Операторы BlackByte поместили ключ шифрования в открытый доступ

Операторы BlackByte поместили ключ шифрования в открытый доступ

Операторы BlackByte поместили ключ шифрования в открытый доступ

Проведенный в Trustwave анализ показал, что шифровальщик BlackByte обходит стороной страны бывшего СНГ и способен самостоятельно распространяться по сети. Его авторы — скорее всего, любители, так как применяемая ими обфускация тривиальна, а единственный ключ шифрования / расшифровки до недавних пор хранился на общедоступном сервере в виде скрытого файла .PNG.

По имеющимся данным, названный вредонос объявился в интернете в минувшем июле. Исследователи из Trustwave наткнулись на него, разбирая недавнюю атаку на одного из своих клиентов.

Поскольку анализ не выявил признаков родства BlackByte с известными семействами шифровальщиков, эксперты пришли к выводу, что зловред написан с нуля, притом не очень умело. Как оказалось, BlackByte шифрует все файлы одним и тем же ключом AES, загружая его с публичного HTTP-сервера; это позволило специалистам создать декриптор, который уже выложен на GitHub.

Атака BlackByte начинается с установки на машину обфусцированного модуля запуска — Obamka.js. Чтобы затруднить реверс-инжиниринг кода, вирусописатели, по словам Trustwave, используют легко преодолеваемые техники — заполнение файла мусором, смену имен переменных, скремблирование. В настоящее время этот JavaScript-лончер детектируют 26 из 58 антивирусов на VirusTotal.

Единственная задача Obamka.js — расшифровка и запуск в памяти основного модуля зловреда (написанной на .NET DLL).

 

Перед шифрованием вредонос пытается обезвредить Microsoft Defender, обойти AMSI и проверяет наличие других защитных решений (Sandboxie, песочницы Qihoo360, антивирусов Avast и Comodo). Он также умеет отключать и деинсталлировать Raccine — утилиту с открытым исходным кодом, пресекающую попытки шифровальщиков удалить теневые копии Windows.

Примечательно, что вшитый в код BlackByte публичный ключ RSA используется только раз — для зашифровки ключа AES, чтобы вставить итоговый код в записку с требованием выкупа. Этот код жертве предлагается указать в письме при установке контакта с вымогателями.

В сети Tor злоумышленники создали сайт-аукцион для публикации данных, украденных у жертв, но функций, обеспечивающих вывод данных с зараженных машин, у шифровальщика обнаружено не было. Исследователи полагают, что операторы вредоноса пытаются таким образом запугать своих жертв и заставить их платить выкуп.

Самораспространение BlackByte по сети происходит примерно так же, как у Ryuk. Вначале он выжидает 10 секунд, а затем начинает перебирать имена хостов (до 1000) из Active Directory, чтобы удаленно включить компьютеры с помощью магических пакетов (Wake-on-LAN, WoL).

Удостоверившись, что устройство успешно «разбужено», шифровальщик пытается внедрить свою копию и в случае успеха создает запланированное задание на запуск. Этот способ самораспространения, по словам экспертов, достаточно примитивен, но вполне оправдывает себя: в той же сети было найдено еще несколько зараженных машин.

Расследование Trustwave, по всей видимости, вспугнуло стоящую за BlackByte группировку: они убрали ключ шифрования из доступа и ушли в тень.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Минпромторг прорабатывает систему кибербезопасности для автомобилей

Минпромторг заказал обоснование для внедрения в России национальной системы кибербезопасности автомобилей. Ведомство заинтересовала возможность злоумышленников вторгаться в работу систем управления автомобилями.

Как узнало издание «Газета Ру», Минпромторг РФ заказал проведение исследования, направленного на изучение инцидентов в безопасности, которые касались транспортных средств, создать методы анализа защиты программного обеспечения электронных блоков управления автомобилей и разработать для этого нормативно-правовую базу.

В 2023 году на выставке «Иннопром» в Казани была представлена облачная система безопасности подключенных транспортных средств. Ее разработчиками являлись ФГУП «НАМИ», «Лаборатория Касперского» и АО «ГЛОНАСС».

Как отметили опрошенные изданием эксперты, пока модель угроз для автотранспорта отсутствует. Нет четкого портрета злоумышленника, но при этом источники угроз весьма разнообразны.

Они могут привести к различным негативным последствиям, от активации несанкционированных платных подписок до создания аварийных ситуаций из-за вмешательства в работу различных систем автомобиля.

Автотранспорт действительно содержит уязвимые компоненты. Бортовые системы автомобилей были названы среди потенциально уязвимых приемников спутниковой навигации.

Кроме того, опасные уязвимости не так давно были найдены в информационно-развлекательном блоке Mazda Connect, эксплуатация одной из которых грозит вмешательством в работу двигателя, трансмиссии и тормозной системы.

Внедрение такой системы следует начинать на стадии проектирования автомобилей. Как предупреждают эксперты, на уже эксплуатируемые машины, по крайней мере, легковые, устанавливать довольно дорогостоящие системы может оказаться экономически нецелесообразным.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru