Kaspersky обнаружила еще одного шифровальщика на Rust — Luna

Kaspersky обнаружила еще одного шифровальщика на Rust — Luna

Kaspersky обнаружила еще одного шифровальщика на Rust — Luna

Аналитики из «Лаборатории Касперского» рассказали о двух вымогателях, появившихся в этом году, — Black Basta и Luna. Оба примечательны тем, что способны работать на разных платформах: Windows, Linux, серверах VMware ESXi.

Объявившийся в феврале шифровальщик Black Basta, на счету которого уже более 40 жертв, нашим читателям знаком. Остановимся на описании более юного Luna, который, подобно BlackCat/ALPHV и Hive, написан на Rust.

Проведенный в Kaspersky анализ показал, что сложностью Luna не отличается: по команде шифрует данные на всех дисках или выборочно — файл test.txt в директории C:/test/ либо все содержимое этой папки. Вместе с тем вредонос использует нетипичную схему шифрования — связку алгоритмов AES и Диффи-Хеллмана для эллиптических кривых (X25519).

В найденном в даркнете объявлении говорилось, что новая вымогательская группировка работает только с русскоязычными партнёрами. Это утверждение и ошибки в записке на английском языке с требованием выкупа навели исследователей на мысль, что авторы Luna — русскоязычные вирусописатели.

Обе разобранные в Kaspersky новинки подтвердили наметившийся тренд в сообществе вымогателей: создание мультиплатформенных зловредов с особым акцентом на VMware ESXi. Внедрение подобного вредоноса на сервер ESXi позволяет зашифровать все виртуальные машины в корпоративной сети, притом с помощью одной-единственной команды. Поддержка VMware ESXi была реализована в Black Basta, RedAlert, BlackCat, Cheers, AvosLocker, RansomEXX, Conti, REvil.

«Мы видим всё больше групп, которые используют кросс-платформенные языки для написания вымогательского ПО, — комментирует эксперт «Лаборатории Касперского» Дмитрий Галов. — Это позволяет им развёртывать свои зловреды в разных операционных системах. Число атак на виртуальные машины ESXi стремительно растёт, и мы ожидаем, что всё большее количество кибергрупп будут использовать эту стратегию».

Для защиты бизнеса от атак шифровальщиков Kaspersky советует принять следующие меры:

  • заблокировать доступ к службам удалённого рабочего стола (RDP) из общественных сетей, усилить пароли для этих сервисов;
  • сфокусировать стратегию защиты на выявлении перемещений по сети и аномалий в исходящем трафике;
  • обзавестись комплексным решением для защиты всей инфраструктуры от кибератак любой сложности, таким как XDR;
  • наладить обучение сотрудников правилам кибербезопасности;
  • предоставить специалистам SOC-центра доступ к самым свежим данным об угрозах (платформы и порталы Threat Intelligence сейчас есть у многих ИБ-компаний, в том числе у «Лаборатории Касперского»).
Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Минпромторг прорабатывает систему кибербезопасности для автомобилей

Минпромторг заказал обоснование для внедрения в России национальной системы кибербезопасности автомобилей. Ведомство заинтересовала возможность злоумышленников вторгаться в работу систем управления автомобилями.

Как узнало издание «Газета Ру», Минпромторг РФ заказал проведение исследования, направленного на изучение инцидентов в безопасности, которые касались транспортных средств, создать методы анализа защиты программного обеспечения электронных блоков управления автомобилей и разработать для этого нормативно-правовую базу.

В 2023 году на выставке «Иннопром» в Казани была представлена облачная система безопасности подключенных транспортных средств. Ее разработчиками являлись ФГУП «НАМИ», «Лаборатория Касперского» и АО «ГЛОНАСС».

Как отметили опрошенные изданием эксперты, пока модель угроз для автотранспорта отсутствует. Нет четкого портрета злоумышленника, но при этом источники угроз весьма разнообразны.

Они могут привести к различным негативным последствиям, от активации несанкционированных платных подписок до создания аварийных ситуаций из-за вмешательства в работу различных систем автомобиля.

Автотранспорт действительно содержит уязвимые компоненты. Бортовые системы автомобилей были названы среди потенциально уязвимых приемников спутниковой навигации.

Кроме того, опасные уязвимости не так давно были найдены в информационно-развлекательном блоке Mazda Connect, эксплуатация одной из которых грозит вмешательством в работу двигателя, трансмиссии и тормозной системы.

Внедрение такой системы следует начинать на стадии проектирования автомобилей. Как предупреждают эксперты, на уже эксплуатируемые машины, по крайней мере, легковые, устанавливать довольно дорогостоящие системы может оказаться экономически нецелесообразным.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru