ВЦИОМ опубликовал результаты всероссийского опроса по теме телефонного мошенничества. Результаты полезно сравнить с итогами аналогичных опросов 2021 и 2022 гг., а также с общемировыми данными. Что меняется и как мы выглядим на фоне других?
- Введение
- Масштаб проблемы
- Потенциальные жертвы
- Ущерб от мошенников
- Вероятность быть обманутым
- Кто вернёт деньги?
- Выводы
Введение
Итоги всероссийского телефонного опроса, проведённого для исследования масштаба проблемы телефонного мошенничества в России, были обнародованы на открытом заседании президиума Общественного совета при МВД России, состоявшемся 12 марта в МИА «Россия сегодня». Опрос проводился по системе «ВЦИОМ-Спутник», в нём приняли анонимное участие 1600 респондентов старше 18 лет из более чем 80 регионов РФ.
ВЦИОМ проводил такой опрос в третий раз. Предыдущие исследования состоялись в 2021 и 2022 гг. Это позволяет оценить динамику происходящих изменений.
Результаты опроса представил член президиума Общественного совета МВД РФ, генеральный директор Фонда ВЦИОМ Константин Абрамов.
Рисунок 1. Выступление Константина Абрамова в МИА «Россия сегодня»
Масштаб проблемы
Как показали результаты опроса, телефонные звонки от мошенников получают две трети граждан России. Динамика растёт, несмотря на ввод в строй Роскомнадзором в январе 2023 года платформы «Антифрод», предназначенной для борьбы с этим явлением. Система осуществляет автоматическую блокировку телефонного номера в случае обнаружения подмены. Согласно закону, все российские телеком-операторы должны были подключиться к ней до конца февраля 2024 года.
В то же время ВЦИОМ зафиксировал снижение количества СМС-сообщений от мошенников. Текстовые послания поступают гражданам гораздо реже, чем телефонные звонки. Это может говорить о более эффективном противодействии таким рассылкам, но, скорее всего, дело здесь в самих злоумышленниках, а не в борьбе с ними: в «живом» разговоре применить психологическое манипулирование гораздо проще.
Рисунок 2. Результаты опроса ВЦИОМ по телефонному мошенничеству за 2024 год
Потенциальные жертвы
С телефонным мошенничеством через звонки сталкиваются прежде всего жители двух крупных российских городов: Москвы и Санкт-Петербурга. Нужно отметить, что 77 % сообщивших о подобных инцидентах — это люди с высшим или неполным высшим образованием. Впрочем, здесь нет особой находки: такие граждане обычно относятся к более состоятельной части населения, поэтому и являются более «лакомой» жертвой для мошенников.
Если же говорить об СМС-мошенничестве, то этот тип кибератак является «всенародным». Он ровно распространён по городам России и по сельской местности, охватывает в равной степени все возрастные группы и слои населения.
Рисунок 3. Потенциальные жертвы (опрос ВЦИОМ)
Интересным будет небольшое сравнение, показывающее, что в России с телефонным мошенничеством сталкиваются действительно беспрецедентно много граждан.
Если посмотреть глобальную статистику, то по уровню атак Россия находится в одном ряду с Индией. По данным британской компании Comparitech за 2024 год, телефонному мошенничеству подвергались 68 % населения Индии. Для сравнения, в США с этим видом мошенничества, который там называют вишингом (vishing, от словосочетания «voice phishing»), сталкивались в тот же период 49 % населения, в европейских странах — около 30 %. Вишинг охватывает все виды телефонного мошенничества (звонки, СМС) в связке с социальной инженерией.
Рисунок 4. Статистика телефонного мошенничества (вишинга) по странам мира в 2022 г.
Есть различия и в возрасте жертв. По данным издания Tech Report, в 2022 году среднемесячное количество спам-звонков, полученных гражданами США в возрасте 65 лет и старше, составило 50,4, а для людей в возрасте 18 — 34 лет — лишь 20,3. В России, напомним, наблюдается безразличие к возрасту жертв. Мошенники считают, что «ловить рыбку» можно везде.
Рисунок 5. Статистика мошеннических звонков (вишинга) в США за 2022 год
Ущерб от мошенников
Несмотря на широкий масштаб телефонного мошенничества в России в 2024 году, российские граждане демонстрируют высокую устойчивость к атакам злоумышленников. Об этом явно говорят данные ВЦИОМ. Согласно им, финансовые потери понесли только 7 % жертв. Свой ущерб оценили как значительный только 4 % граждан России, тогда как остальные заявили о незначительной сумме потери.
Важно также отметить, что российские граждане демонстрируют хорошую «обучаемость»: в предыдущих опросах доля пострадавших была выше (9 %). Это может свидетельствовать и о результативности профилактических мер со стороны правоохранительных органов и банковского сообщества.
Рисунок 6. Ущерб от мошенников (опрос ВЦИОМ)
Для сравнения, в США люди демонстрируют более низкую стойкость. По данным компании Hiya, в 2021 году мошеннические телефонные звонки обошлись американским жертвам в среднем в 567,41 доллара. Это оказалось значительно выше среднего убытка в 2020 году, составившего 182 доллара.
В целом, американцы потеряли из-за телефонных мошенников в 2022 году около 39,5 млрд долларов. Эта сумма примерно равна 10 % дохода Российской Федерации, заложенного в госбюджете на 2024 год.
Вероятность быть обманутым
О росте стойкости к телефонному мошенничеству заявили и сами россияне. По данным опроса ВЦИОМ, если в 2021 г. риск быть обманутым считали вероятным 34 % опрошенных, то теперь только четверть россиян (23 %) боятся потерять денежные средства. В целом граждане готовы сопротивляться действиям мошенников.
Больше четверти опрошенных (27 %) в 2024 году также высказали уверенность, что они смогут противостоять любой форме телефонного мошенничества уже сейчас. Эту уверенность демонстрируют чаще мужчины (30 %), чем женщины (25 %), и прежде всего молодёжь (42 %). Наличие среднего образования и хорошее материальное положение, а также предпочтение телевидения интернету также располагают людей к тому, чтобы заявлять о своей устойчивости к манипуляциям.
Рисунок 7. Вероятность быть обманутым (опрос ВЦИОМ)
Кто вернёт деньги?
Исследователи ВЦИОМ не обошли стороной и тему возмещения украденных мошенниками денежных средств.
Почти половина опрошенных (44 %) считают, что этим должны заниматься правоохранительные органы. Трудность выполнения этого пожелания очевидна: далеко не каждого мошенника можно поймать, а получателем украденных денег часто становится совершенно другое лицо.
Есть также и другие важные обстоятельства, препятствующие выполнению этого пожелания. О них сообщил во время заседания в МИА «Россия сегодня» генерал-майор полиции Филипп Немов, возглавляющий управление МВД России, которое занимается расследованием подобных инцидентов.
По его словам, 95 % всех выявленных в России кибератак, связанных с телефонным мошенничеством, исходят с территории Украины. Это не позволяет российской полиции добиваться наказания преступников за совершённое преступление, даже если колл-центр выявлен, а адрес получателя украденных денег известен.
Рисунок 8. Кто вернёт деньги, украденные в результате телефонного мошенничества
Управление МВД России по противодействию киберпреступности, опираясь на итоги своих расследований, провело анализ алгоритмов «работы» телефонных мошенников. В результате недавно появился перечень самых распространённых «сценариев», используемых злоумышленниками. Он был опубликован в телеграм-канале официального представителя МВД России Ирины Волк.
Рисунок 9. Перечень самых распространённых «сценариев» телефонных мошенников
Выводы
ВЦИОМ опубликовал результаты опроса граждан России, отражающие масштаб проблемы телефонного мошенничества в нашей стране. Статистика указывает на беспрецедентно высокий уровень этой угрозы. Однако, как следует из полученных данных, россияне демонстрируют значительно более высокую стойкость к этому виду вредоносной активности, чем граждане других стран мира.