Банк России: за год мошенники украли у граждан почти 10 млрд рублей

Банк России: за год мошенники украли у граждан почти 10 млрд рублей

Банк России: за год мошенники украли у граждан почти 10 млрд рублей

По данным Банка России, в прошлом году количество мошеннических операций с использованием электронных средств платежа (ЭСП) увеличилось на 34%, а их объем — в полтора раза (до 9777,3 млн рублей против 6425,8 млн в 2019 году). Доля несанкционированных транзакций, проведенных посредством использования социальной инженерии, снизилась с 68,6 до 61,8%.

Эти цифры приведены в «Обзоре операций, совершенных без согласия клиентов финансовых организаций за 2020 год», опубликованном (PDF) на сайте Банка России. В этом документе также отмечен общий рост количества и объема ЭСП-операций (на 23 и 28% соответственно), которому в большой мере способствовал всеобщий переход на удаленный режим работы.

Доля мошеннических транзакций при этом составила чуть больше 1 копейки на каждую 1 тыс. рублей. В ЦБ этот успех объясняют эффективностью автоматизированной системы «ФИД-АнтиФрод», к которой подключены все банки, работающие в России. К концу 2020 года в ней накопилось более 43 тыс. уникальных признаков операций, совершенных без согласия клиентов.

Большинство несанкционированных ЭСП-транзакций в настоящее время проводится с использованием элементов социальной инженерии, но таких инцидентов, согласно статистике ЦБ, стало меньше. Аналитики полагают, что немалую роль здесь сыграли совместные усилия Центробанка, финансовых организаций и правоохранительных органов, направленные на повышение уровня киберграмотности населения.

Индивидуальные потери клиентов банков – физлиц в результате одной мошеннической транзакции в среднем составили 11,4 тыс. руб., юрлиц — 347,8 тыс. рублей. Банки совокупно вернули (возместили) клиентам 1104,6 млн рублей, похищенных мошенниками (11,3%).

Как и годом ранее, больше всего краж пришлось на операции по оплате товаров и услуг в интернете (CNP-транзакции) — российские банки зафиксировали  585,3 тыс. таких инцидентов. Совокупный ущерб при этом составил 4229,1 млн руб., и банки вернули клиентам 19,2% от этой суммы.

Объем краж через банкоматы и терминалы по сравнению с 2019 годом возрос на 40%, через системы ДБО — на 70%. В последнем случае столь значительный рост, по словам аналитиков, обусловлен большой отдачей от таких атак: остаток на счетах, доступных в ДБО, может существенно превышать размер сделки в интернете. Мошенники, нацеленные на системы ДБО, также чаще прибегают к социальной инженерии — в 80%, согласно статистике Центробанка.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Минпромторг прорабатывает систему кибербезопасности для автомобилей

Минпромторг заказал обоснование для внедрения в России национальной системы кибербезопасности автомобилей. Ведомство заинтересовала возможность злоумышленников вторгаться в работу систем управления автомобилями.

Как узнало издание «Газета Ру», Минпромторг РФ заказал проведение исследования, направленного на изучение инцидентов в безопасности, которые касались транспортных средств, создать методы анализа защиты программного обеспечения электронных блоков управления автомобилей и разработать для этого нормативно-правовую базу.

В 2023 году на выставке «Иннопром» в Казани была представлена облачная система безопасности подключенных транспортных средств. Ее разработчиками являлись ФГУП «НАМИ», «Лаборатория Касперского» и АО «ГЛОНАСС».

Как отметили опрошенные изданием эксперты, пока модель угроз для автотранспорта отсутствует. Нет четкого портрета злоумышленника, но при этом источники угроз весьма разнообразны.

Они могут привести к различным негативным последствиям, от активации несанкционированных платных подписок до создания аварийных ситуаций из-за вмешательства в работу различных систем автомобиля.

Автотранспорт действительно содержит уязвимые компоненты. Бортовые системы автомобилей были названы среди потенциально уязвимых приемников спутниковой навигации.

Кроме того, опасные уязвимости не так давно были найдены в информационно-развлекательном блоке Mazda Connect, эксплуатация одной из которых грозит вмешательством в работу двигателя, трансмиссии и тормозной системы.

Внедрение такой системы следует начинать на стадии проектирования автомобилей. Как предупреждают эксперты, на уже эксплуатируемые машины, по крайней мере, легковые, устанавливать довольно дорогостоящие системы может оказаться экономически нецелесообразным.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru