Спам-звонки бесят половину россиян, но защиту использует только треть

Спам-звонки бесят половину россиян, но защиту использует только треть

Спам-звонки бесят половину россиян, но защиту использует только треть

По данным Аналитического центра НАФИ, телефонный спам — привычное явление для подавляющего большинства жителей России. У половины владельцев мобильных устройств такие звонки вызывают раздражение, однако бороться с ними с помощью специальных приложений пытаются лишь 31% россиян.

Таковы результаты всероссийского опроса, проведенного аналитиками по репрезентативной выборке в конце мая – начале июня. В опросе приняли участие 1600 человек старше 18 лет из 53 регионов.

Как оказалось, за последний месяц с телефонным спамом сталкивались 89% респондентов. В Центральном и Дальневосточном федеральных округах этот показатель выше — 93%, в Москве и Санкт-Петербурге тоже (92%).

Более половины опрошенных (53%) отметили, что назойливые звонки их раздражают или доставляют серьезное неудобство. Примечательно, что такая реакция чаще возникает у мужчин в возрасте от 35 до 44 лет (60%) и женщин 45 лет и старше (60-63%).

Спам по телефону — это не только навязчивая реклама, такой звонок может оказаться частью мошеннической схемы. В этом случае он грозит финансовыми потерями; в России жертвы телефонного мошенничества в среднем теряют около 5 тыс. рублей.

Блокировать подобные звонки можно на уровне сетей сотовой связи, и некоторые операторы уже внедрили соответствующие технологии. Чтобы расширить эту практику, Минцифры подготовило законопроект, который обяжет провайдеров принимать активные меры против спама и мошенничества. Министерство также решило объединить усилия регуляторов и отрасли, создав центр по борьбе с телефонным спамом и мошенничеством.

Абоненты могут самостоятельно защититься от таких звонков, установив на смартфон приложение, способное распознавать номера злоумышленников (на основе жалоб, зафиксированных в общей базе) и информировать пользователя об угрозе либо автоматически блокировать такие вызовы. Такие программы-определители есть у МТС, «Яндекса», «Лаборатории Касперского» и некоторых российских банков (Сбер, «Тинькофф»).

Несмотря на наличие этих средств индивидуальной защиты, пользуется ими, согласно опросу НАФИ, меньше трети россиян. В возрастной группе от 18 до 24 лет этот показатель самый высокий — 44%.

«Телефонные базы для спам-звонков имеют сегодня довольно типичное происхождение – прежде всего, это “слитые” телефонные базы клиентов коммерческих организаций, а также базы, получаемые в ходе парсинга (сбора) номеров из открытых источников — например, с досок объявлений, социальных сетей, сайтов знакомств и других онлайн-ресурсов, — комментирует Тимур Аймалетдинов, замгендиректора Аналитического центра НАФИ. — Сегодня мы видим активную работу государства в лице Роскомнадзора за контролем соблюдения требований законодательства о персональных данных, а также усилия коммерческих компаний по созданию антиспам-приложений. Дело осталось за самими пользователями. Важно соблюдать простые правила кибербезопасности и кибергигиены — как минимум, не оставлять контактные данные там, где в этом нет необходимости».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Российские компании атакует неуловимая кибергруппировка

С мая 2023 года финансовые подразделения российских компаний атакует ранее неизвестная группировка DarkGaboon. Её особенностью является использование вредоносной программы Revenge RAT и поддельных документов, имитирующих легитимные материалы финансовой тематики.

Активность DarkGaboon впервые привлекла внимание департамента киберразведки Positive Technologies (PT Expert Security Center) в октябре 2024 года, когда была обнаружена волна атак с использованием Revenge RAT, нацеленная на российские финансовые структуры.

Хотя первые версии этой программы появились ещё в 2018 году, исследователи выявили, что элементы инфраструктуры злоумышленников носят названия, связанные с африканской тематикой. Это позволило связать их с новой финансово мотивированной APT-группировкой, названной DarkGaboon в честь габонской гадюки, обитающей вблизи горы Килиманджаро.

В октябре 2024 года группировка атаковала один из российских банков. В филиал банка было отправлено письмо с темой «Сверка взаиморасчётов». Оно содержало грамотно составленный текст на русском языке, касающийся бухгалтерии, и архив-приманку «Акт сверка.z». В архиве находились таблица Excel, пояснительная записка и вредоносный файл, замаскированный под PDF-документ.

 

Рассылки осуществлялись с ранее скомпрометированного аккаунта Gmail. Управляющий сервер находился за пределами России и использовал адрес 31.13.224[.]86 с панелью управления Revenge RAT. Домены, связанные с инфраструктурой, формировали кластер под названием "kilimanjaro", при этом сами серверы располагались в Европе.

Вредоносная программа защищена криптером с использованием алгоритма AES и обфускацией .NET Reactor. Все образцы Revenge RAT подписаны поддельными сертификатами X.509. Для обхода эвристического анализа зловред активирует пятиминутный таймер, после чего начинается извлечение и расшифровка полезной нагрузки.

Программа закрепляется в системе через каталог автозапуска или директорию C:\Users<user>\AppData\Roaming, внося изменения в реестр Windows. После закрепления Revenge RAT собирает информацию о системе и отправляет её на управляющий сервер.

DarkGaboon регулярно обновляет свои вредоносные программы и документы-приманки, используя четыре основных шаблона с небольшими изменениями. Эта стратегия позволила долгое время оставаться незамеченными. С марта 2024 года частота обновлений увеличилась, что может указывать на рост активности группировки.

Основные жертвы DarkGaboon — российские компании. Среди пострадавших оказались банки, предприятия розничной торговли, сферы услуг, спорта и туризма.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru