Вредоносный JavaScript из тулкита Parrot TDS обнаружен на 70 000 сайтов

Вредоносный JavaScript из тулкита Parrot TDS обнаружен на 70 000 сайтов

Вредоносный JavaScript из тулкита Parrot TDS обнаружен на 70 000 сайтов

Масштабы TDS-системы Parrot, используемой киберкриминалом, оказались намного больше, чем сообщалось ранее. В 2021 году эксперты Sucuri выявили свыше 61 тыс. зараженных сайтов, работающих как шлюзы в рамках редирект-сервиса, в этом году — уже более 11 тысяч.

О появлении новой системы распределения трафика, которую в Avast нарекли Parrot TDS, стало известно в начале апреля. Ее функционирование обеспечивают скрипты, скрытно устанавливаемые на сайты WordPress и Joomla. Как оказалось, такие заражения в Sucuri отслеживают с февраля 2019 года — под именем NDSW/NDSX. По итогам прошлого года набор вредоносных скриптов, используемый в этой киберкампании, вошел в топ угроз для сайтов, выявленных экспертами.

Атака NDSW/NDSX начинается с JavaScript-инъекций. Вредоносный код внедряется во все файлы .js или добавляется к скриптам, встроенным в HTML-страницы; В редких случаях такой довесок можно обнаружить в базе данных, кешированной каким-нибудь плагином.

Подавляющее большинство вредоносных JavaScript-кодов содержат инструкцию if(ndsw===undefined), поэтому данный компонент тулкита исследователи условно назвали NDSW. Встречаются также варианты скриптов, использующие другую переменную — ndsj.

Основным назначением этих сценариев является запуск второй стадии атаки — доставка и выполнение JavaScript из внешнего источника. Для персонализации этой полезной нагрузки на скомпрометированный сервер обычно внедряется PHP-скрипт (в произвольную папку, но чаще всего — как /wp-admin/css/colors/blue/blue.php).

Этот прокси-компонент кодирует информацию о посетителе сайта (IP-адрес, браузер, реферер) и отправляет их на сервер TDS Parrot. Если ответ содержит ключевое слово «ndsx», происходит JavaScript-инъекция в зараженную веб-страницу — полезная нагрузка при этом выполняется на лету как встраиваемый сценарий. Поскольку скрипт, использующий переменную ndsx, загружается на стороне сервера, его источник невозможно выявить ни мониторингом трафика, ни статическим анализом на уровне клиента.

При отработке NDSX-скрипт скачивает со стороннего сайта финальную полезную нагрузку — откуда и какую, зависит от ранее составленного цифрового отпечатка жертвы. На Windows-компьютеры, по данным Sucuri, чаще всего доставляется JavaScript-загрузчик FakeUpdates, он же SocGholish, о котором в связи с Parrot сообщала Avast. Чтобы не направлять трафик на ресурсы, попавшие в черные списки, операторы TDS-системы часто меняют URL целевых зловредов.

В 2021 году Sucuri очистила от кодов Parrot TDS почти 20 млн JavaScript-файлов, найденных на зараженных сайтах; PHP-компонент был удален более 5400 раз. В этом году неприятных находок пока меньше — в первом случае 1,64 млн, во втором — 2900. Многие их этих сайтов вдобавок содержали бэкдоры, скрипты для черной оптимизации, японоязычный спам, JavaScript-редиректы, используемые в рамках недавно запущенной мошеннической кампании, а также уязвимые или устаревшие плагины и темы.

Взлом серверов для внедрения тулкита Parrot TDS в основном осуществляется с помощью эксплойтов, которых у злоумышленников, по всей видимости, много; этот арсенал постоянно обновляется, в том числе за счет 0-day. Получив доступ, взломщики закрепляют его путем установки бэкдоров и создания учетных записей админа CMS.

Сценарий вредоносных инъекций зависит от используемой уязвимости и уровня доступа, который она обеспечивает. Так, в тех случаях, когда уязвимость позволяет получить админ-доступ к сайту WordPress, хакеры обычно устанавливают фальшивый плагин wp-sp, wp-sps, wp-pimple или wp-dumpme, который создает PHP-прокси и открывает бэкдор, позволяющий выполнить любой код PHP на взломанном сайте.

Поскольку атаки на сайты в рамках текущей кампании NDSW/NDSX разнятся, Sucuri смогла дать лишь общие рекомендации по очистке от инфекции и усилению защиты:

  1. Смените пароль администратора CMS и удостоверьтесь, что все пользователи с админ-привилегиями вам известны.
  2. Проверьте все темы, плагины и другие сторонние компоненты на сайте, удалите незнакомые и неиспользуемые.
  3. Найдите и очистите все зараженные файлы и записи базы данных; их могут быть тысячи, поэтому придется использовать систему мониторинга целостности и бэкап — или как-то иначе автоматизировать этот процесс.
  4. Удостоверьтесь в актуальности CMS и всех компонентов сторонней разработки.
  5. Рассмотрите возможность использования WAF, который будет защищать сайт от большинства известных атак и сдерживать эксплойт, пока ваш софт ожидает обновления.
Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Минпромторг прорабатывает систему кибербезопасности для автомобилей

Минпромторг заказал обоснование для внедрения в России национальной системы кибербезопасности автомобилей. Ведомство заинтересовала возможность злоумышленников вторгаться в работу систем управления автомобилями.

Как узнало издание «Газета Ру», Минпромторг РФ заказал проведение исследования, направленного на изучение инцидентов в безопасности, которые касались транспортных средств, создать методы анализа защиты программного обеспечения электронных блоков управления автомобилей и разработать для этого нормативно-правовую базу.

В 2023 году на выставке «Иннопром» в Казани была представлена облачная система безопасности подключенных транспортных средств. Ее разработчиками являлись ФГУП «НАМИ», «Лаборатория Касперского» и АО «ГЛОНАСС».

Как отметили опрошенные изданием эксперты, пока модель угроз для автотранспорта отсутствует. Нет четкого портрета злоумышленника, но при этом источники угроз весьма разнообразны.

Они могут привести к различным негативным последствиям, от активации несанкционированных платных подписок до создания аварийных ситуаций из-за вмешательства в работу различных систем автомобиля.

Автотранспорт действительно содержит уязвимые компоненты. Бортовые системы автомобилей были названы среди потенциально уязвимых приемников спутниковой навигации.

Кроме того, опасные уязвимости не так давно были найдены в информационно-развлекательном блоке Mazda Connect, эксплуатация одной из которых грозит вмешательством в работу двигателя, трансмиссии и тормозной системы.

Внедрение такой системы следует начинать на стадии проектирования автомобилей. Как предупреждают эксперты, на уже эксплуатируемые машины, по крайней мере, легковые, устанавливать довольно дорогостоящие системы может оказаться экономически нецелесообразным.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru