Путин подписал закон о «праве на забвение» в интернете

Путин подписал закон о «праве на забвение» в интернете

Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». Об этом говорится на сайте Кремля.

Формулировка

Новым законом устанавливается, что оператор поисковой системы по требованию физического лица обязан прекратить выдачу сведений об указателе страницы сайта в интернете, позволяющих получить доступ к информации о заявителе, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации, являющейся недостоверной, а также неактуальной, утратившей значение для физического лица в силу последующих событий или его действий, передает cnews.ru.

Исключение составляет информация о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, и информация о совершении физическим лицом преступления, по которому не снята или не погашена судимость.

Новые права граждан

Закон дает гражданину право направить любому интернет-поисковику, действующему на территории Российской Федерации, официальный запрос с указанием своих личных данных на удаление ссылок. Ссылки должны вести к определенным страницам, содержащим имя и фамилию заявителя. Домен целиком не может быть указан в заявлении. Поисковик в течение 10 дней должен принять решение об удалении ссылок или попросить заявителя предоставить дополнительные сведения.

Если компания откажется удалить ссылки, заявитель в праве подать на нее в суд по месту жительства. Дело должно быть рассмотрено местными органами власти, то есть представители поисковика должны будут явиться в город, к котором проживает истец.

Быстрое принятие закона

Государственной Думой новый закон был принят в окончательном, третьем, чтении 3 июля 2015 г., а Советом Федерации — 8 июля 2015 г.

Рассмотрение законопроекта прошло достаточно быстро: документ был внесен в Госдуму в начале лета, 16 июня он был принят в первом чтении, а 30 июня — во втором.

Авторами законопроекта выступают депутаты Алексей Казаков, Вадим Деньгин, Ольга Казакова и Леонид Калашников. А саму идею о «праве на забвение» этой осенью озвучил помощник президента, экс-министр связи Игорь Щеголев.

Негативная реакция интернет-отрасли

Интернет-отрасль отнеслась к идее законопроекта крайне отрицательно. По мнению ее представителей, он содержит явные противоречия действующему российскому законодательству. Как отметил директор по связям с общественностью «Яндекса» Очир Манджиков, законопроект необоснованно и непропорционально ограничивает закрепленные в 29 статье Конституции права граждан на поиск информации и доступ к ней.

Манджиков указывает, что документ предлагает передать функции судов или правоохранительных органов коммерческим организациям — поисковикам, вводит явный дисбаланс между частными и общественными интересами и не учитывает принципы работы поисковых систем и технические особенности развития интернета.

Учтенные пожелания

Во втором чтении ряд поправок, на которых настаивала интернет-отрасль, был принят. В частности, было изменено определение поисковой системы. Теперь речь идет о системе, осуществляющей по запросу пользователя поиск в интернете информации и предоставляющей пользователю сведения об указателе страницы сайта для доступа.

Таким образом, по сравнению с первоначальным вариантом законопроекта, теперь документ не будет касаться локальных поисковых систем, работающих внутри каких-либо сайтов. Также срок, в течение которого поисковая система должна удалить запрошенную гражданином информацию либо дать мотивированный отказ, увеличен с трех календарных до 10 рабочих дней.

Пожелания, которые не были учтены

Замечания к документу высказало и правовое управление Госдумы. Причем в окончательной формулировке были учтены не все их них.

В замечаниях юристов было указано, что целью пресечения распространения недостоверной информации в интернете является не исчезновение ее из поисковой выдачи, а удаление информации как таковой. С этой целью следует использовать действующий механизм блокировки доступа к интернет-сайтам, заложенный в законе «Об информации».

Кроме того, правовое управление Госдумы считает, что в компетенцию поисковой системы не входит определение достоверности информации, равно как и наличия в ней признаков уголовно наказуемых деяний. Это должен решать суд, причем иски следует подавать не к поисковым система, а к владельцам соответствующих сайтов.

Также правовое управление отмечало, что действующее законодательство не имеет каких-либо ограничений на распространение достоверной информации в связи с истечением какого-либо срока. Аналогичное замечание было высказано и к понятию «неактуальной информации для заявителя»: оно слишком расплывчато и может нарушать конституционные права граждан на свободу информации, поскольку для иных лиц такая информация по-прежнему может быть актуальной.

Неудобства для интернет-компаний

Члены Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) сожалеют, что Госдума не одобрила два принципиально важных для интернет-отрасли момента. Во-первых, законопроект вводит норму в Гражданский процессуальный кодекс, позволяющую подавать иски к поисковым системам не по месту нахождения ответчика, а по месту нахождения истца — то есть по всей России. Во-вторых, закон вступит в силу с 1 января 2016 г., а не годом позже, как хотели в РАЭК.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Новый гендиректор МойОфис высказался о кризисе в компании

Генеральный директор компании «Новые облачные технологии», разработчика офисного комплекса «МойОфис», Вячеслав Закоржевский высказался о причинах кризиса в компании и представил пути выхода из него.

Закоржевский дал интервью «Ведомостям», где отметил, что в 2023 году у компании резко — на без малого 46% — снизилась выручка. Объем убытков превысил 5 млрд рублей. В 2024 году ситуация не изменилась.

Глава компании объяснил эту ситуацию издержками быстрого роста вследствие активного роста спроса на фоне вынужденного импортозамещения:

«У падения выручки причины разные. Получилось так, что к нам одномоментно пришло много клиентов. Бэк-офис и фронт-офис были не готовы, техническая поддержка была не готова. Все навалилось, и компания начала, скажем, работать в экстренном режиме перестройки. Это, конечно, сказалось на процессе. Помимо того, многие клиенты закупили многолетние контракты в 2022 г., когда только началось активное импортозамещение. Тогда и частные, и государственные клиенты оформляли 3-5-летние контракты. И оно вкупе привело к снижению финансовых показателей».

Гендиректор опроверг информацию об уходе крупных клиентов. Однако он признал, что были сложности с продлением контрактов на техническую поддержку. Были примеры и того, когда потенциальные заказчики отказывались от приобретения «МойОфис» из-за затянувшихся пилотов или отрицательных отзывов других компаний.

Однако, как отметил Вячеслав Закоржевский, на 50% срывы новых контрактов были обусловлены несовершенством внутренних процессов в компании:

«Раньше мы могли вернуться за фидбэком через месяц. А надо брать и сразу день в день выезжать и максимально все закрывать. Бывало такое, что компания обещала клиенту реализовать какие-то функции, а потом в течение года несколько раз меняла планы. Это все как раз несовершенство внутренних процессов».

Тем не менее количество пользователей продуктов компании он оценил в 12 500 государственных и корпоративных, а 25 тысяч приобрели платные версии для конечных пользователей. Загрузили бесплатную версию редакторов более 30 млн пользователей.

На начало 2025 года Вячеслав Закоржевский анонсировал три новых продукта в составе «МойОфис». Это редактор схем,  набор BI-инструментов с возможностью установки на серверах клиентов (on-premise), а также инструмент для защиты информации от утечек.

«В 2025 году мы планируем расширять портфолио решений и перейти от продаж отдельных продуктов к комплексным наборам. Так, чтобы все составляющие продавались единым пакетом, и заказчик получал все вместе», — так Вячеслав Закоржевский обозначил приоритеты компании по рыночной стратегии продвижения продуктов. Также новый генеральный директор компании анонсировал продажи продуктов зарубежным заказчикам, в том числе крупным.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru