Персональный антирекорд: в мае в открытый доступ выложили 50 баз данных

Персональный антирекорд: в мае в открытый доступ выложили 50 баз данных

Персональный антирекорд: в мае в открытый доступ выложили 50 баз данных

Последний месяц весны стал лидером сезонных утечек. 50+ баз попали в даркнет, в марте — всего 16. Еще одна майская особенность: раньше хакеры сливали за деньги, теперь за идею и глобальное кибергосподство.

Информационная лента мая “прошита” новостями про утечки ПДн. Слиты базы Яндекс.Еды и Wildberries, Delivery Club и Гемотеста, не избежал атаки даже портал Geekbrains, продающий курсы по ИБ. По запросу “май утечки” Google выдает один миллион результатов.

“В мае и начале июня в даркнет было выложено рекордное количество баз данных российских компаний — более 50”, — фиксируют статистику в Group-IB.

Прочувствовать нарастание массы можно в сравнении: в марте слили 16 баз, в апреле — 32, и вот в мае уже больше 50 пострадавших.

Особенности майской “хандры” не только в количестве утечек. Важный симптом — базы с ПДн больше не товар для торга, их может скачать любой пользователь. Изменился мотив киберпреступников: смысл не в заработке, а в самом ущербе.

Если посчитать всё вместе, в мае в сеть выложили 600 млн строк данных — это примерно 12 тысяч томов “Войны и мира” Толстого. Еще одной особенностью майских утечек стало их изменившееся качество.

Раньше хакеры “стряпали” базу из открытых данных госпорталов и соцсетей, а публике выдавали её за инсайд. Теперь же утечка “качественная”, она затрагивает чувствительную информацию клиентов и сотрудников:

«Практически все базы включают имена клиентов, их телефоны, адреса, даты рождения, а некоторые — хеш паролей, паспортные данные, подробности заказов или результаты медицинских анализов, — оценивают “контент” сливов в Group-IB. — Актуальность большинства баз — весна этого года».

Фактор инсайдеров и сам вал атак становится оправданием утечек. Эксперты призывают смотреть глубже:

«Проблема такого огромного числа инцидентов — в недостаточной защищенности цифровых активов», — считают в департаменте Threat Intelligence Group-IB.

К началу мая исследователи нашли в открытом доступе 400 тыс. баз данных, хранящихся в открытом доступе. Почти 7 500 были «бесхозными» и хранились на российских серверах. Хакер мог просто «поднять базу с пола» и выкатить в публичную сферу.

Глава Anti-Malware.ru Илья Шабанов обращает внимание на еще один «тренд» весенних утечек:

«Часто ущерб от таких инцидентов может быть сразу не очевиден».

База ПДн целиком или частями может появиться в открытом доступе через неделю, месяц или даже полгода, как это было с последней утечкой у «Ростелекома», когда подозреваемый уволился из корпорации еще в прошлом году.

«Чтобы защитить именно БД, может быть недостаточно использовать банальные средства защиты сетевого периметра, системы обнаружения вторжений, XDR и так далее, — резюмирует Шабанов. — Разумно будет обратить внимание на специализированные системы DAM для мониторинга действий пользователей с БД и системы DLP для защиты баз данных от утечек».

Тем временем государство пытается закрутить “кран утечек” штрафами: Минцифры согласовало проект закона, по которому компания, допустившая утечку должна будет заплатить казне от 1 до 3% от годового оборота.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Минпромторг прорабатывает систему кибербезопасности для автомобилей

Минпромторг заказал обоснование для внедрения в России национальной системы кибербезопасности автомобилей. Ведомство заинтересовала возможность злоумышленников вторгаться в работу систем управления автомобилями.

Как узнало издание «Газета Ру», Минпромторг РФ заказал проведение исследования, направленного на изучение инцидентов в безопасности, которые касались транспортных средств, создать методы анализа защиты программного обеспечения электронных блоков управления автомобилей и разработать для этого нормативно-правовую базу.

В 2023 году на выставке «Иннопром» в Казани была представлена облачная система безопасности подключенных транспортных средств. Ее разработчиками являлись ФГУП «НАМИ», «Лаборатория Касперского» и АО «ГЛОНАСС».

Как отметили опрошенные изданием эксперты, пока модель угроз для автотранспорта отсутствует. Нет четкого портрета злоумышленника, но при этом источники угроз весьма разнообразны.

Они могут привести к различным негативным последствиям, от активации несанкционированных платных подписок до создания аварийных ситуаций из-за вмешательства в работу различных систем автомобиля.

Автотранспорт действительно содержит уязвимые компоненты. Бортовые системы автомобилей были названы среди потенциально уязвимых приемников спутниковой навигации.

Кроме того, опасные уязвимости не так давно были найдены в информационно-развлекательном блоке Mazda Connect, эксплуатация одной из которых грозит вмешательством в работу двигателя, трансмиссии и тормозной системы.

Внедрение такой системы следует начинать на стадии проектирования автомобилей. Как предупреждают эксперты, на уже эксплуатируемые машины, по крайней мере, легковые, устанавливать довольно дорогостоящие системы может оказаться экономически нецелесообразным.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru