UEFI-буткит ESPecter бэкдорит Windows с 2012 года

UEFI-буткит ESPecter бэкдорит Windows с 2012 года

UEFI-буткит ESPecter бэкдорит Windows с 2012 года

Исследователи из ESET обнаружили новый, никем не описанный буткит для UEFI, который устанавливается в систему посредством компрометации диспетчера загрузки Windows. Как оказалось, зловред, получивший кодовое имя ESPecter, был создан как минимум в 2012 году и вначале был ориентирован на системы с BIOS.

Буткит позволяет установить контроль над процессом загрузки ОС и обеспечивает хакеру очень стойкое присутствие в системе. Тем не менее, злоумышленники редко применяют такие инструменты: их создание требует хорошей технической подготовки. До находки ESET специалистам по ИБ были известны только четыре случая использования буткита в атаках: Lojax, MosaicRegressor, безымянные модули TrickBot и FinSpy.

Вредонос ESPecter, по словам экспертов, был обнаружен на взломанной машине вместе с клиентским компонентом, обладающим функциями кейлоггера и инфостилера. По всей видимости, атака была проведена с целью шпионажа.

Исследование показало, что новый буткит может устанавливаться в систему двумя способами: посредством подмены главной загрузочной записи на диске (в Legacy-режиме) или через патчинг диспетчера загрузки Windows (bootmgfw.efi).

Версия ESPecter, внедряемая в системный раздел EFI, готовит рабочую среду для целевого зловреда, загружая собственный драйвер режима ядра, способный обойти обязательную проверку цифровой подписи. Этот драйвер, в свою очередь, загружает два компонента режима пользователя — WinSys.dll и Client.dll.

Первый отвечает за сбор информации о зараженной системе и обновление данных конфигурации. Второй работает как бэкдор; он умеет по команде фиксировать клавиатурный ввод, воровать документы, делать снимки экрана, а также автоматически выводить собранную информацию на свой сервер.

 

Модификация bootmgfw.efi, по свидетельству ESET, возможна только при отключенном режиме безопасной загрузки. Чтобы деактивировать Secure Boot, злоумышленник должен иметь физический доступ к компьютеру либо использовать какую-то уязвимость в прошивке UEFI.

Каким именно образом был внедрен найденный ESPecter, установить не удалось. Во избежание подобных атак эксперты советуют по возможности придерживаться следующих правил:

  • использовать только новейшую версию прошивки;
  • следить за настройками системы;
  • ужесточить контроль доступа к привилегированным аккаунтам;
  • не отключать режим Secure Boot.
Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Минпромторг прорабатывает систему кибербезопасности для автомобилей

Минпромторг заказал обоснование для внедрения в России национальной системы кибербезопасности автомобилей. Ведомство заинтересовала возможность злоумышленников вторгаться в работу систем управления автомобилями.

Как узнало издание «Газета Ру», Минпромторг РФ заказал проведение исследования, направленного на изучение инцидентов в безопасности, которые касались транспортных средств, создать методы анализа защиты программного обеспечения электронных блоков управления автомобилей и разработать для этого нормативно-правовую базу.

В 2023 году на выставке «Иннопром» в Казани была представлена облачная система безопасности подключенных транспортных средств. Ее разработчиками являлись ФГУП «НАМИ», «Лаборатория Касперского» и АО «ГЛОНАСС».

Как отметили опрошенные изданием эксперты, пока модель угроз для автотранспорта отсутствует. Нет четкого портрета злоумышленника, но при этом источники угроз весьма разнообразны.

Они могут привести к различным негативным последствиям, от активации несанкционированных платных подписок до создания аварийных ситуаций из-за вмешательства в работу различных систем автомобиля.

Автотранспорт действительно содержит уязвимые компоненты. Бортовые системы автомобилей были названы среди потенциально уязвимых приемников спутниковой навигации.

Кроме того, опасные уязвимости не так давно были найдены в информационно-развлекательном блоке Mazda Connect, эксплуатация одной из которых грозит вмешательством в работу двигателя, трансмиссии и тормозной системы.

Внедрение такой системы следует начинать на стадии проектирования автомобилей. Как предупреждают эксперты, на уже эксплуатируемые машины, по крайней мере, легковые, устанавливать довольно дорогостоящие системы может оказаться экономически нецелесообразным.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru