Число пользователей, атакованных фишерами, за год увеличилось почти вдвое

Число пользователей, атакованных фишерами, за год увеличилось почти вдвое

Число интернет-пользователей, столкнувшихся с фишинговыми атаками за последние 12 месяцев, увеличилось на 87% – с 19,9 до 37,3 миллионов. Чаще всего жертвами этой киберугрозы становятся жители России, США, Индии, Вьетнама и Великобритании. Таковы результаты исследования «Эволюция фишинговых атак в 2011-2013 гг.», проведенного «Лабораторией Касперского» в июне 2013 года на основе данных облачной системы мониторинга KasperskySecurity Network.

Фишинг – это схема интернет-мошенничества, при которой преступники создают фальшивую копию популярного сайта (сервиса электронной почты, интернет-банка, социальной сети и т.д.) и различными способами пытаются заманить на нее пользователей Интернета. Цель фишинговых атак – получить ценные пользовательские данные: персональные сведения, информацию для доступа к банковским сервисам и аккаунтам в социальных сетях. Впоследствии злоумышленники либо самостоятельно используют полученные данные для похищения денег жертвы, а также распространения спама и вредоносного ПО через скомпрометированные аккаунты в почте или социальных сетях, либо перепродают информацию другим преступникам.

Долгое время фишинг оставался разновидностью угроз, характерных для почтового спама. Однако данные, полученные в ходе исследования, говорят о том, что фишинговые атаки достигли таких масштабов, что правильнее рассматривать их как отдельную опасную угрозу. Так, например, на фишинговые атаки, организованные через спам-рассылки, за последний год пришлось чуть более 12% от всего объема зарегистрированных атак. Во всех остальных 88% случаев пользователи сталкивались со ссылками на фишинговые страницы отнюдь не в почте, а, например, в процессе веб-серфинга, при общении в Интернете (через Skype и т.п.) и использовании соцсетей. 

В ходе исследования специалисты «Лаборатории Касперского» проанализировали данные о фишинговых атаках, полученные от более чем 50 миллионов пользователей Kaspersky Security Network в период с 1 мая 2012 года по 30 апреля 2013 года, и сравнили их с данными за аналогичный временной промежуток 2011-2012 гг.

По итогам анализа выяснилось, что за период 2012-2013 гг. ежедневно фишинговым атакам подвергалось 102,1 тысячи пользователей по всему миру, а это почти вдвое больше, чем за аналогичный предыдущий период. Лидерами по росту числа атакованных пользователей оказались 4 страны: Вьетнам, США, Индия и Германия – здесь этот показатель увеличился более чем на 100%. 

Большинство серверов, на которых размещались фишинговые страницы, были зарегистрированы на территориях  США, Великобритании, Германии, России и Индии. А более половины (57%) всех идентифицированных уникальных источников атак располагаются на территории всего 10 стран. При этом количество этих самых источников атак за период с 2012 по 2013 гг. выросло более чем в 3 раза.

Главными целями злоумышленников оказались одни из самых популярных интернет-ресурсов: Yahoo!, Google, Facebook и Amazon. На эти сервисы пришлось свыше 30% всех фишинговых инцидентов. В то же время более 20% всех атак были совершены на банки и другие кредитно-финансовые организации. В тридцатку самых подделываемых ресурсов попали также American Express, PayPal, Xbox live и Twitter.

«Объем и разнообразие фишинговых атак, обнаруженных в ходе исследования, указывают на то, что фишинг – не просто один из способов нелегального обогащения злоумышленников, а значимая и заметная угроза. Сравнительная простота организации подобных атак и их эффективность привлекают все большее число киберпреступников к данному виду незаконной деятельности. Объемы фишинговых атак, выросшие почти вдвое всего за год, тому подтверждение», – отметил Никита Швецов, заместитель директора по исследованиям и разработке «Лаборатории Касперского».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Фишинговая кампания с бэкдорами Merlin и Loki выявлена в России

Специалисты Kaspersky выявили нацеленную на российские организации кампанию — Mythic Likho, в рамках которой применяются модифицированная версия бэкдора Merlin и обновлённый вариант вредоносной программы Loki.

Обе программы используют фреймворк с открытым исходным кодом Mythic. Атакам подверглись более десяти российских организаций из различных отраслей, включая телекоммуникации и промышленность.

Точные цели злоумышленников неизвестны, но исследователи полагают, что атакующих интересуют конфиденциальные данные.

Для доставки вредоносов применяется фишинг. Тексты сообщений варьируются: например, одно из писем было направлено в кадровую службу машиностроительного предприятия.

В нём отправители просили предоставить характеристику на бывшего сотрудника, якобы претендующего на ответственную должность в другой компании. Такие письма, вероятно, содержат ссылки на архивы с поддельными резюме, при открытии которых происходит загрузка бэкдора Merlin.

Merlin — это инструмент для постэксплуатации с открытым исходным кодом, написанный на Go. Он совместим с Windows, Linux и macOS, а также поддерживает работу по протоколам HTTP/1.1, HTTP/2 и HTTP/3.

После активации бэкдор соединяется с сервером управления и передаёт сведения о заражённой системе, включая IP-адрес, версию операционной системы, имя пользователя, имя хоста и архитектуру процессора.

Один из обнаруженных экземпляров Merlin загружал в систему новую версию Loki. Этот бэкдор, как и его предыдущая версия, собирает данные о системе, передавая злоумышленникам идентификатор агента, IP-адрес, версию ОС, название устройства и путь к исполняемому файлу. В новой версии добавлена также передача имени пользователя.

Обе программы разработаны для работы с фреймворком Mythic. Первоначально этот инструмент создавался для тестирования защиты корпоративных систем и проведения киберучений, но может использоваться и в преступных целях.

Mythic позволяет создавать кастомизированные агенты для различных платформ, что даёт атакующим гибкость в выборе методов.

На данный момент не хватает данных, позволяющих связать эти атаки с какой-либо известной группировкой. В связи с этим кампания получила название Mythic Likho.

«Применение фреймворка Mythic и разработка кастомных агентов делает атаки гибкими: несмотря на общий метод распространения через фишинговые письма, их содержание и последовательность заражения могут отличаться. Это повышает вероятность успешного проникновения. Важно уделять повышенное внимание защите информационных систем и использовать надёжные средства кибербезопасности», — отмечает Артём Ушков, исследователь угроз в «Лаборатории Касперского».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru