Банки вернули россиянам лишь 6,8% денег, украденных мошенниками в 2021 году

Банки вернули россиянам лишь 6,8% денег, украденных мошенниками в 2021 году

Банки вернули россиянам лишь 6,8% денег, украденных мошенниками в 2021 году

Согласно статистике Банка России, в прошлом году мошенники украли у держателей счетов около 13,6 млрд рублей, совершив более 1 млн несанкционированных операций. Кредитно-финансовым организациям удалось вернуть клиентам только 6,8% похищенного (920,5 млн руб.) — против 11,3% в 2020 году и 14,6% в 2019-м.

В прошлом году Центробанк придумал, как увеличить долю возврата по мошенническим платежам, предложив автоматически блокировать счет получателя перевода по обращениям граждан, а также упростить судебную процедуру. Эта инициатива не получила большой поддержки: участники рынка опасались, что новый порядок усложнит систему контроля в банках и повысит процент ошибочных блокировок.

По новым данным, количество и объем операций без согласия клиентов за год увеличились на 33,8 и 38,8% соответственно. Регулятор объяснил эту тенденцию активным развитием новых дистанционных платежных сервисов и ростом объема денежных переводов с использованием платежных карт и других электронных средств платежа (ЭСП).

Доля несанкционированных операций в общем объеме ЭСП-переводов составила 0,00130%, то есть осталась в допустимых пределах (до 0,005%), но превысила предыдущие показатели. Чаще всего мошенники, как и прежде, полагались на социальную инженерию — в 49,4% случаев против 61,8% годом ранее и 68,6% в 2019 году.

У физлиц злоумышленникам удалось украсть 12,1 млрд рублей, остальное они выудили у компаний. Индивидуальные потери граждан в среднем составили 11,8 тыс. руб., юрлиц — 349,6 тыс. рублей.

Наибольшее количество мошеннических транзакций было совершено при оплате товаров и услуг в интернете (CNP) — 742,3 тыс., общим объемом 4,1 млрд рублей. Еще больше обманщикам удалось украсть через системы ДБО (мобильные приложения, личные кабинеты на сайтах) — 6 млрд руб., при этом в 78% случаев они использовали элементы социальной инженерии.

Сценарии мошенничества с использованием телефонной связи, согласно ЦБ, почти не изменились. Злоумышленники обычно звонили от имени ИБ-службы банка, правоохранительных органов либо попросту использовали автообзвон. За год регулятор инициировал блокировку свыше 179 тыс. телефонных номеров, задействованных в мошеннических схемах. А передача списка банковских контактов операторам связи позволила заблокировать более 2 млн вызовов, совершенных путем подмены номера.

Фишинговые сайты в большинстве случаев имитировали ресурсы действующих банков или ретейлеров. Мошенники также активно привлекали посетителей, обещая компенсационные выплаты от имени госорганов или оплату участия в тестах и опросах. За год Центробанк направил в адрес регистраторов доменов информацию о 6213 ресурсах, созданных со злым умыслом.

 

В прошлом году регулятор финансовой сферы получил право инициировать блокировку мошеннических сайтов во внесудебном порядке. Этой возможностью он воспользовался 3100 раз — в основном с целью пресечения махинаций на фондовом рынке и ликвидации финансовых пирамид. Ускоренная процедура, по оценкам, позволила сократить время жизни таких ресурсов с нескольких недель до нескольких суток.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Минпромторг прорабатывает систему кибербезопасности для автомобилей

Минпромторг заказал обоснование для внедрения в России национальной системы кибербезопасности автомобилей. Ведомство заинтересовала возможность злоумышленников вторгаться в работу систем управления автомобилями.

Как узнало издание «Газета Ру», Минпромторг РФ заказал проведение исследования, направленного на изучение инцидентов в безопасности, которые касались транспортных средств, создать методы анализа защиты программного обеспечения электронных блоков управления автомобилей и разработать для этого нормативно-правовую базу.

В 2023 году на выставке «Иннопром» в Казани была представлена облачная система безопасности подключенных транспортных средств. Ее разработчиками являлись ФГУП «НАМИ», «Лаборатория Касперского» и АО «ГЛОНАСС».

Как отметили опрошенные изданием эксперты, пока модель угроз для автотранспорта отсутствует. Нет четкого портрета злоумышленника, но при этом источники угроз весьма разнообразны.

Они могут привести к различным негативным последствиям, от активации несанкционированных платных подписок до создания аварийных ситуаций из-за вмешательства в работу различных систем автомобиля.

Автотранспорт действительно содержит уязвимые компоненты. Бортовые системы автомобилей были названы среди потенциально уязвимых приемников спутниковой навигации.

Кроме того, опасные уязвимости не так давно были найдены в информационно-развлекательном блоке Mazda Connect, эксплуатация одной из которых грозит вмешательством в работу двигателя, трансмиссии и тормозной системы.

Внедрение такой системы следует начинать на стадии проектирования автомобилей. Как предупреждают эксперты, на уже эксплуатируемые машины, по крайней мере, легковые, устанавливать довольно дорогостоящие системы может оказаться экономически нецелесообразным.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru