Лаборатория Касперского обнаружила новый старый способ кражи денег

Лаборатория Касперского обнаружила новый старый способ кражи денег

Лаборатория Касперского обнаружила новый старый способ кражи денег

Киберпреступники смогли похитить более 200 миллионов рублей у российских организаций с помощью простой подмены реквизитов в платежных поручениях. «Лаборатория Касперского» обнаружила новый зловред TwoBee, с помощью которого злоумышленники редактировали текстовые файлы для обмена данными между бухгалтерскими и банковскими системами.

Файлы оказались легкой добычей для преступников, поскольку не были защищены шифрованием и по умолчанию имели стандартные имена. 

Пример банковской выписки, которую редактировали злоумышленники  

 

Такой подход нельзя назвать новым – несколько лет назад платежные поручения подменял нашумевший в свое время троянец Carberp. Однако эта техника уже довольно давно уступила место другим более сложным методам атак, в частности заражению банкоматов, проникновению в системы дистанционного банковского обслуживания или платежные системы. 

Тем не менее эта, казалось бы, забытая тактика позволила злоумышленникам легко добиться желаемого результата. В настоящее время создатели зловреда TwoBee используют десятки банковских счетов, на которые переводят деньги своих жертв. Почти 90% атак пришлось на компании среднего и малого бизнеса. Большинство пострадавших организаций (25%) зафиксировано в Москве. Следом по числу заражений идут Екатеринбург и Краснодар.  

«Техника подмены реквизитов в платежных поручениях в свое время сошла на нет благодаря массовому распространению технологий шифрования в большинстве финансовых систем. Вероятно, тот же способ будет эффективен и в борьбе с TwoBee – защищенные выгрузки не позволят троянским программам так просто менять реквизиты в денежных переводах. Именно поэтому мы советуем всем компаниям передавать финансовую информацию в зашифрованном виде», – поясняет Денис Легезо, антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского».

«Для защиты от атак с использованием TwoBee или похожих на него зловредов мы рекомендуем организациям, в первую очередь, сверять номер счета из подтверждающего запроса от банка с номером счета получателя, указанным в бухгалтерской системе. Это на 100% гарантирует защиту от мошенничества, – прокомментировал Игорь Митюрин, Департамент безопасности ПАО Сбербанк. – Вместе с тем важно убедиться, что вы используете актуальные и обновленные версии программного обеспечения, установили защитные программы и ограничили доступ в Интернет с тех устройств, на которых установлены системы дистанционного банковского обслуживания и бухгалтерские системы».

Алексей Харитонов, руководитель отдела продвижения экономических программ, фирма «1С», отметил: «Актуальные версии наших учетных программ проверяют, не был ли файл обмена модифицирован зловредом после загрузки данных в программу банка, но до отправки платежей на исполнение. Но, конечно, наиболее надежный вариант – использовать сервисы прямого обмена с банками, например, по технологии DirectBank, которую сейчас поддерживают более 25 банков, от крупнейших до небольших. В этом случае выгрузка-загрузка файлов обмена вообще не требуется, все платежные документы формируются и подписываются электронной подписью прямо в учетной программе и из нее отправляются напрямую на сервер банка». 

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Период распродаж сопровождался ростом активности DDoS и ботов

Киберпреступники не обошли стороной известный день распродаж — 11 ноября. Злонамеренная активность превышала легитимную почти на два порядка. Особенно интенсивно атаковали крупных ретейлеров.

В текущем году активность покупателей перед «Днем холостяка» 11 ноября, когда многие компании открывают сезон скидок, превышала среднюю в 2-3 раза. Но еще больше росла активность ботов.

Руководитель аналитического отдела Servicepipe Антон Чемякин сообщил «Известиям», что максимальная мощность атаки на один из российских маркетплейсов достигала 3,5 млн запросов в минуту, что в 50 раз превысило легитимную активность даже с учетом пиковой загрузки. DDoS-атаки на ретейлеров уже давно стали неотъемлемой частью сезона распродаж.

Активность ботов он связал с деятельностью конкурентов, которые собирали и структурировали информацию о товарном предложении и ценах. Подобная деятельность началась до старта активных распродаж.

Однако только сбором данных «ботоводы» не ограничивались. Директор платформы облачной киберзащиты Solar Space ГК «Солар» Артем Избаенков привел такой пример активности ботов незадолго до начала распродаж, с конца октября:

«Боты атакуют интернет-магазины разными способами. Например, создают ложные заявки на бронь товара, закидывают горячие линии спам-звонками и массово заполняют формы обратной связи на сайтах, имитируя высокий спрос. Такая ситуация не оставляет небольшим компаниям времени на обработку настоящих заказов, что, в свою очередь, полностью останавливает рабочие процессы».

Использовали ажиотаж перед сезоном распродаж и организаторы фишинговых кампаний. Их активность, по данным экспертов, опрошенных «Известиями», выросла в среднем в 5 раз.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru