект молодой. По мнению исполнительного директора АНО «Консорциум “Телекоммуникационные технологии”» Романа Фёдорова, предстоит работа по улучшению ведения реестра, которая включает изменение классификации и разделение списка по категориям (в настоящее время в реестре не разделяются компоненты ИКТ-инфраструктуры, сварочные аппараты, водонагреватели, машины стиральные бытовые и т.п.), создание правил формирования и ведения реестра, автоматизацию процесса подачи и рассмотрения заявок. По его прогнозам, доля закупок ИКТ-продукции отечественных производителей у российских потребителей будет увеличиваться, а российским ИКТ-разработчикам однозначно необходимо добиваться включения своей продукции в реестр.

Роман Фёдоров считает, что создание реестра стало одним из важных факторов развития отечественной технологической индустрии, как по предметной части, так и в плане функциональности и клиентоориентированности.

 

Выводы

Хотелось бы верить в позитивный сценарий развития проекта под названием «Единый реестр радиоэлектронной продукции РФ». Однако небыстрый старт этого молодого проекта удачным признать трудно (хотя бы из-за нынешней неразберихи с классификацией включаемой в него продукции, когда «Микропроцессор Эльбрус-1С+, 1891ВМ11Я и его модификации: 1891ВМ11АЯ, 1891ВМ11БЯ» соседствует с «Уличным светодиодным светильником»).

Работа над исправлением ошибок, допущенных участниками проекта при старте, идёт неспешно, а проблемы, связанные с использованием иностранной радиоэлектронной продукции, становятся только острее (хотя бы из-за масштабов и глубины цифровизации). Да и распределение ролей участвующих в проекте ведомств затянулось: хотелось бы, чтобы был опубликован план (с конкретными сроками) развития и чётко были определены зоны ответственности каждого ведомства в рамках этого плана. А то ведь IoT, 5G и прочие прелести прогресса с их импортным наполнением обрушатся на страну всей своей мощью.

Полезные ссылки: 
Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новые статьи на Anti-Malware.ru